Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Ельчанинова
1 Творчество
2 Свои первые рассказы Антон Павлович Чехов начал писать еще в школе, где он выпускал собственный рукописный журнал «Зритель». Эти рассказы остались неизвестными. А 1880 году, когда Чехову было 20 лет, в настоящих журналах появляются его первые юмористические рассказы, которые быстро стали популярными.
3 Успех вдохновляет Чехова, он начинает много печататься в многочисленных юмористических изданиях. В ранних рассказах Чехов рассматривает много веселых и анекдотичных ситуаций. Это, наверное, потому, что веселость была в натуре самого автора. Читая некоторые произведения раннего Чехова, мы добродушно смеёмся над персонажами, которых одолевает жадность или тщеславие. Они могли бы жить в любую эпоху – с лёгкостью мы узнаем в них и себя.
4 Например, рассказ «Хирургия». В этом рассказе Чехов хотел рассказать, что слова и дела часто расходятся. Фельдшер должен уметь лечить, но он не умеет лечить. А дьячок должен уметь терпеть боль и обиду, как учит вера и профессия, но вместо слов веры в адрес фельдшера сыпется проклятья. Оба не умеют делать то, о чем они говорят. Так и в настоящей жизни многие люди не умеют лечить, а лечат, не умеют водить машину, а водят, не умеют руководить, а руководят.
5 Или рассказ «Тонкий и толстый», в котором один из героев, узнав о том, что его друг стал большим начальником, сразу же превращается из друга детства в подхалима, лакействующего человека.
6 В первые годы своей творческой деятельности Чехов старается печатать как можно больше юмористических рассказов. Ведь печатание в юмористических журналах долгое время было средством заработка. Ну а читателям было интересно увидеть уродливые стороны российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно- бытовые и общественные явления.
7 В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (Огни, 1888), социального дарвинизма (Дуэль, 1891), радикального народничества (Рассказ неизвестного человека, 1893) ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (Три года, Супруга, Ариадна, все 1895), аномальных явлений психики (Черный монах, 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова хмурые, скучные, живущие в сумерках люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
8 Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, шутки, водевили (Свадьба, 1890), комедию Леший (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы объективной прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась случайными репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, посторонними звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы Чайка на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес (Дядя Ваня, 1899; Три сестры, 1901, Вишневый сад, 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
9 В конце 1890-х начале 1900-х гг. Чехов признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам художественной объективности, Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (Моя жизнь, 1896; Мужики, 1897; В овраге, 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе Дом с мезонином (1896), маленькой трилогии Человек в футляре, Крыжовник, О любви (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают тоску по идеалу, переживают стремление к новой, лучшей жизни (По делам службы, 1898; Архиерей, 1902; Невеста, 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
10 Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.