Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОксана Племянникова
1 Требования к созданию презентации На основе статьи С.Л. Островский «Как помочь коллегам сделать презентацию к уроку», Москва, Приложение «Информатика», 18 16–30 сентября 2010
2 А зачем? Ключевой вопрос, который мы обычно слышим, "как?". Ответ на него часто предполагает выполнение некоторого типового алгоритма, приводящего к желаемой цели. И сложность вопроса "как сделать презентацию" заключена не в том, как технически разместить на слайде текстовый блок, иллюстрацию, как установить требуемую гарнитуру и кегль шрифта, сменить цвет текста или фона. Это-то все осваивается единожды и за минимум времени. Настоящие вопросы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют однозначного ответа.
3 Главное… Выяснить: Что целесообразно вынести на слайды, а что имеет смысл просто "сказать словами"; как структурировать информацию, распределяя ее между слайдами; что разумнее использовать в каждом конкретном случае текстовый или иллюстративный материал; как размещать информацию на самих слайдах; как расставлять акценты цветом, кеглем, расположением, иллюстрацией вот лишь некоторые из "настоящих вопросов".
4 Визуализация Необходимость в дополнительной наглядности самая веская причина задуматься о презентации. "Лучше один раз увидеть" это как раз про визуализацию. Кстати, визуализировать посредством компьютерной презентации можно не только то, что трудно или невозможно описать словами, но и то, что просто удобнее, аккуратнее и нагляднее нарисовать на компьютере, нежели, например, на доске. Даже в тех случаях, когда презентацию можно заменить раздаточным материалом, выбор часто имеет смысл сделать в пользу презентации. И дело тут не в том, что раздаточный материал, как правило, дороже и неудобнее. Достоинство презентации состоит прежде всего в том, что при использовании этого инструмента именно учитель всегда остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников. Раздаточный материал также может быть весьма полезен или даже необходим. Презентация и "раздатка" различные инструменты, они не заменяют, но могут отлично дополнять друг друга.
5 Ошибки в презентациях
6 Ошибка 1. Слайдоменты Противное слово "слайдомент", видимо, придумал Гарр Рейнольде (Рейнольде Гарр. Презентация в стиле дзен. М: Вильяме, 2009). Слайдомент рождается из желания (или потребности) скрестить ужа с ежом слайд с документом. Нередко это желание спровоцированное организаторы даже весьма солидных конференций могут потребовать прислать доклад именно в виде слайдовой презентации. Неудивительно, что те же "презентации" затем используются и для выступления на самих конференциях. Слайдомент "бумажный" документ, предназначенный для восприятия в печатной версии, перенесенный на слайд, проецируемый на экран. То, что должно быть представлено на бумаге, демонстрируется ненадлежащим образом. Эти псевдо документы совершенно нечитабельны и не воспринимаемы. Даже если оставить за скобками все вопросы дизайна и визуализации, на таких слайдах банально трудно что- либо рассмотреть.
7 Ошибка 1. Слайдомент Типичный слайдомент! Попробуйте придумать хоть один разумный аргумент, оправдывающий такой "дизайн". Используя слайды одновременно и как средство визуализации, и как самостоятельный документ, мы получаем и плохой документ, и отвратительную презентацию
8 Ошибка 2: бессмысленные "украшательства» Каждый раз, когда у вас возникает желание использовать тот или иной элемент оформления, сначала уверенно, внятно и убедительно ответьте себе на вопрос зачем? Если вы замешкаетесь с ответом, можете быть уверены от такого "украшательства" стоит отказаться. На дворе XXI век. Текстом, свернутым в трубочку, уже никого не удивишь. Подобные "эффекты" обычно выдают начинающего пользователя, который лишь недавно дорвался до компьютера и все никак не может наиграться. Кстати, даже если вы не замешкаетесь с ответом, который покажется вам убедительным, задайте себе второй вопрос: "можно ли обойтись без этого элемента оформления без ущерба для наглядности?". Если можно не жалейте ни секунды, отказывайтесь! Никогда не надо использовать в своих презентациях подобные бессмысленные эффекты!
9 Ошибка 2.1: осмысленный фон При изготовлении презентаций к уроку часто возникает соблазн подобрать какой- нибудь фон по теме вроде тетрадки в линейку или в клетку, географической карты и подобных содержательных украшательств. В 99% случаев такой фон только мешает восприятию информации.
10 Ошибка 2.2: бессмысленная анимация Бессмысленная анимация одна из грубейших ошибок при создании презентаций. Часто приходится слышать: Ну а что такого? Смотрите, какая милая рожица и улыбается, и глазки строит. Поставьте эксперимент. Возьмите любой мобильный телефон с какой-нибудь милой мелодией звонка типа тра-ля-ля, поставьте эту мелодию на бесконечное воспроизведение и возьмите его с собой на урок. Пусть себе лежит на столе и мило так тихонько играет. Попробуйте! Милая рожица в презентации ничем не отличается от этого телефона. По крайней мере в лучшую сторону…
11 Ошибка 3: отсутствие единообразия и жесткого макета С этой ошибкой, хотя она и является очень типичной, все не так просто. Вообще говоря, слайды презентации вовсе не обязаны быть единообразными и основанными на жестком макете. Имеется большое количество примеров блестящих презентаций, в которых все слайды разные. Но! Если уж слайды делаются структурно единообразными, то и макет расположение основных элементов должен быть жестким. Если, например, на одном слайде заголовок чуть выше и левее, а на другом чуть ниже и правее, то при переключении между слайдами заголовок, как структурный элемент, прыгает, совершенно непонятно зачем. И в этом случае это уже становится ошибкой дизайна.
12 Ошибка 4. Информационная избыточность слайдов Презентация не телесуфлер! Не надо стремиться разместить на слайде весь текст, который вы скажете по данному вопросу. Вы же не собираетесь именно прочитать все содержимое слайда. Работая с классом, вы, возможно, скажете в десять (а может быть, и в сто!) раз больше по сравнению с текстом презентации.
13 Размер изображений Размер растровой и векторной графики отличаются. Обратите внимание на то, что, поскольку слайды демонстрируются последовательно, важно, чтобы заголовок "РАЗМЕР" находился в точности на одном и том же месте.
14 Ошибка 5. Необязательные слайды Необязательные слайды еще одна разновидность "телесуфлера". Дорожите возможностью подкреплять слова наглядными образами! Используйте эту возможность бережно "проходные" слайды забирают на себя часть времени и внимания учеников. Мы можем распределить этот ресурс на требуемый объем информации требуемое количество утверждений, фактов, слайдов. Таким образом, если мы добавляем какой-то слайд, он неизбежно "отщипывает" часть внимания от всех других. Если вдруг в каком-то конкретном случае вам покажется жалко этого внимания, подумайте, может быть, без слайда можно обойтись?
15 Ошибка 6: текст, текст, текст... только текст… В книге "Универсальные принципы дизайна" приводятся результаты интересного исследования. Когда припоминание измеряется сразу после показа информации текстовой или иллюстративной, результаты оказываются примерно одинаковыми. Но уже через небольшое время (достаточно всего лишь 30 минут!) информация, подкрепленная визуальным образом, лучше припоминается и узнается. При этом эффект получается наилучшим, если на иллюстрациях представлены крупные изображения конкретных, общеизвестных и узнаваемых вещей.
16 Ошибка 6.1: списки, списки, списки… Списки хорошо работают в бумажном документе, но не стоит злоупотреблять ими в презентациях. В ряде случаев списки действительно являются наилучшим решением, например, при перечислении характеристик чего-либо или этапов процесса. Но когда несколько слайдов со списками идут один за другим, слушатели быстро устают и все списки для них начинают сливаться в один. Главное достоинство списков структурность сходит на нет. Поэтому, если уж необходимо использовать много слайдов со списками, "разбавляйте" их слайдами другого дизайна. Это как в парфюмерном магазине понюхать кофейных зерен.
17 Ошибка 7- боязнь пустого пространства Пустое пространство само по себе является важным элементом дизайна. Одна из серьезнейших ошибок, которую часто допускают при создании презентаций, стремление заполнить все пространство информацией текстовыми блоками и иллюстрациями. Между тем пустое пространство не только несет в себе изящество и чистоту, но и служит прекрасным инструментом для расстановки акцентов. Пространство усиливает информационные элементы. И чем его больше, тем больше проявляется этот эффект усиления.
18 3 кита На этом слайде используется метафора "три кита", дополняющая перечисление основных характеристик изображения наглядным образом. При объяснении в аудитории речь на самом деле идет не о цвете, а о цветовых моделях, но на слайде эта надпись выглядела бы излишне громоздко.
19 Что такое «хорошо»?
20 Структура презентации в целом Не надо забывать о простых вещах, таких, например, как титульный слайд презентации. Даже если в реальной работе вы его не станете демонстрировать (титульный лист книги тоже обычно перелистывается сразу), такой слайд делает презентацию законченным продуктом, что особенно важно, если вы собираетесь поделиться ей с другими.
21 Один слайд один тезис (факт, мысль, утверждение) Эта рекомендация не является абсолютной. Мыслима ситуация, когда на одном слайде как раз необходимо привести несколько тезисов, например, для целей связывания или, напротив, противопоставления. Но чаше встречается ситуация, когда каждый слайд иллюстрирует некоторое одно утверждение, один факт. Это разумный подход для следующего утверждения будет предназначен следующий слайд.
22 Темный фон Простая идея, которая часто может помочь: в слайдовых презентациях, в отличие от бумажных документов, нередко бывает удобно использовать темный фон. Темный текст на светлом фоне нередко утомляет глаза на уроке это особенно важное соображение. Черный текст на белом фоне метафора бумаги. Белый на черном метафора кино, более уместная в данном случае. Вспомните титры к кинофильмам практически всегда они выполнены белым по черному. Так же решены информационные панели, например, в аэропортах и на вокзалах.
23 Осмысленная анимация Осмысленную анимацию часто используют в пределах одного слайда, когда необходимо рассказывать и иллюстрировать некий вопрос в динамике. Плюс такого подхода что информационные блоки появляются на экране последовательно, именно тогда, когда это нужно учителю.
24 Правила создания
25 Максимизируйте соотношения сигнал/шум! Содержательные элементы слайда сигнал, оформительские элементы, не оправданные с точки зрения задачи эффективного донесения информации, шум. Понятно, что чем выше соотношение сигнал/шум, тем лучше. Правда, к сожалению, на ноль делить нельзя...
26 Не забывайте об иллюстрациях! Образ, как правило, работает лучше текста, а текст+образ лучше "голого" образа.
27 "Воздух" работает! Не бойтесь пустого пространства "воздуха". Это мощный элемент дизайна, мощное средство выделения других элементов на слайде.
28 Используйте контрастные элементы! Главное, о чем нужно помнить, усиливайте различие различных элементов. Например, если уж кегль текстовых блоков различается, так пусть уж он по-настоящему различается. Не надо делать один блок кеглем 30, а другой кеглем 32.
29 Единообразное должно быть единообразным! Это правило в некотором смысле продолжает тему контраста. Если на слайдах встречаются единообразные элементы, например заголовки, они должны выглядеть одинаково, располагаться на одном месте (обычно). Они не должны "чуть" меняться, "чуть" передвигаться и т.п.
30 Связывайте связанное! Если на слайде имеются связанные элементы, их связь должна быть максимально очевидна. Связывать можно различными способами расположением (что очевиднее всего), цветом и тд. Часто разумно использовать и комбинацию способов связывания.
31 Уважайте авторов! Всегда (всегда!), когда вы используете чужие материалы приводите ссылку на автора и источник. Поместить в презентацию специальный слайд (например, последний) и собрать на нем все требуемые ссылки. Это - уважение результатов чужого интеллектуального труда.
32 О том же другими словами Робин Вильяме в своей книге "Дизайн для недизайнеров" (Вильяме Робин. Дизайн для недизайнеров. М.: Символ, 2008) делает акцент на том, что на 90% успех в дизайне (любом) зависит от тестирования продукта на соответствие его всего четырем принципам: 1. Приближение 3. Повтор 2. Выравнивание 4. Контраст Кратко рассмотрим эти принципы, близко следуя тексту упомянутой книги.
33 Приближение Связанные между собой элементы следует группировать. Тогда они образуют один визуальный элемент, а не рассеиваются по слайду. Выравнивание Ни один элемент не должен занимать на слайде случайное место. Каждый нуждается в визуальной связи с соседним. Благодаря этому слайд выглядит ясно, утонченно и свежо.
34 Повтор Визуальные элементы дизайна (цвета, фигуры, текстуры, пространственные пропорции, толщина линий, концептуальные решения) должны повторяться. Это структурирует работу и усиливает ее стилистическую целостность. Контраст Смысл этого принципа состоит в том, чтобы не располагать рядом друг с другом похожие элементы. Если элементы просто неодинаковы (отличаются гарнитурой, цветом, размером, толщиной линий, формой и т.д.), необходимо сделать их очень разными. Контраст нередко является самым сильным визуальным средством привлечения внимания, именно он заставляет читателя посмотреть на слайд.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.