Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛидия Украинцева
1 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 1 Школьный педагог-психолог в поли субъектном взаимодействии с администрацией и педагогическим коллективом
2 2 Определение понятий «поли субъектное взаимодействие» и «поли субъект» В психологической науке все более явственно проступает контуры нового подхода к деятельности педагога-психолога в школе. Представляется, что с позиций поли субъектного подхода могут быть пересмотрены содержание и организация деятельности психолога в современных условиях. Полисубъектный подход раскрывает условия, закономерности и принципы взаимодействия субъектов образовательной среды, рассматривая это взаимодействие в рамках развивающейся системы. Полисубъектное взаимодействие это такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности поли субъект, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью, и проявляющееся в способности к активности, действенности, интеграции, способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект в отношении к процессу саморазвития и в отношениях с другими поли субъектами.
3 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 3
4 4 Раскрытие смыслов характеристики поли субъектного взаимодействия Феноменологически поли субъектное взаимодействие заключается в актуальной и совместной деятельности партнеров (условие его возникновения). Динамически оно выражается во взаимной направленности векторов их активности. Структурно поли субъектное взаимодействие представляет собой сложную систему особых по направленности общего развития отношений между субъектами, входящими в общность. Инструментально поли субъектное взаимодействие заключается в создании условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит развитие. Функционально поли субъектное взаимодействие есть принятие партнерами самого факта существования друг друга и построение принимающих отношений.
5 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 5 Траектория развития самосознания поли субъекта Траектория развития самосознания поли субъекта выглядит следующим образом: через выделение себя, через возникновение чувства «Мы» во взаимосвязи с чувством «Я» и становление на этой основе образа «Мы» поли субъекта и образа «Я» каждого субъекта в связи с «Мы» происходит централизация разных отношений поли субъекта, рефлексия себя в процессе деятельности и диалога внешнего и внутреннего. В свою очередь познание и понимание себя идет от осознания внешнего мира и других субъектов и поли субъектов, их взаимоотношений и собственных отношений с ними. В качестве основной «единицы» анализа группового (и, в частности, поли субъектного) взаимодействия следует выбрать отношение между входящими в коллективный субъект субъектами. Термин «отношение» понимается как сложное, многокомпонентное и многоуровневое образование, устанавливающее связь между субъектом и различными объектами и субъектами, богатое пространством своих потенциальных и актуальных смыслов, включающее в себя идеи целостности, активности, развития, взаимодействия, диалогичности, рефлексивности, творчества.
6 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 6
7 7 Проблема поли субъектного взаимодействия в области развивающего образования с точки зрения педагога-психолога Практическая психология в народном образовании отметила десятилетний юбилей. Но до сих пор продолжается дискуссия о месте психолога в школе. На современного психолога возложен широкий круг обязанностей, не всегда четко определенных и прописанных в нормативных документах. Положение психолога в современной школе оказалось далеко от задуманного. Любому психологу хорошо известно, что при поступлении на работу он знакомится с функциональными обязанностями, но при этом не имеет никаких прав. Школьная администрация вправе решать, принимать во внимание полученные психологами результаты или нет. Учителя, особенно с большим опытом работы, предпочитают работать по старинке без «ненужных научных вмешательств». Родители готовы воспользоваться советами, не противоречащими их собственному представлению о своем ребенке. Если же а такое случается психолог рекомендует родителям показать ребенка невропатологу или психиатру, то, как правило, сталкивается с негативным к себе отношением. Невольно возникает вопрос: а зачем школе специалист, с мнением которого можно не считаться?
8 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 8 Три модели бесконтактных отношений педагога-психолога с учителями Три модели бесконтактных отношений педагога-психолога с учителями. Появление психолога не вызывает в педагогическом коллективе большого оживления и энтузиазма, установление контакта часто начинается с недоверия и сопровождается тем, что принято обозначать емким словом «сопротивление». Часто в психологической среде можно услышать жалобы психологов на то, что педагоги не хотят сотрудничать с психологической службой, что не доверяют нам и не понимают наших благих намерений. Это нередко соответствует истине, и сопротивление не пустое слово. Но только ли сопротивление педагогов? Людям свойственно прерывать процесс установления и поддержания контакта по разным причинам и различными способами. У каждого на это есть основания, однако такая стратегия далеко не всегда конструктивна. Итак, какие же варианты «бесконтактных» отношений чаще всего мы наблюдаем? С известной долей условности можно выделить три модели таких отношений. Каждая из них имеет свои особенности, эмоциональные «маркеры» (сопутствующие эмоции, указывающие на данный тип отношений), «плюсы» (в основном иллюзорные и ненадежные), «минусы» и последствия. Конечно, эти модели могут смешиваться и дополнять друг друга.
9 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 9ИЗОЛЯЦИЯ Эмоциональные маркеры. Плюсы. Часто встречается у молодых или не очень уверенных в себе психологов и педагогов. Каждый существует сам по себе, в своем кабинете, классе, в своем мире. Контакта нет в принципе, поскольку у сторон нет желания его устанавливать. Идея «пойти навстречу» пугает и вызывает смущение и тревогу. Часто обоюдную. Эмоциональные маркеры. Страх, отчужденность, скованность, тревога, замкнутость, неуверенность. Плюсы. Обеспечивает иллюзорное ощущение безопасности в пределах «своей норы». Избавляет от многих условно неприятных сторон профессионального общения: необходимости выслушивать критические замечания, пересматривать отдельные аспекты своей профессиональной деятельности, делиться опытом и перенимать опыт других... При этом типе отношений никаких «других» как бы не существует. Минусы. Минусы. Изматывает. Держит в постоянном напряжении и страхе разрушения хрупкой иллюзии защищенности. Пожелание другой стороны установить контакт вызывает сильную тревогу. Вмешательство извне воспринимается как попытка нападения. В ответ возникают либо сопротивление и сильное желание «убежать и спрятаться» (сослаться на состояние здоровья, чрезмерную занятость, «не мой профиль» и т.д.), либо пугающие фантазии по поводу намерений «нападающего» и новые тревоги. Возможная стратегия Возможная стратегия. Если данной стратегии придерживается педагог, установление контакта требует чрезвычайной осторожности и мягкости. Не навязываться, но и не оставлять попыток. Не бросать, но и не давить. Установление контакта шаг за шагом. Прислушиваться, присматриваться, заботиться. Если и самому психологу эта модель не чужда, ему гораздо легче понять своих осторожных и замкнутых коллег-педагогов. Важно понять, что в рамках этой модели для «добровольно изолированного» любой, даже самый маленький и незначительный шаг навстречу это огромный риск, к которому нужно подготовить, подвести, позаботиться о безопасности «рискнувшего».
10 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 10 СЛИЯНИЕ Кто-то из двоих Носительница Истины, «Та, Которая Знает». В силу социальных стереотипов и установок, чаще эта роль достается психологу. Кажется, что контакт есть (правда, в отдельных случаях он сводится к обмену ценными советами и рекомендациями, которые следует немедленно принять на веру как догмат). Психолог встречается с раскрытыми объятиями и сразу же назначается на роль первого помощника и друга учителя. А если присмотреться просто «костыля». Эмоциональные маркеры. Эмоциональные маркеры. Беспомощность, зависимость, жалость, тревога, страх (но уже не взаимодействия, а его отсутствия). Плюсы. Плюсы. Очень соблазнительно. Психологу это может первое время льстить: он необходим и универсален, к нему обращаются, его значимость подчеркивают. Эта модель обеспечивает ощущение незаменимости... Минусы. Минусы....Однако требует от психолога белых крыл и сияющего нимба, поэтому при отсутствии оных вскоре начинает изматывать. Попытка намека на свое человеческое «не всемогущество» воспринимается как предательство и угроза бросить педагога в беде. В ответ разочарование, обида, агрессия. Возможная стратегия Возможная стратегия. Такой вариант требует тонкого выстраивания отношений с обозначением обоюдных границ. Не слияние, а взаимодействие. Подчеркивание опыта, компетентности, богатого потенциала «взывающего». Консультирование в стиле консилиума. Педагог и психолог не как «учитель ученик», а «коллеги, идущие и ищущие вместе».
11 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 11 СОПЕРНИЧЕСТВО Тип отношений, наиболее часто встречающийся и наименее приятный. Отношение к другому в лучшем случае снисходительное, в худшем уничижительное. Другой ничего собой не представляет, некомпетентен, да и «что он может знать о наших проблемах?!» (Как вариант «Что он смыслит в психологии?») Эмоциональные маркеры. Плюсы. Эмоциональные маркеры. Высокомерие, надменность, раздражение, снисходительность. Плюсы. Дает возможность почувствовать себя «выше всего этого», оберегает от сомнений в собственном высоком профессионализме и в отдельных случаях дает возможность побыть немного жертвой, что тоже приятно, ибо перекладывает ответственность за происходящее на другого. Минусы Минусы. При таком раскладе не столько утомляет, сколько просто ничего не дает и понемногу раздражает (тем более если подобная модель характерна для обеих сторон одновременно!). Отношения с коллегами складываются неприятные, контакт невозможен в принципе, а жизнь «в этом болоте» проходит совершенно бесцельно. Попытка сближения воспринимается как вызов и провоцирует на бряцание оружием и демонстрацию собственного недосягаемо высокого профессионализма, что усугубляет дело. Возможная стратегия Возможная стратегия. Сложный вариант, требующий, как это ни парадоксально, принятия и поддержки. Здесь цель не само взаимодействие, а хотя бы установление доверия, после чего педагог, возможно, отчасти откроется и поведает вам, что иногда, изредка, возможно, не все у него так уж гладко... Если же позиция «соперника» избрана самим психологом, пора серьезно проанализировать ситуацию и решить: стоит ли профессиональное взаимодействие позолоченного «психологического трона».
12 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 12 Установление контакта работа подчас нелегкая. Установление с преодолением сопротивления и вовсе тяжкий труд. Перечисленные модели от этого труда избавляют. Так же, как от контакта, поиска, сотрудничества, взаимодействия, радости общения. Свободен тот, кто имеет выбор: следовать такой модели или все же попробовать преодолеть ее, рискнуть встретиться с Другим, с его опасениями, раздражением, тревогой. Так же как с его надеждой, умом, талантом, творчеством.
13 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 13 Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия Во-первых, психолог – специалист по неодинаковости ( по меткому замечанию А. Г. Асмолова), педагог – специалист по выравниванию. Основная задача первого – помочь ребенку построить путь индивидуального, своеобразного развития. Задача второго – помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно – еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В результате векторы устремлений педагога и психолога часто имеют разные направления. Во-вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует система оценок, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах. В-четвертых, «мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует прежде всего (а иногда – и только лишь) на когнитивную сферу. В – третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса. Что порождает стремление количественно оценит любую деятельность (в том числе и деятельность школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом. В-пятых, педагоги и психологи по-разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить «напротив», психолога – как «рядом», или «в стороне».
14 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 14 Условия достижения поли субъектного уровня взаимодействия в системе «педагог- психолог – администрация, пед.коллектив» Однако сегодня не вызывает сомнений, что главным условием установления продуктивных отношений с руководством школы и педколлективом выступает профессиональное поведение психолога, которое складывается из целого ряда составляющих. Профессионально проведенные обследования с последующими грамотно составленными рекомендациями рано или поздно будут замечены и педагогами, и директором. При этом возможны различные индивидуальные варианты психолог может сотрудничать не со всей школьной администрацией, а с кем-то из ее представителей, например, с заместителем директора по научной или экспериментальной работе. Главное, чтобы все сделанное психологом оказалось нужным не только ему. Не менее важным и ощутимым результатом работы психолога является создание благоприятного бесконфликтного климата в школе, когда и директор, и школьная администрация готовы равно уважительно относиться к любому учителю, вне зависимости от его возраста и прошлых заслуг. Безусловно, благорасположение директора и школьной администрации необходимо для психолога, так как значительно облегчает его профессиональное включение в жизнь школы, но одного расположения недостаточно, чтобы быть, а не только считаться школьным психологом.
15 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 15
16 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 16 Психологу не следует жалеть сил и времени на то, чтобы везде, где возможно – на заседаниях методических объединений, собраниях, педсоветах, в частных беседах,- объяснять учителям, в чем состоит сущность психологической работы, рассказывать о том, что именно он сам делает.
17 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 17 Организация деятельности психолога Организация деятельности психолога Плановая Плановая По запросу По запросу Прием в первый класс Адаптация в начальном звене школы Переход в среднее звено Адаптация в среднем звене Подростковый кризис Адаптация в старшем звене Прием в первый класс Адаптация в начальном звене школы Переход в среднее звено Адаптация в среднем звене Подростковый кризис Адаптация в старшем звене Плановые мероприятия проводятся в определенные периоды обучения ( по выбору школы), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. Запрос (педагога, родителя, учащегося) Анализ запроса и определени е стратегии работы Работа с автором запроса Первичный контакт с ребенком или диагностика Диспетчерская работа Составление психологи- ческой программы работы и ее согласование с родителями Составление психологи- ческой программы работы и ее согласование с родителями Консультирование педагогов и классного руководителя по проблемам взаимодействия с ребёнком Повторная встреча Проведение консультативной или коррекционно- развивающей работы с ребенком
18 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 18 Диагностика Определение готовности ребенка к обучению в новых условиях Диагностика Определение готовности ребенка к обучению в новых условиях Диагностика (второй диагностический минимум) проводится в период поступления в школу и перехода в среднее звено Диагностика (второй диагностический минимум) проводится в период поступления в школу и перехода в среднее звено Оказание необходимой помощи детям с низким уровнем такой готовности Учащиеся Предоставление информации по итогам диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми. Просвещение Информирование по итогам проведения психологической диагностики. Просвещение Педагоги Родители Продуктивное изменение Модификация учебного процесса с учетом реальных психологических особенностей учащихся Повышение психологической компетенции в вопросах обучения и воспитания детей ПЛАНОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Плановая деятельность педагога-психолога – это, по сути дела, психопрофилактика. Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) детей, просветительная деятельность, создания благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей
19 Полисубъектные отношения с учителями Цель профессиональной деятельности педагога и психолога в школе едина. Это – ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Но средства и методы – различны. В ходе сотрудничества эти различия могут быть постепенно устранены за счет создания единого понятийного поля. Вопросы «Кто кому больше нужен?» или «Кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: педагог психологу или психолог педагогу?» теряют всякий смысл. Без взаимного обмена информацией ни педагог, ни психолог не могут грамотно помочь учащемуся, испытывающему те или иные школьные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
20 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 20 Модель взаимодействия психолога и учителей Педагог Психолог Информация о результатах, наблюдения и анализа характеристик учебной деятельности и поведения школьника. Информация о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах. Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей. Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей. Строит грамотную программу собственных педагогических действий. Определяет приоритетные направления работы с ребенком.
21 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 21 Модель взаимодействия психолога и администрации Текущие встречи по итогам сопровождающе й работы. директор психолог Обсуждение плана работы психолога в начале учебного года. Прояснение ожиданий каждой стороны в отношении предполагаемой психологической работы в школе. Выяснение возможностей и ресурсов каждой стороны, которые могут быть задействованы при организации школьной психологической работы. Формулировка общих представлений о функциональных обязанностях каждой стороны. Выработка общей позиции по принципиальным вопросам. Возможность по- новому взглянуть на происходящие в школе события, на процесс развития школы как целостной системы, сделать управление ею более эффективным и обоснованным. Согласование плана психолога и общих планов работы школы. Внесение в учебное расписание дней проведения диагностических минимумов, в методическую работу – сроков проведения методических семинаров. Согласование плана и содержания работы психолога и содержание экспериментальной тематической работы школы. Разработка определенных программ развития школьной системы с учетом имеющейся психолого- педагогической информации. Снятие проблемы увеличения объема творческой педагогической работы, которую будет осуществлять педагог в течение учебного года. Работа психолога становится нужна не только психологу. Составление профессионал ьного контракта
22 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 22 Полисубъект «педагог-психолог – администрация, пед.коллектив» В широком смысле термин «поли субъект» относим к более или менее однородной социальной группе (совокупности субъектов), которая может приобретать качество субъектности и при этом представляет собой некое множество, структурированное разнообразными способами (присутствие или отсутствие ярко выраженного лидера или нескольких лидеров, равноправность или иерархичность отношений и другие характеристики определяют непохожие топологические модели). Полисубъект «педагог- психолог – администрация, пед.коллектив» имеет топологическую специфику: он обладает особой структурой, в которой четко выделяются два основных полюса, образованных единичным субъектом и коллективным субъектом, между которыми существуют субъект-субъектные отношения.
23 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 23 Полисубъект «педагог-психолог – администрация, педколлектив»
24 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 24 Позиция лидера педагога-психолога в поли субъекте «педагог-психолог – администрация, педколлектив» Психолог в роли инструментального лидера Психолог в роли экспрессивного лидера Психолог вне лидерской позиции Положение в коллективе, образцы лидерского поведения Лидер – мотиватор: Психолог активно заявляет и отстаивает определенные идеи, которые, с его точки зрения должны быть положены в основу деятельности школы. Выступает в роли идеолога школы и проводимых инноваций; Лидер-организатор: выступает инициатором различных программ и проектов, организует ту или иную работу пед.коллектива, проведение семинаров, методических встреч и т.д.; Лидер-эрудит: выступает в качестве эксперта, знатока тех или иных актуальных педагогических вопросов. Предоставляет информацию, служит источником новых знаний; Лидер-мастер: проводит тренинги, семинары и другие мероприятия, задавая собственным поведением определенную модель общения, решения конфликтов, реализации той или иной образовательной технологии. Показывает как надо Собственным поведением, отношением к другим людям задает определенную модель взаимоотношений. Активно пропагандирует определенный тип отношений, помогает педагогам овладеть новыми моделями межличностных отношений. Оказывает поддержку тем, кто оказывается в положении изолированных или отверженных, психологически поощряет тех членов коллектива, которые демонстрируют образцы доброжелательного, уважительного отношения. Внимательно следит за эмоциональным климатом в коллективе, своевременно вмешивается в конфликты, создает условия для доверительного общения и т.д. Эмоционально поддерживает лидерское поведение других членов группы. Сознательно подчиняется реально действующим лидерам, собственным поведением задает другим членам коллектива модель конструктивного поведения исполнителя. Создает условия для появления и активного проявления педагогов- лидеров, учитывая необходимость такой работы при сценировании тех или иных психологических и других мероприятий. Профессион альные возможности Оказание реального влияния на процессы функционирования и развития образовательной среды школы. Оказание реального влияния на социально-психологический климат в учительском коллективе Построение поведения, независимого от группы; возможность противостоять группе, опосредованное влияние на развитие отношений в школе. Адекватные профессиона льные позиции Просветитель, Эксперт, Менеджер, Тренер Просветитель, Тренер, Консультант, Фасилитатор Консультант, Соавтор Фасилитатор
25 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 25 Позиция лидера педагога-психолога в поли субъекте «педагог-психолог – администрация, педколлектив» (продолжение) Психолог в роли инструментального лидера Психолог в роли экспрессивного лидера Психолог вне лидерской позиции Трудности и ограничения В своем поведении, принятии решений, выборе средств влияния психолог становится зависимым от собственного статуса и, соответственно, коллектива педагогов. Лидер – далеко не самый свободный человек в группе. Позиция лидера обязывает ей соответствовать (держать марку). Психолог вступает в явный или скрытый конфликт с педагогами, претендующими на лидерскую позицию. Психолог своим поведением тормозит социально- психологическое развитие других членов группы,у которых может не хватить психологической грамотности для того, чтобы самим занять место лидера. У психолога недостаточно влияния для пропаганды своих мировоззренческих установок, внедрения их в реальную практику жизни школы. Ценности педагогов-лидеров могут приходить в противоречие с профессиональными ценностями психолога. В этом случае он либо столкнется с трудностями в отстаивании своей позиции, либо будет вынужден вступать в противостояние с лидерами. А для этого нужна психологическая сила… В позиции инструментального лидера психолог рискует потерять эмоциональный контакт с членами коллектива. В позиции экспрессивного лидера психолог не имеет возможности принимать решения или осуществлять шаги, эмоционально задевающие членов коллектива, так как от него ждут поддержки. Особенности взаимодействия с руководителем Возможны конфликты с руководителем, который сам претендует на позицию инструментального лидера. Такие конфликты достаточно распространены. Возможны конфликты с руководителем, претендующим на роль эмоционального лидера в коллективе. Более редкая ситуация. Отношения укладываются в рамки отношений руководитель- подчиненный
26 Педагог-психолог центра "ТАНШОЛПАН", г. Степногорск 26 Спасибо за внимание! Использованная литература. М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М. Генезис 2000 г. М.Р. Битянова. Психолог как лидер. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", 44/2003. И.В.Вачков. Групповые методы в работе школьного психолога. г. Ось г. В.А.Родионов. М.А.Ступницкая. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль 2002 г. И.А. Баева. Тренинги психологической безопасности в школе. С.-П. «Речь» 2003 г. Н. Семаго. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", 40/2003. Т. Громова. Чужой среди своих. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", 43/2003. Автор всех схем – О. Ракова. Технический редактор – А.Раков.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.