Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Григорова
1 ЛЕКЦИЯ 6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
2 ВОПРОСЫ 1. Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика). 3. Патристика. Учение Августина. 4. Схоластика. 5. Философия Ф. Аквинского. 6. Проблема универсалий реализм номинализм концептуализм
3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Общая характеристика Средневековья В I-II в. н.э. в Римской империи распространяется Христианская религия. В поздней античности в философии происходит сближение с религией и мистикой. Средневековье – от распада Римской империи (V в.) до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.)
4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Основы христианства источник – иудейская монотеистическая религия. креационизм – «творение мира из ничего». человек – существо привилегированное создание по образу и подобию Бога. пространство веры, а не разума человек представлен в трех измерениях: «тело», «душа», «дух». воскрешение из мертвых – возвращение к жизни (и телесное).
5 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Ранние христианские течения Гностицизм (II в.) – дуалистическое объяснение мира; мистическая направленность. Манихейство (Мани – г.г.) – мир как постоянная борьба света и тьмы (влияние зороастризма). Апологеты (Тертуллиан – ок г.г.) несовместимость философии и веры «верую, ибо абсурдно». Апологеты (Ориген – ок г.г.) синтез разума, философии и веры.
6 ПАТРИСТИКА Отцы Церкви На Западе (латинские) На Востоке (греческие) Каппадокийские Отцы Василий Великий ок Григорий Назианзин ок Григорий Нисский ок ок. 394 Поздняя патристика Иоанн Дамаскин ок до 753 Псевдо-Дионисий V-VI в. Максим Исповедник ок. 580 – 662 Аврелий Августин ок ок. 430 Северин Боэций ок
7 ПАТРИСТИКА Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия
8 ПАТРИСТИКА Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к Порфирию. Боэций. Утешение философией. Псевдо-Дионисий. Ареопагитики: Об именах Божиих Таинственное богословие О небесной иерархии О церковной иерархии Иоанн Дамаскин. Источник знания: Диалектика Точное изложение православной веры Основные сочинения Аврелий Августин Иоанн Дамаскин Северин Боэций Псевдо-Дионисий
9 ПАТРИСТИКА Б. Гоццоли. Видение св. Августина. В. Васнецов. Православные епископы. Василий Великий Григорий Назианзин
10 ПАТРИСТИКА Учение Августина Бог является высшей сущностью. Бог центр философского мышления (теоцентризм). Бог наивысшее благо и причина блага. Бог главный предмет познания.
11 ПАТРИСТИКА Истина о Боге познается через веру, а не через разум. Вера не заменяет разумного понимания. Вера стимулирует понимание «верую, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить». Вера и разум взаимодополнительны.
12 ПАТРИСТИКА Душа близка Богу и бессмертна. В душе отражается Бог. Тезис Сократа «Познай самого себя» по Августину – познание себя как образа и подобия Бога.
13 ПАТРИСТИКА Основа духовной жизни воля, а не разум. Волюнтаризм (voluntas – лат.) – учение о первенстве воли. Свобода – свойство воли. Возможность понимать благо и творить зло.
14 Проблема теодицеи Теодицея (греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) – букв., «оправдание Бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия. Лейбниц Эпикур Цицерон Августин
15 Проблема теодицеи Если Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? или может уничтожить зло, но не желает этого – или желает уничтожить зло, но не может (не в силах) – тогда Он не всеблаг; тогда Он не всемогущ. Выходит, что Бог Поскольку как то, так и другое противоречит понятию Бога, приходится отрицать либо бытие Бога, либо реальность зла.
16 Три варианта теодицеи Зло не есть что-то само сущее, а представляет собой просто отсутствие (недостаток) блага. Так называемые «недостатки» способствуют высшему благу, мнение же о реальности зла есть следствие абсолютизации частной точки зрения. Добро, творимое свободно, выше добра, творимого по необходимости, зло же есть результат злоупотребления человеком свободной волей. Никакого зла на самом деле нет. Сотворённый Богом мир есть лучший из возможных. Почему же Бог допускает недостаток блага? Зачем же Бог сотворил мир, если творение не может быть совершенным?
17 ПАТРИСТИКА Учение Августина Учение о предопределенности Адам родился свободным и безгрешным. Искушенный дьяволом он совершил грех. Все люди обременены грехом.
18 ПАТРИСТИКА Учение Августина Два града (царства). «Град земной» – люди самолюбивые, эгоистичные «Град небесный» – любовь к Богу до самозабвения
19 СХОЛАСТИКА (IX – XVвв.) Носит религиозный характер Мир не имеет самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу. Цель: не в нахождении истины (она дана в откровении), а в том, чтобы изложить и доказать истину посредством разума (философии) «Разум есть могущественная природа человека»
20 СХОЛАСТИКА Ансельм Кентерберийский (1033/ ) Пьер Абеляр ( ) Пётр Ломбардский (ок ) Альберт Великий (ок ) Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок ) Фома Аквинский (1225/ ) Иоанн Дунс Скот (ок ) Уильям Оккам (ок /49 ) Аоста Бек Париж Рим Баньореджо Палле Дунс Оккам Оксфорд Аквино Лауинген Кёльн Лумеллоньо
21 СХОЛАСТИКА Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta. Основные сочинения Пьер Абеляр Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский Дунс Скот
22 СХОЛАСТИКА Рафаэль «Диспута». Фома Аквинат Бонавентура Дунс Скот Августин
23 СХОЛАСТИКА Л. Синьорелли. «Учители Церкви».
24 ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО Разум и философия суть веры. Философия должна служить вере. Религиозные истины можно толковать в категориях разума.
25 МИР КАК ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ Бог смысл и цель всего сущего наисовершейнешая реальность Духовная сфера и сфера сверхъестественного Мир людей Мир растений и животных Неживая природа
26 Понятие: сущность – эссенция (essentia) существование – экзистенция (existentia) У всех сотворенных вещей сущность не согласуется с существованием. У Бога сущность тождественна существованию.
27 Общие понятия (универсалии) существуют в единичных вещах. Образуются в человеческом разуме при абстрагировании. Существуют до вещей, как идеальный прообраз. ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛИЙ УМЕРЕННЫЙ РЕАЛИЗМ
28 Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Чудеса (коллективный мистический опыт) Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т.п.) Онтологическое Космологическое Телеологическое Каузальный вариант Модальный вариант
29 Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога Онтологическое доказательство Бог как абсолютно совершенная сущность Космологическое доказательство Телеологическое доказательство Каузальный вариант Бог как первопричина (причина всех причин) Бог как безусловно необходимая сущность Бог как разумный устроитель мира Модальный вариант
30 Проблема универсалий Основные сочинения Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.). Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.). Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.). Северин Боэций Пьер Абеляр Аристотель Порфирий
31 Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)
32 Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо». Лошадь (вид)Человек (вид)
33 Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество». Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.
34 Проблема универсалий Антисфен Платон – Человека и лошадь вижу, а человечности и лошадь насти не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.
35 Проблема универсалий Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Платон Аристотель
36 Проблема универсалий Реализм и номинализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).
37 Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением. Однако роды и виды существовать не могут. Ведь сколько бы ни было видов, во всех них – один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет, каждый вид в одно и то же время имеет целый род. Следовательно, если один род находится в одно и то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть, чтобы целое, находясь одновременно во многих [вещах], было в самом себе едино по числу. Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино; и то же самое следует сказать и о виде. Проблема универсалий Аргументация номиналистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.
38 А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет последнего рода, но над всяким родом будет другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность: так же как множество живых существ требует объединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный оттого, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих; и для этих двух родов требуется [третий общий] род, а когда он будет найден, тотчас же, по вышеизложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего]; таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность, ибо никакого логического предела здесь нет. Проблема универсалий Аргументация номиналистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.
39 Проблема универсалий Аргументация номиналистов и одновременно, либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей, как могут быть общими колодец и источник, раб или лошадь; и при этом составлять и образовывать субстанцию тех, для кого он является общим. ведь он должен быть общим так, чтобы и целиком находиться в отдельных [видах], либо она становится общей для всех одновременно, но тогда она не составляет субстанции тех, для кого является общей, как, например театр, общий для всех зрителей. ибо единая вещь может быть общей либо частями, и тогда собственностью единичных [вещей] является не вся она целиком, но её части; А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих: Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов: Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.
40 Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна. (тогда она не будет универсалией); либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков подклассов (тогда она не будет их сущностью). (что нелепо); либо ни одним из взаимоисключающих признаков подклассов либо всеми взаимоисключающими признаками подклассов Проблема универсалий Аргументация номиналистов Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать
41 Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно. (тогда оно не будет целым числом «вообще»); либо только чётным (вариант: только нечётным) (тогда чётные и нечётные числа не будут целыми числами). (что нелепо); либо ни чётным, ни нечётным либо одновременно чётным и нечётным Проблема универсалий Аргументация номиналистов Например, все целые числа подразделяются на чётные и нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел, есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть
42 Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами собственными), потому что тогда они не будут универсалиями. Проблема универсалий Аргументация реалистов Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если они не имеют смысла, у нас нет никакого знания. Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей, не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла.
43 Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.
44 Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит его не так, как оно само есть. Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным. Дело в том, что существует много вещей, которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены, либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования. Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах. Но постигаются они отдельно от чувственного, и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.
45 Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует. [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.
46 Проблема универсалий Аргументация концептуалистов … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.
47 Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм (Крайний) номинализм Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). (Крайний) реализм Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Концептуализм Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Существуют и мыслимы только единичные вещи. Мыслимо только общее, и только общие сущности по-настоящему и существуют. Существуют только единичные вещи, но мыслимо только общее.
48 Проблема универсалий Концептуализм Универсалии существуют трояко: до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах (in rem) – как их общие свойства; после вещей (post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский
49 Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Реализм Номинализм Крайний реализм Умеренный реализм Умеренный номинализм Крайний номинализм Ансельм Кентерберийский (1033/ ) Гийом из Шампо (ок – 1121) Росцеллин (ок – ок. 1125) Альберт Великий (ок ) Фома Аквинский (1225/ ) Пьер Абеляр ( ) Платон АристотельАнтисфен Терминизм Уильям Оккам (ок /49) Концептуализм
50 Вопросы?
51 ВОПРОСЫ 1. Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика). 3. Патристика. Учение Августина. 4. Схоластика. 5. Философия Ф. Аквинского. 6. Проблема универсалий реализм номинализм концептуализм
52 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.