Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Сиротина
2 УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
3 А.Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал. Приход ничей Его покуда не тревожил. Но я пришел, и сонм грачей Взлетел, крича, и весь он ожил. Они, к полудню прилетев С прогулок утренних по нивам, Качались на верхах дерев В расположении сонливом. Я помешал; я их спугнул. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки. Иным грачей несносен крик; А я его люблю, напротив. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом - дома. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема.
4 Алексей Кондратьевич Саврасов ( ) Р усский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели». Б ыл одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1850 году он окончил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника. А.К. Саврасов е гг. Автор неизвестен
5 «Вид в окрестностях Ораниенбаума» 1854 В 1854 году Саврасов написал картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума». Полотно было исполнено с таким мастерством и искренним чувством, что императорская Академия художеств присвоила Саврасову почетное звание академика живописи.
6 «Грачи прилетели» (1871) знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Она является самым известным произведением Саврасова. В конце 1871 года картина впервые предстала перед публикой. «Грачи прилетели» стали открытием в живописи. Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже А. Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.
7 Словарная работа РЕПЛИКА (от лат. "обратное движение, поворот, возобновление") повторение ранее существовавшей или существующей композиции. В отличие от копирования или реставрации, способ реплики имеет творческий характер, поскольку предполагает вариацию, изменения в деталях, нюансах формы, рисунка, цвета. Обычно художники выполняют реплики картин, пользующихся популярностью 1. __________________________ 1 Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства. –
8 Сравните следующие две реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Какие изменения в деталях, форме, рисунке, цвете вы заметили?
9 Реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» «Весна. Грачи прилетели» 1872 «Грачи прилетели» 1879
10 Реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» «Грачи прилетели» 1880-е годы «Грачи прилетели. Пейзаж с церковью» 1894
11 Реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» «Грачи прилетели» 1871 «Грачи прилетели» 1879
12 А.К. Саврасов «Грачи прилетели» 1871 Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»
13 Словарная работа Пейзаж - (фр. Paysage, от pays страна, местность) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении 2. ______________ 2 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
14 Саврасов – родоначальник лирического русского пейзажа Выберете из данных определений такое, которое характеризует значение сочетания «лирический русский пейзаж» Лирический род поэзии; Лирический поэтический, взволнованный, задушевный; Лирический мягкий, нежный тембр голоса 3. ___________________ 3 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
15 Словарная работа Передний план картины – это то, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами. Задний план картины – это то, что находится в отдалении от рассматривающего картину.
16 Работа по картине Передний план: весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, снег, домики. Задний план: деревня, бескрайние дали, просторы, широта русской земли, небо, церквушка, пруд.
17 Работа в группах Группы описывают: Первая группа: пейзаж, цвет, звук, ощущения. Вторая группа: передний план (грачи, берёзы, снег, домики) Третья группа: задний план (небо, церквушка, пруд)
18 Опорные слова Пейзаж: очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством. Цвет: желто-голубой, серовато-коричневый, желтовато-бурый, голубой, голубовато-серый. Ощущения: легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха. Звук: птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд.
19 Опорные слова Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые. Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей. Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое. Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез. Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками. Церквушка – старая, обветшалая. Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
20 План сочинения 1. Алексей Кондратьевич Саврасов– основоположник лирического русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели». 2. Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»: -пробуждение весны; -грачи-главные герои картины; -изобразительные средства картины: цвет, ощущения, запах. 3. Чувства, которые вызвала у меня эта картина.
21 Отрывок из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели» Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает: - Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.
22 Работа с текстом Какова тема текста? Какова основная мысль текста? Каков тип речи текста? Назовите стиль текста. Найдите в тексте эпитеты, с помощью которых автор описывает грачей. Скажите значение слова «гвалт». Объясните написание подчёркнутых орфограмм: белоносые, ссорятся, чуть-чуть, письменный (стол), счастливый, грустный. Объясните знаки препинания в данном случае. Михайлыч слушает и похваливает: - Отлично поют! Начертите схему данного предложения и объясните знаки препинания. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет.
23 Возьмите на заметку Михайлыч. В разговорных формах отчеств от мужских имен суффиксы -ович, -евич заменяются суффиксами -ыч, - ич (Александрович Александрыч; Михайлович - Михайлыч). Трехчленное именование людей имя, отчество, фамилия особенность русского языка. Отчество знак вежливости, почтительного отношения к человеку. В просторечии существует обычай называть человека в знак глубокого уважения к нему не по имени, а только по отчеству (Михайлович, Андреевич или Михайлыч, Анд реич ) 4. ________________________ 4 Портал gramota.ru
24 Пример сочинения «Грачи прилетели» представляет собой скромный пейзаж, до мельчайших подробностей знакомый любому жителю средней полосы России, наполненный высокой поэзией и лиризмом. Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуется душа и боль русского человека. На переднем плане изображена группа кривых берёз, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнёзда. За ними среди серых бревенчатых домов возвышается шатровая колокольня сельской церкви, а вдали талым снегом синеют обширные поля. Сквозь прозрачный и влажный воздух передано движение справа налево мягкого света от косых лучей весеннего солнца. На чуть потемневшем, но всё ещё белом снегу лежат лёгкие тени берёз, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористическая гамма, у которой в пределах одного цвета малозаметно меняются холодные и тёплые тона, наиболее достоверно передаёт состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна лёгким дуновением тёплого ветра. В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения 5. _____________________________ 5 Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010 [с.18-21]
25 Литература Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010; Портал gramota.ru; Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства. – 2004 – 2009.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.