Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.festival.mggu-sh.ru
1 Учтивость в словах и обращениях современного школьника
2 Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете. Познакомиться с литературой по данной теме. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы. Проанализировать результаты опроса и разместить выводы в диаграммах. Выполнить компьютерную презентацию исследования. Систематизировать материал. Сделать выводы по теме
3 Методы исследования: · теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); · эмпирические (наблюдение, анкетирование). Методы исследования: · теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); · эмпирические (наблюдение, анкетирование).
4 Объект исследования: коллектив учащихся среднего звена МОУ СОШ 17 с. Сухая Буйвола Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.
5 Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал: Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал!
8 Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуста; добрый вечер.
9 Формулы речевого этикета. Прощания Приветствия Благодарности
10 Любая беседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника: Формулы приветствия Пример Пожелание здоровьяЗдравствуйте Указание на время встреч Добрый день! Доброе утро! Эмоциональные пожелания Очень рад! Уважительная формаМоё почтение! Специфическая форма Здравия желаю! Молодежный сленгХай! Хелло!
11 В русском языке основное приветствие «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею».
12 Формулы прощания Пример Самая распространенная До свидания! Прощание на неопределенный срок Прощайте! Мне пора! Прощание-пожелание Всего хорошего! Всего доброго! Пожелание здоровья Будьте здоровы! Бывайте здоровы! Просторечные формулы Пока! Всего! Салют! Устаревшие формулы Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!
13 Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. «Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета», «помоги бог», т.е. «спасибо». « Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение». Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение);
15 Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?
16 Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?
17 Самые популярные ответы: · многие люди перестали следовать правилам РЭ · большинство не знает о существовании РЭ · люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах · у многих вообще отсутствует культура речи · русский язык в последние годы засоряется сленговыми и бранными словами Почему вы считаете проблему РЭ актуальной?
18 ВОПРОС Какие формулы речевого этикета знаете вы? Вид формулы РЭ 6 класс7 класс8 класс9А класс9Б классИТОГО Приветствия 95%100% 99% Прощания 98% 100%98%95%98% Благодарности 90%94%91%98%90%93% Вежливого отказа 40%47%60%65%70%56% Поощрения 20%50%38%64%60%46% Просьбы 40%60%50%56%50%51%
19 Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
20 Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?
21 Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?
22 Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?
23 Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет во многом способствует культуре общения. Речевой этикет это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Занимаясь историей русской речевой культуры, мы обогатились знаниями по исследуемому вопросу и поняли, насколько владеют учащиеся нашей школы нормами русского речевого этикета. Результаты исследования показали, что необходимо активизировать работу по воспитанию у учащихся речевой культуры. С этой целью подготовить и провести практическое занятие для учащихся 8-9 классов «Речевой этикет в споре», подготовить круглый стол «Сленг: за и против». В ходе работы над проектом у нас возникла идея провести новое исследование о том, насколько владение нормами речевого этикета – одного из показателей внутренней культуры учащегося – связано с качеством обучения предметам гуманитарного цикла
24 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты послужили причиной создания нового проекта, задачами которого являются пропаганда и сохранение лексического богатства русского языка, повышения интереса к изучению русского языка и литературы. БИБЛИОГРАФИЯ Л.А. Введенская: «Русский язык и культура речи». А. Г. Балакай «Словарь русского речевого этикета» С.И. Львова «Позвольте Вас пригласить…» В.Е. Гольдин «Речь и этикет»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.