Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Кисловская
1 Тема 4. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
2 План лекции Роль бизнеса в обществе Этика и современное управление Социальная ответственность организации Управление этикой и социальной ответственностью компании
3 Выгоды внесения изменения в конструкцию "Ford Pinto" Экономия: 180 смертей; 180 серьезных травм; 2100 автомобилей Издержки на одну единицу: $200 тыс. в результате смерти, $67 тыс. в результате серьезной травмы; $700 на автомобиль Итого: $49,5 млн.
4 Затраты, связанные с внесением изменений Объем продаж: 11 млн. автомобилей; 1,5 млн. легких грузовиков Издержки на единицу: $11 на автомобиль; $11 на грузовик Итого: $137,5 млн.
5 РОЛЬ БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ Милтон Фридман : роль бизнеса в обществе ограничивается производительной деятельностью в условиях конкурентной рыночной экономики
6 РОЛЬ БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ (продолжение) КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: социальный контракт основывается на взаимных признанных обязательствах общества и бизнеса
7 К. Дэвис: « Если в долгосрочном периоде общество оценивает поведение наделённого властью индивида как безответственное, он неизбежно утратит ее»
8 ЭТИКА – это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий.
9 Иерархические уровни этики Микроуровень Макроуровень Мировой уровень
10 Основные системы норм, определяющие действия человека и организаций Законодательная система (Правовые нормы) Этическая система (Социальные нормы) Система свободы выбора (Личные нормы) Высокая Степень выраженного контроля Низкая
11 Стадии морального развития личности предшествующее развитие общее развитие Стадия 3: Последующее развитие Стадия 1: Стадия 2: Действия служат собственным интересам. Послушание ради самого себя Выполняет обязанности, возлагаемые на него социальной системой. Соблюдает законы Следует индивидуальным принципам добра и справедливости. Соблюдает баланс между личными и общественными интересами Стиль лидерства: Авторитарный Направляющий, ориентированный на командную работу Трансформирующий или обслуживающий Поведение подчиненных: Выполнение задач Совместная работа в группах Участвуют в управлении
12 Система корпоративной этики Инфраструктура корпоративной этики (должности, функциональные обязанности, специальные организационные структуры и линии коммуникации) Политики, программы, стратегии в сфере корпоративной этики (письменно зафиксированные и реализуемые) Документация этического характера (моральный кодекс или иные документы о ценностях компании)
13 Анализ воздействия культуры компании на ее этику Герои организации. Какие ценности они представляют? Какое решение они приняли бы в случае этической дилеммы? Ритуалы компании. Стимулируют ли они этичное поведение. Кто получает награды? Какие сигналы об этике поведения получают новые члены организации? Должны ли они беспрекословно подчиняться приказам или приемлемо обсуждение действий? Истории и мифы организации. В чем заключается «доблесть» героев: в отстаивании этичной позиции или в умении подчиняться? Принято ли в компании обсуждение этических проблем? Влияет ли это на процесс принятия решений? Какие неформальные процессы социализации приняты в компании? Какие нормы поведения (этичные или неэтичные) они пропагандируют?
14 ЭТИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА возникает в ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными из-за своих негативных моральных последствий
15 ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ МОРАЛИ (подходы к принятию этических решений) Деонтология, или «этика принципа» Утилитаризм, или «этика последствий» Телеология, или «этика цели» Эгоизм, или «этика собственного интереса»
16 ПРОБЛЕМЫ Деонтология: Какими правилами должна руководствоваться компания? Интересы каких групп (акционеры, менеджмент, рабочие) приоритетны для менеджмента? Утилитаризм: Если критерием моральности решений является прирост благ, то кто определяет о каких выгодах идет речь и за какой период времени?
17 ПРОБЛЕМЫ (продолжение) Телеология: Если средства оправдывают целью, кто определяет ее этичность? Эгоизм: Вопрос в том, чей интерес является основным. Поскольку собственность отделена от менеджмента, будут ли совпадать интересы владельцев предприятия и его руководства?
18 «Пламя очага согреет вас и в Греции, и в Персии; но представления населяющих их народов о правильных и недопустимых действиях различны» (Геродот, 350 г. до н. э.) ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ: принципы морали определяются, прежде всего, обществом, в котором они сформировались.
19 1 ЭТАП: Собирается информация для всестороннего обоснования решения 2 ЭТАП: Подбираются соответствующие этические макро- и микро нормы 3 ЭТАП: После исключения неприемлемых вариантов готовятся два варианта этического обоснования – желательное и минимально приемлемое 4 ЭТАП: Выясняется, возможно ли преобразование минимально приемлемого обоснования в желательное 5 ЭТАП: При недостаточности этического обоснования принимаемого решения следует руководствоваться другими обоснованиями (экономическими, технологическими, социальными) Модель принятия этически обоснованного решения
20 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой компании
21 ЗАИНТЕРЕСОВАННОЙ ГРУППОЙ называется любое сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании и характеризующееся определенной скоростью реакции. Акционеры Потребители Работники Поставщики/деловые партнеры Сообщества Общество Окружающая среда Будущие поколения
22 Пирамида корпоративной ответственности (Archie B. Carroll) Экономическая ответственность (получение прибыли) Юридическая ответственность (подчинение закону) Этическая ответственность (следование моральным нормам) Филантропическая ответственность (улучшение благосостояния общества и качества жизни)
23 РЕАКЦИЯ КОМПАНИИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ Проактивность (принятие социальных инициатив) Приспособление к ситуации (принятие новых этических обязанностей) Защита (делать только то, что потребует закон) Обструкция (сопротивление) Высокая Степень социальной ответственности Низкая
24 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭТИКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РУКОВОДИТЕЛЕЙ МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
25 Моральный (этический) кодекс – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению работниками предприятия
26 МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС Принцип соучастия Принцип человеческого достоинства Принцип открытости
27 Этические принципы менеджера: 1.«золотое» правило; 2. принцип разумного сочетания; индивидуального и коллективного начала в работе менеджера; 3. принцип этичного поведения руководителя; 4. принцип доверия; 5. принцип бесконфликтности; 6. принцип справедливости.
28 Этический аудит - практика систематического анализа степени, в которой действия организации соответствуют этическим нормам. Этический аудит способствует: Формулированию этических приоритетов; Анализу успехов и ошибок менеджмента; Укреплению обратной связи и непрерывному совершенствованию компании
29 РЕЗЮМЕ Соблюдение этических принципов и социально ответственная деятельность ни в коей мере не наносят ущерба организациям. Напротив, менеджеры и их компании могут внести свой вклад в улучшение жизни общества и одновременно добиться повышения экономических показателей. Люди устали от неэтичных и социально безответственных поступков многих коммерческих фирм!
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.