Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОксана Волконская
1 8. Государственное регулирование цен Ценообразование Маркетинг Институт международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции
2 Цель и задачи: Цель лекции: выявить сущность и основные направления государственной ценовой политики в России Задачи: -Дать определение прямого регулирования цен -Показать основные формы прямого регулирования цен -Выявить сущность и формы косвенного регулирования цен
3 План лекции: 1. Ценовая политика 2. Основные направления государственной ценовой политики 3. Политика регулирования цен, государственный контроль ценообразования 4. Прямое государственное регулирование цен 5. Косвенное регулирование цен 6. Меры косвенного регулирования цен
4 Ключевые понятия: Ценовая политика –часть экономической политики государства,которая состоит в том, что она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий Прямое регулирование цен –административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования. Косвенное регулирование цен- - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Меры косвенного регулирования цен–включают государственные закупки, налоговую систему, регулирование денежного обращения и кредита, политику государственных инвестиций, регулирование государственных расходов, установление норм амортизации
5 Государственное регулирование цен В соответствии со ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находятся основы ценовой политики. Опираясь на это положение, Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение, что проявляется в следующем: Она содействует развитию рыночных отношений через создание условий для конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности; Служит средством защиты частной государственной, муниципальной и иных форм собственности; Способствует замедлению инфляции и смягчению её негативных экономических и социальных последствий
6 Основные направления государственной ценовой политики В России на ближайшую перспективу определены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 г. 221 и Постановлением Правительства РФ по данному вопросу от 7 марта 1995 г. 239 Самое главное в названных документах: Во-первых последовательное провидение либерализации цен и тарифов. Либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Во-вторых осуществление государственное регулирования цен и тарифов в отраслях относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий злоупотребления в части завышения цен и тарифов на свою продукцию и сокращения объемов производства, необходимо их государственное регулирование.
7 Политика регулирования цен в сфере естественных монополий Является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство. Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий осуществляет органы исполнительной власти субъектов Федерации. Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие контроль ценообразования. Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций: Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящиеся в их введении все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов. Принимают решения о финансовых санкциях и взыскании суммы штрафа в установленном размере. В ходе проверки или после неё дают предписание, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов Привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. При выявлении нарушении порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами
8 Прямое государственное регулирование цен Прямое регулирование цен – административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.
9 Основные формы прямого регулирования цен: Общее замораживание цен (применяется при чрезвычайно сильной инфляции в экономике) и замораживание цен на отдельные товары. Установление фиксированных цен и тарифов. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам не превышающим фиксированные цену. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального) Установление предельного норматива рентабельности. Он применяется при регулирования цен на продукцию предприятий – монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. Установление предельных размеров снабженческо–сбытовых и торговых надбавок. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводится декларирование оптовых (отпускных цен) на отдельные виды продукции. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цен превышает рекомендуемый уровень может применяться прогрессивная налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные. Установление паритетных цен. Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чистого рыночного хозяйствования. Подобный результат может быть достигнут путем использования договорных цен, так и через размещения государственных заказов и закупок.
10 При чрезмерном государственном регулировании цен Рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Несвязанное с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.
11 В случае полного отхода государства от участия формировании цен и их регулирования Разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми. Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителем уровня продажных цен и по средством субсидирования издержек производства.
12 Косвенное государственное регулирование цен Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов влияющих на них. Осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот. Меры косвенного регулирования цен – включают государственные закупки, налоговую систему, регулирование денежного обращения и кредита, политику государственных инвестиций, регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.
13 Косвенное регулирование цен осуществляется путем: Применения льготного налогообложения Льготного кредитования Субсидирования и дотирования из бюджета Заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги и т.д. Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными методами государственного регулирования.
14 Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит ценовая политика? 2. Что относится к прямому регулированию цен? 3. Основные формы прямого регулирования цен. 4. Что включается в себя косвенное регулирование цен? 5. Меры косвенного регулирования цен. 6. Что такое чрезмерное государственное регулирование? 7. Что происходит в случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования? 8. Что такое общее замораживание цен? 9. Когда используется установление фиксированных цен и тарифов? 10. В каких случаях используется установление предельного норматива рентабельности?
15 Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит понятие цены? 2. Что такое ценообразование? 3. Какие модели ценообразования существуют? 4. В чем состоит затратная модель ценообразования? 5. Что такое рыночное ценообразование? 6. Кто из ученых-экономистов заложил основы затратной модели ценообразования? 7. Кто из ученых-экономистов исследовал рыночное ценообразование? 8. Какова роль фирмы в процессе ценообразования в плановой и рыночной экономике? 9. На какие группы делятся факторы колебания цены вокруг стоимости товара? 10. Из каких факторов состоит группа внешних и внутренних факторов ? 11. Пояснить роль каждого фактора при отклонении цены от стоимости товара
16 Рекомендованная литература: 1.Э.А.Уткин Цены. Ценообразование. Ценовая политика.-М., Цены и ценообразование: Учебник для вузов.3-е изд. Под ред.В.Е.Есипова.- Спб., Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник-М.,2000
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.