Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Ваталина
1 ТЕМА 7. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА, ЭГО ПСИХОЛОГИЯ Э. ЭРИКСОНА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ: Понятие об аналитической психологии, ее сущность. Структура личности по К.Г. Юнгу. Эго психология Э. Эриксона, основные положения, характеристика.
3 Ключевые понятия Аналитическая психология – направление в психологии (в том числе «глубинной психологии»), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории К.Г. Юнга и его последователей. По отношению к психоанализу и фрейдизму выступает как направление реформистского толка, не признавшее ряд принципиальных положений классического психоанализа З. Фрейда ( о природе и сущности психической энергии,
4 Ключевые понятия (продолжение) месте и роли сексуальности, специфике и диапазоне действия Эдипова комплекса и т.д.), но принявшее психоанализ в качестве мировоззренческой, теоретической и методологической основы. В аналитической психологии были получены принципиально важные результаты: разработаны понятия и концепции коллективного бессознательного,архетипов, комплекса Электры, создан тест на ассоциацию слов, предложена типология
5 Ключевые понятия (продолжение) Характеров, осуществлены оригинальные исследования по проблемам личности, творчества, мифологии, искусства, религии, символики сновидений, неврозов. Эгопсихология – одно из направлений психоанализа, сформировавшееся под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда – его дочери Анны Фрейд и Гейнца Гартмана, поставившее в центр своих исследований проблемы человеческого «Я»
6 Ключевые понятия (продолжение) Основные идеи Эго психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении человеческого «Я» эго психология уделяет особое внимание вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействию Я и влечений. С момента формирования эго психологии в ней развиваются две доминирующие версии. В версии А.Фрейд и ее последователей эго психология
7 Ключевые понятия (продолжение) акцентирует внимание на изучении Я и его «защитных механизмов», в версии Г.Гартмана и его последователей эго психология исследует преимущественно вторичные функции Я (рациональное мышление, рациональные действия и др.)
8 Ключевые понятия (продолжение) Коллективное бессознательное – часть психики, отличающаяся от личностного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего оно не обязано своим существованием личному опыту и, следовательно, не является персональным приобретением. Личностное бессознательное – состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, которые исчезли из сознания, будучи забытыми или подавленными, оно состоит по большей части из комплексов, эмоционально заряженных воспоминаний, мыслей. В него входят также чувственные впечатления, которым недостает яркости, чтобы быть отмеченными в сознании.
9 Ключевые понятия (продолжение) Содержания коллективного бессознательного никогда не входили в сознание, они обязаны своим существованием наследственности и представлены, в основном архетипами.
10 Требования к знаниям, умениям и навыкам 10 Знания: Аналитической психологии К.Г. Юнга и Эгопсихологии. Умения: -Анализировать прогнозировать поведение клиента с учетом знания его защитных механизмов и понимания проявлений коллективного бессознательного как культурного фактора в мотивации поведения потребителя. Навыки – использования в процессе взаимодействия с клиентом знаний особенностей развития личности, ее возрастного этапа, понимания ее жизненного стиля в различные возрастные периоды.
11 Учебный материал Аналитическая психология К.Г. Юнга Как и З. Фрейд, Юнг посвятил себя изучению влияния неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержания бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно его теории индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции.
12 Учебный материал (продолжение) Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Структура личности по Юнгу представлена тремя взаимодействующими структурами: Эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное
13 Учебный материал (продолжение) С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые потребности и цели и реализует себя все полнее, он считает, что конечная жизненная цель – полная реализация «Я», обретение самости, становление единого, неповторимого, целостного индивида.
14 Учебный материал Эго психология (Э. Эриксон) Теоретические формулировки Э. Эриксона касаются развития Эго. Эго, по его мнению составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал Эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Он отмечает, что развитие Эго связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
15 Учебный материал Эго психология (Э. Эриксон) (продолжение) Эриксон считает, что каждый личностный и социальный кризис представляет собой вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению препятствий в процессе удовлетворения потребностей. Основные положения Э.Эриксона относительно природы человека
16 Учебный материал Эго психология (Э. Эриксон) (продолжение) С точки зрения Эриксона поведение человека изначально детерминировано, но при этом он убежден, что у каждого индивидуума есть возможность (особенно на последних четырех жизненных стадиях) разрешать кризисы, т.е. он отмечает возможность свободного выбора человека. Что касается проективности – реактивности, то Эриксон считает, что в начале своего развития индивидуум обладает выраженной реактивностью, с течением времени (после четырех первых кризисов) становясь более проактивным.
17 Учебный материал Эго психология (Э. Эриксон) (продолжение) Гомеостаз – гетеростаз С точки зрения Э. Эриксона, люди постоянно, в ходе своего психосоциального развития принимают вызовы, возникающие в кризисные этапы жизни, что позволяет им достигать личностного роста и расширять свои возможности. В этом смысле Эриксона можно считать приверженцем гетеростаза.
18 Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте понятие и основные принципы в подходе к человеку аналитической психологии К.Г. Юнга. Раскройте содержание структуры личности по Юнгу. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию человека в Эгопсихологии Э. Эриксона. Обоснуйте суть основных положений Эриксона относительно природы человека
19 Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, Социальная психология личности в вопросах и ответах: уч. пособие/ Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
20 Рекомендуемая литература: дополнительная литература Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.