Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГалина Пантелеева
1 Педагогическое общение
2 План: 1. Общая характеристика общения 2. Специфика педагогического общения 3.Социально-психологические аспекты педагогического общения 4.Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения
3 Педагогическое общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и детьми, их родителями, коллегами с целью решения различных педагогических задач.
4 Педагогическое мастерство Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей.
5 Педагогическая техника В основе педагогической техники лежит психология общения. В основе педагогической техники лежит психология общения. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения.
6 Функции общения: информационная информационная контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.
7 Характеристики общения (по Климову Е. А.): Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей". Умение слушать и выслушивать. Широкий кругозор. Речевая (коммуникативная) культура. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно смоделировать внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту". "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше". Способность сопереживать. Наблюдательность и др.
8 Виды общения: Вербальное Вербальное Невербальное Невербальное
9 Средства невербального общения Мимика Мимика Расстояние Расстояние Паузы Паузы Интонация Интонация Жесты Жесты Позы Позы Визуальный контакт Визуальный контакт
10 Свойства невербального общения Передача эмоций эмоции эмоции Невербальное общение Общение Агрессия Любовь Страх
11 Свойства общения По американскому психотерапевту Э. Берну, в человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.) Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.)
12 Свойства общения Примитивный уровень Примитивный уровень Манипулятивный уровень Манипулятивный уровень Стандартизированный уровень Стандартизированный уровень Конвенциональный уровень Конвенциональный уровень Деловой уровень Деловой уровень Игровой уровень Игровой уровень Духовный уровень Духовный уровень
13 Барьеры на уроке Гамлет Приятели Китайская стена Тетерев Робот Я сам Локатор Монблан
14 Барьеры в личном контакте Вопросы Советы Критика Нотации Угрозы Уход от проблемы Приказы Утешения Насмешки Догадки Приемы правильного слушания Повторение фраз Паузы Отражать чувства Уточнение Выяснение Перефразирование Резюмирование
15 Психологические условия установления контакта с учащимися Учитель Учащийся Принятие чувств, желаний, переживаний Свобода выбора Внутреннее состояние учащегося
16 Как понимать учащихся Учитель Ученик Слова Интонация Позы Жесты …хочу понять своего ученика Хочу показать ему, что понимаю его. 1. Чутко слушать ученика 2. Не давать созреть гневу 3. « Без личностей». Угрозы Обвинения Оскорбления Ругательства
17 Дети и упрямство 2,5 -3,5 лет Зарождение Своего «Я» 6-7(8-9)лет Право на свое «Я» Утверждение своего «Я» Подросток Учитель Ученик Упрямство наоборот 1/3 - У –уступать – У- 1/3- У - настаивать 1/3- У - оставлять ? открытым
18 Модели педагогического общения Учебно-дисциплинарная модель общения - авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
19 Модели педагогического общения Личностно-ориентированная модель общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.
20 Личностно-ориентированная модель общения Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
21 В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения) -адекватное оценивание индивидуальных особенностей детей, их интересы, склонности, настроения; обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).
22 Механизмами межличностного восприятия проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания). стереотипизация (механизм межличностного познания).
23 Социально-перцептивные стереотипы: Антропологические - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика. Этнонациональные - психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Социально-статусные - оценка личностных качеств человека от его социального статуса. Социально-ролевые - оценка человека от его социальной роли. Экспрессивно-эстетические - оценка личности от внешней привлекательности человека (эффект красоты). Вербально-поведенческие - оценка личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики и др.).
24 Психологические условия умения убеждать Поставить психологическую проблему. Поставить психологическую проблему. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Подберите логику. Подберите логику. Найдите аргументы. Найдите аргументы. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Подведите итог. Подведите итог. Сделайте вывод. Сделайте вывод.
25 «что я люблю...» «что я не люблю...» «что я умею...» «что я не умею...» «что я хочу...» «что я не хочу...» «что я боюсь...»
26 1. Чтобы ты взял с собой на необитаемый остров? 2. Если бы тебе пришлось превратиться в животное и ты мог бы выбирать в какое, то кем бы ты стал? 3. Твоя любимая пословица, поговорка или афоризм? 4. Продолжите предложение: «Когда на меня кричат, то я...» 5. Какое качество в человеке тебе очень неприятно? 6. Что бы ты сделал с выигрышем в один миллион рублей? 7. Если бы ты мог выбирать, сколько бы тебе было лет? 8. Что нельзя купить за деньги? 9. От какого качества личности ты хотел бы избавиться? 10. Продолжите предложение: «Когда я стану педагогом, я буду...» Ответьте письменно на следующие вопросы:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.