Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимур Карачинский
1 9. СТАТИСТИКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 9.1. Показатели прибыльности и рентабельности Статистическое изучение прибыли Статистическое изучение рентабельности Оценка экономической эффективности производства.
2 9.1. Показатели прибыльности и рентабельности Конечным результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль от- четного периода (балансовая прибыль). Балан- совая прибыль представляет собой сумму финансовых результатов всех структурных подразделений, находящихся на балансе предприятия. Она включает следующие составляющие:
3 1) прибыль от реализации продукции – разность между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов) и издержками на реализованную продукцию (работы, услуги); 2) операционные доходы - разность между выручкой от реализации, списания и прочего выбытия основных средств, нематериальных и прочих активов (за вычетом налога на добавленную стоимость) и завтрат на их производство или приобретение; 3) внереализационные доходы – разность полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек, а также проценты по счетам за хранение средств в банке, дивиденды по акциям, доходы по облигациям, прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году. После уплаты из балансовой прибыли платежей в бюджет в распоряжении предприятия остается чистая прибыль.
4 Показатели прибыли характеризуют абсолютную величину эффекта хозяйственной деятельности предприятия. На их основе рассчитываются относительные показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов и всей производственно-хозяйственной дея- тельности предприятия. Основными показателями рентабельности являются рентабельность продукции и рентабельность предприятия.
5 Рентабельность продукции (R) - это отношение прибыли от реализации продукции (П) к ее полной себестоимости (С): Рентабельность предприятия (R п ) – это отношение суммы балансовой прибыли (БП) или чистой прибыли (ЧП) к средней за период стоимости основного ( ) и оборотного капитала ( ):
6 9.2. Статистическое изучение прибыли При статистическом изучении прибыли не только анализируется сумма прибыли и ее изменение, но и исследуется влияние факторов на сумму прибыли. Основную часть балансовой прибыли отчетного периода составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), поэтому ее изучению уделяется особое внимание.
7 На величину изменения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы: изменение цен на реализованную продукцию; изменение себестоимости реализованной продукции; изменение ассортимента реализованной продукции.
8 Влияние факторов на отклонение фактической прибыли от реализации продукции от прибыли, предусмотренной планом, или от прибыли предыдущего периода определяется по следующему алгоритму: 1) влияние изменения цен на реализованную продукцию: где - стоимость реализованной продукции отчетного периода, фактическая и в плановых ценах; - фактическая себестоимость реализован- ной в отчетном периоде продукции.
9 2) влияние изменения себестоимости реализованной продукции: где - себестоимость реализованной в от- четном периоде продукции, исчисленная исходя из планового уровня издержек;
10 3) влияние изменения объема реализованной продукции: где - стоимость реализованной продукции по плану; - себестоимость реализованной продукции по плану.
11 4) влияние изменения ассортимента реализованной продукции:
12 Влияние изменения ассортимента реализованной продукции на прибыль от реализации продукции можно определить также сальдовым методом, если из общего отклонения фактической суммы прибыли от реализации от планового вычесть полученные выше отклонения за счет отдельных факторов: Суммарное значение влияния рассмотренных факторов соответствует величине абсолютного изменения прибыли от реализации продукции П a = П – П p – П z – П q
13 9.3. Статистическое изучение рентабельности Изучение рентабельности предприятия пред- полагает определение влияния факторов, формирующих ее уровень. Так, изменение рентабельности предприятия зависит от изменения величины балансовой прибыли и изменения среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала.
14 Влияние факторов на отклонение фактической рентабельности предприятия от рентабельности, предусмотренной планом, или рентабельности предшествующего периода определяется в соответствии со следующей схемой: 1) влияние изменения величины балансовой (чистой) прибыли: где БП 1 (ЧП 1 ) и БП пл (ЧП пл ) – балансовая (чистая) прибыль за отчетный период, фактическая и по плану; (ОФ 1 +ОС 1 ) – средняя фактическая стоимость основного и оборотного капитала за отчетный период.
15 2) влияние изменения средней стоимости основного и оборотного капитала: где - средняя стоимость основного и оборотного капитала за отчетный период в соответствии с планом. Суммарное значение влияния факторов соответствует величине абсолютного изменения рентабельности предприятия:
16 Рентабельность предприятия в значительной определяется рентабельностью реализованной продукции. Поэ- тому статистическое изучение рентабельности реализованной продукции имеет самостоятельное значение. Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:
17 В соответствии с расчетной формулой на рентабельность продукции оказывают влияние следующие фак- торы: изменение цен; изменение себестоимости; изменение объема продукции. Влияние факторов на отклонение фактической рентабельности продукции от рентабельности, предусмотренной планом, или рентабельности продукции предшествующего периода определяется по следующему алгоритму:
18 1) влияние изменения цен: 2) влияние изменения себестоимости продукции:
19 3) влияние изменения состава продукции: Суммарное значение влияния факторов соответствует величине изменения рентабельности продукции:
20 9.4. Оценка экономической эффективности производства Изучение показателей экономической эффективности производства является завершающей стадией комплексного экономико-статистического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Показатели экономической эффективности представляют собой результат сопоставления полученного эффекта от производства с авансированными ресурсами или текущими завтратами, связанными с получением этого эффекта. В данном определении заложены две концепции эффективности: «ресурсная» и «завтратная».
21 Сводный (обобщающий) показатель эффективности определяется: где Р – полученный эффект от производства за отчетный период (объем произведенной продукции или объем прибыли); З – текущие завтраты, связанные с получением результата (эффекта) за тот же период (полная себестоимость произведенной продукции).
22 Данный показатель эффективности производства называют также показателем завтратоотдачи. Он показывает объем эффекта, приходящийся на единицу текущих завтрат. Возможно использование и обратного соотношения, называемого завтратоемкостью и отражающего сумму завтрат, которая приходится на единицу эффекта.
23 В рассмотренных формулах обобщающих показателей эффективности текущие завтраты представляют собой итог завтрат отдельных видов ресурсов: живого труда (ЗЖТ), средств труда или основного капитала (ЗСТ), предметов труда или оборотного капитала (ЗПТ), а также прочих денежных завтрат, связанных с оплатой услуг сторонних организаций (ЗП): З = ЗЖТ + ЗСТ = ЗПТ + ЗП
24 Где ЗЖТ – сумма текущих завтрат на оплату труда за отчетный период (фонд заработной платы с отчислениями на социальные нужды); ЗСТ – сумма начисленной амортизации за отчетный период; ЗПТ – материальные завтраты в отчетном периоде; ЗП – прочие расходы в отчетном периоде.
25 Заменив текущие завтраты суммой их составляющих, обобщающий показатель завтра- тоемкости продукции можно представить в виде следующей факторной модели: Каждое слагаемое факторной модели представляет собой завтраты отдельного фактора производства, приходящиеся на единицу эффекта, и является частным показателем эффективности производства.
26 ЗЖТ/Р – удельные завтраты, связанные с использованием живого труда (оплата емкость); ЗСТ/Р – удельные завтраты, связанные с использованием средств труда (амортизации е емкость); ЗПТ/Р – удельные завтраты, связанные с использованием предметов труда (материалоемкость); ЗП/Р – прочие удельные завтраты (услугоемкость).
27 Показатели экономической эффективности ресурсного типа получают сопоставлением эффекта с ресурсами живого труда (среднесписочной численностью работников), ресурсами овеществленного труда (средней стоимостью основного капитала и оборотного капитала). В этом случае будут получены частные показатели: выработка продукции на одного среднесписочного работника, фондоотдача, отдача оборотного капитала, – однако получить обобщающий показатель эффективности применения всех производственных ресурсов нельзя.
28 Выводы об эффективности функционирования предприятия позволяют сделать сравнение показателей эффективности за отчетный период с плановыми показателями, показателями предшествующих периодов или показателями эффективности других предприятий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.