Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Мансуров
1 Лекция по теме 3 Система обеспечения государственной и пограничной безопасности Российской Федерации. Лектор: Поздняков Александр Иванович, Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, полковник в отставке, профессор кафедры 51 ГСЭД (каб. 433, метод каб.кафедры – 454) (2 часа)
2 Актуальность темы: «На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды». Стратегия НБ РФ до 2020 г. Чтобы парировать растущие угрозы, система обеспечения государственной безопасности в пограничном пространстве, пограничной безопасности должна быть оптимальной (эффективной и экономичной), т.е. должна соответствовать отражаемым угрозам и возможностям государства, реализовывать весь спектр необходимых задач (функций) без их излишнего дублирования, опережающие совершенствоваться и т.д. Все это можно обеспечить лишь при условии овладения сотрудниками, особенно руководящими, соответствующими научными знаниями. Поэтому в лекции основное внимание будет уделено научным ( теоретическим и методологическим) положениям, а не конкретным статьям нормативных документов по теме лекции (их осмысливайте самостоятельно в опоре на теорию и методологию обеспечения безопасности).
3 Учебные вопросы 1. Состав и структура систем обеспечения государственной и пограничной безопасности РФ. 2. Функции и принципы обеспечения государственной и пограничной безопасности РФ. 3. Тенденции и перспективы развития сил и средств обеспечения государственной и пограничной безопасности РФ. !
4 Литература, рекомендуемая для изучения темы: - Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г Федеральный закон «О безопасности». Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года. Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" - Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации". - Основы пограничной политики Российской Федерации. Утверждены Президентом РФ 5 октября 1996 г Путин В.В. Демократия и качество государства// «Коммерсант», 2012, 6 февраля - Савин В.И. Основы защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации: учебное пособие. - Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ России, Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: монография.- М.: Пограничная академия ФСБ России, Колотуша В.В. Философия силового принуждения.- Голицыно, ГПИ ФСБ России, Пограничная политика: учебное пособие / Под ред. В.А.Дмитриева.-М.: ПА ФСБ РФ, Информационные технологии управления. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003
5 1. Состав и структура систем обеспечения государственной и пограничной безопасности РФ. «Система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности; «Силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации; «Средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
6 Вопросы, возникающие при анализе формулировок Стратегии НБ РФ до 2020 г. Почему объекты обеспечения НБ не входят в рассматриваемую систему? (ведь обеспечение НБ – это деятельность, а ее структура обычно включает и объекты) Почему самые важные средства - средства силовых органов (ВС, ФСБ, СВР, МЧС и т.д. (системы вооружения, военная и специальная техника, комплексы технической разведки и т.п.) не указаны? Почему не указаны международные организации обеспечения безопасности? (их реально используют как средства обеспечения НБ – см. статьи Стратегии.., ООН имеет право даже войска применять против агрессора по решению СБ ООН) Что понимается под правовыми средствами? (это скорее условия, а не средства)
7 Системный подход Системно- компонентный подход (анализ- синтез) Системно- структурный подход (анализ- синтез) Системно- функциональный подход (анализ- синтез) Системно- эволюционный (исторический) подход (анализ- синтез) Состав (перечень, спецификация) элементов системы, основания их выделения, разграничения, обоснование полноты и достаточности состава Структура - конфигурация (способ, форма, порядок) взаимосвязи элементов Функционирование - устойчивая (обычно целесообразная) циркуляция (обмен) веществ, энергии, информации в системе (и системы смета системой).Функция - выполняемая элементом (или системой) работа как часть функционального процесса в системе (мета системе) Изменение (плавное или скачком) состава, структуры, функционирования системы (в разных сочетаниях) 1. Как эле- мент мета системы 2. Как сложная сис- тема Этапы Суть
8 102. По решению Президента Российской Федерации документы по вопросам внутренней и внешней политики государства могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации Разработка документов стратегического планирования осуществляется согласно Регламенту Правительства Российской Федерации и в соответствии с порядком подготовки документов в Администрации Президента Российской Федерации Государственная политика в области противодействия наркопреступности и терроризму формируется Государственным антинаркотическим комитетом и Национальным антитеррористическим комитетом - межведомственными органами, обеспечивающими координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности могут рассматриваться на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации с участием иных совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации. Стратегия НБ РФ до 2020 г.
9 Система обеспечения государственной безопасности РФ (институциональный аспект) Президент РФ Администрация Президента РФСовет безопасности РФ Правительство РФ Федеральное собрание Суды РФ (КС, ВС,АС) Несиловые ведомства: МИД, Минприроды, Минсвязи, ФТС, ФМС, Минздрав, Минтранс, Минэнерго, Минфин, Росграница, Рособоронзаказ и др. Силовые ведомства: МО, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, СВР, ГФС, ФСКН, ГУСП, ФСФМ, Минюст Органы власти субъектов РФ Муниципальные органы власти Институты гражданского общества Руководяще-координирующие органы федеральных округов РФ ! Госсовет РФ
10 Система институтов (органов) обеспечения пограничной безопасности ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ПОГРАНИЧНОГО УЩЕРБА Система функций органов обеспечения ПБ, определенных нормативными актами и решениями государственной власти Единый комплекс организационных мероприятий, проводимых на постоянной основе органами государственного управления УРОВНИ: Высшие органы гос.власти ФСБ, ВС, МВД Пограничная служба (ПС ФСБ) Территориальные пограничные органы СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ Функции обеспечения ПБ 98. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Стратегия НБ РФ до 2020 г.
11 Состав системы обеспечения безопасности, (исходя их основных функций (задач) этой системы) Подсистема мониторинга (выявления действия источников ущерба и слежения за ними) Подсистема профилактики (повышение устойчивости, предотвращение ущерба, превентивные меры против потенциальных источников ущерба и т.п.) Подсистема отражения (активного противодействия) (минимизация ущерба от уже действующего источника) Подсистема минимизации последствий действия источника ущерба и противодействия ему (минимизации побочного и отдаленного ущерба, возникающего после окончания действия источника и противодействия ему) Подсистема исследований и прогнозирования в области безопасности (источников ущерба, всех подсистем, условий и факторов, значимых для обеспечения безопасности) !
12 Система обеспечения безопасности (с позиций системно-деятельностного подхода) Субъекты обеспечения безопасности (силы) Средства обеспечения безопасности Объекты обеспечения безопасности Источники ущерба ( опасности, угрозы) !
13 2. Функции и принципы обеспечения государственной и пограничной безопасности РФ. Функция - выполняемая элементом (или системой) работа (задача) как часть функционального процесса в системе (мета системе) Принципы – требования, правила, которые вытекают из научных положений и направляют деятельность (исследовательскую, практическую и т.п.) !
14 Закон «О безопасности» Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности включает: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (изучить и законспектировать самостоятельно)
15 Подготовка и принятие решения Целеполагание Изучение, оценивание и прогнозирование обстановки Осознание потребностей или уяснение поставленных задач (в форме интересов, мотивов, стимулов и других ценностных ориентаций) Практическая реализация решения (плана) Оценка полученных результатов Функции системы обеспечения безопасности в контексте алгоритма процесса деятельности Планирование Организация исполнения
16 Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г I "О Государственной границе Российской Федерации" (еще раз обратить внимание)
17 Функциональные задачи органов, обеспечивающих пограничную безопасность Устранение (минимизация) последствий нанесенного противником ущерба Активное противодействие нанесению пограничного ущерба, максимальное снижение этого ущерба Мониторинг и как можно более раннее выявление подготовки таких действий Упреждение наиболее вероятных и опасных действий противника Прогнозирование угроз, опасностей (действий, чреватых пограничным ущербом) Участие в подготовке и проведении профилактических мер обеспечения ПБ Участие в проведении научных исследований в области обеспечения ПБ !
18 Функции системы обеспечения пограничной безопасности, вытекающие из видов пограничного ущерба Минимизация величины и вероятности прямого ущерба национальному достоянию, национальным ценностям России, который может быть нанесен (причинен) либо в зоне ответственности пограничных органов, либо через границу; Минимизация величины и вероятности опосредованного ущерба (или упущенной выгоды), наносимого в зоне ответственности пограничных органов или через границу, вследствие незаконных помех реализации законных интересов России; Минимизация величины и вероятности прямого и опосредованного ущерба собственно пограничным ценностям (ими можно считать и саму государственную границу со всем ее оборудованием, техническими средствами охраны, и, конечно, пограничные органы, включая сотрудников, их профессиональную подготовку, морально- психологическое состояние и т.д.) !
19 Основные политические задачи обеспечения ПБ на современном этапе Создание и развитие системы обеспечения ПБ как компонента общегосударственной системы обеспечения ГБ и НБ Принятие решений по статусу и штатам структур обеспечения ПБ (ПС ФСБ России) Вменение в обязанности должностных лиц соответствующих задач по обеспечению ПБ Принятие решений по созданию и развитию системы подготовки кадров специалистов по обеспечению ПБ Принятие решений по технической оснащенности, порядку и объемам финансирования структур обеспечения ПБ Нормативное правовое обеспечение ПБ Официальное определение основных источников и факторов нанесения пограничного ущерба, утверждение соответствующих направлений (задач) обеспечения ПБ, ответственности за их решение
20 Основные принципы обеспечения безопасности (статья 2 Федерального закона «О безопасности») 1. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2. законность; 3. системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4. приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5. взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Изучить и законспектировать самостоятельно!
21 В Стратегии НБ РФ до 2020 г. указаны следующие принципы: принцип рациональной достаточности принцип эффективности принцип многовекторной и публичной дипломатии принцип сотрудничества принципы международного права принцип обеспечения надежной и равной безопасности государств Изучить и законспектировать самостоятельно!
22 Принципы обеспечения государственной (и пограничной) безопасности Оптимальности (рациональной достаточности)– при должном уровне обеспечения ГБ и ПБ затраты на это должны быть минимальны. Упреждения – «лучшая оборона – это наступление», «опередил – значит победил» и т.п. В обеспечении ГБ и ПБ, как и в любой борьбе, выигрывает тот, кто действует на опережение. Нужна опережающая реакция на наиболее вероятные действия противника. Современной технической обеспеченности (третий вопрос лекции). Необходимой секретности (обеспечивает внезапность). Целеустремленности (сосредоточение сил и т.п.). Непрерывности (бдительность, постоянная забота о безопасности, а не кампании после терактов и пр.). !
23 Принципы обеспечения государственной (и пограничной) безопасности Принцип системности - необходимо иметь иерархическую систему обеспечения государственной безопасности, а не отдельные не связанные между собой ведомства. И система обеспечения ГБ должна быть органической частью общей системы обеспечения НБ. Принцип адекватности - меры противодействия акциям, операциям, направленным на подрыв ГБ, должны соответствовать их содержанию, целенаправленности и интенсивности, используемым при этом методам и средствам, а также конкретному состоянию государства как объекта защиты. Принцип активности, наступательности - не сидеть и ждать, а активно действовать, совершенствовать свои силы и средства, «давить» на источник, не давать «поднять голову» и т.д. Принцип профилактики - как и принцип активности, требует действовать заблаговременно, упреждающе. Но смысл его уже не в опережающией реакции, а в формировании общей готовности (иммунитета) населения страны и сотрудников органов обеспечения ГБ к широкому спектру возможных акций, направленных против государства. Принципе оперативности – система обеспечения ГБ должна быть выстроена так, чтобы каждая враждебная акция, тем более стратегическая операция, направленная против России, своевременно выявлялась и оперативно, а если возможно, то и с опережением, встречалась и сопровождалась системой контрмер. !
24 3. Тенденции и перспективы развития сил и средств обеспечения государственной и пограничной безопасности РФ. Закономерность – направленность, заданность процесса (изменений чего либо), обусловленные действием законов. Тенденция – тоже направленность процесса (изменений чего либо), но менее фундаментальная и стабильная, обусловленная действием не столько законов, сколько устойчивых факторов. !
25 40. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно- промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Стратегия НБ РФ до 2020 г.
26 43. Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами. Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Стратегия НБ РФ до 2020 г.
27 42. Решение задач обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации достигается за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой, а также повышения эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении. Стратегия НБ РФ до 2020 г.
28 Техника и технология Техника - искусственные средства деятельности, специально создаваемые в целях повышения ее эффективности, преодоления ограничений телесных, энергетических и информационных возможностей людей. В этих же целях могут использоваться и естественные предметы. Технология - целесообразный (продуктивный) искусственный (технический) процесс, который специально создается (организуются) с помощью орудий, механизмов, машин, информационной и другой техники.
29 Система закономерностей технического (и военно-технического) прогресса Антропо- технические: - автоматизация - роботизация - «приближение» к пользователю (персональному или коллективному ) Системотехнические: -комплексирование - специализация - адаптация Естественно- технические: - миниатюризация и гигантизация - освоение сверх- медл. процессов и увеличение быстродействия Социотехнические закономерности Техническое освоение новых веществ, материалов Энергетизация Информатизация Базовые технические закономерности Орудия, инструменты Механизмы Машины АИТК Этапы технического прогресса ! Действие законов: экономии труда; повышения эффективности труда (роста коэффициента полезности деятельности)
30 Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Федеральный закон от N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации ", ст. 2. Информатизация - создание и внедрение во все области деятельности людей новой информационной техники и технологии с целью преодоления количественных и качественных ограничений возможностей нервной системы и органов коммуникации человека по осуществлению информационных процессов (в конечном счете, с целью повышения КПД). Информатика - комплексная область деятельности (в основном научно-технической), сущность которой - осуществление информатизации и оказание информационно-технических услуг. Информатизация (основные понятия) Социальные следствия информатизации - изменения (порой радикальные), происходящие в различных сферах общества в результате информатизации. !
31 Информационная техника и технология Информационная техника - искусственные средства деятельности, специально создаваемые для осуществления информационных процессов - процессов получения, обработки, передачи, хранения и представления информации. Для этих целей могут использоваться и естественные средства, и техника другого назначения. Информационная технология - целесообразный информационный процесс, который специально создается (организуются) с помощью информационной и другой техники. Информационные процессы (применительно в выделенной системе): - ввод (получение, добывание и т.п.) информации, - передача информации, - обработка (в том числе генерирование, синтез, анализ и т.п.), - хранение, - вывод (предоставление и т.п.).
32 Основные тенденции информатизации пограничной деятельности Быстрое расширение областей использования информационной техники, возможностей технизации, автоматизации информационных процессов в пограничной деятельности (охране границы, контроле и т.д.) Переход на компьютерные (цифровые) технологии (методы, средства) практически всей информационной техники, используемой пограничными органами (дегитизация) Интеграция (комплексирование) информационной техники вплоть до создания единой информационной инфраструктуры Пограничной службы ФСБ России Превращение информационного превосходства в один из решающих факторов эффективности охраны границы Радикальное обострение проблем охраны информационной границы государства !
33 Наиболее важными тенденциями компьютеризации являются: - переход на новую элементную базу - сверхбольшие по сложности, но миниатюрные по размерам интегральные схемы (микропроцессоры, микроконтроллеры, микродатчики и другие микрокомпоненты, а теперь и на основе нанотехнологии); -внедрение сложных (параллельных, многоядерных и т.п.) структур (архитектур) компьютеров; -массовое распространение персональных компьютеров (их численность измеряется сотнями млн.); - переход от вычислений к обработке знаний и изображений (мультимедиа); - рост роли и удельного веса программного обеспечения (по сравнению с аппаратной частью); - интеграция в сети, в том числе и глобальные; - интеллектуализация программно-аппаратных комплексов (ИИ). !
34 Наиболее существенные тенденции изменения вооруженной борьбы, обусловленные влиянием НТП (значимы для защиты границы) Традиционная вооруженная борьба в форме огня и маневра дополнена информационным противоборством, в том числе и через Интернет Вооруженная борьба становится все больше «бесконтактной» (уже и визуально противника не видишь, только по приборам) Вооруженная борьба автоматизируется, роботизируется Растет мобильность участвующих в боевых действиях войск, сил Отсталые в военно-техническом отношении государства в случае агрессии вынуждены склоняться к действиям партизанского и террористического характера Все большее число государств стремится создать собственное оружие массового поражения, в первую очередь, РЯО (подрыв режима нераспространения ядерного оружия) Вооруженная борьба организуется по сетевому принципу, растет значимость взаимодействия различных силовых ведомств !
35 Современные тенденции развития (эволюции) военного искусства переход на преимущественно контрсиловой характер военных действий;переход на преимущественно контрсиловой характер военных действий; качественный скачок в уровне взаимодействия разнородных видов вооруженных сил и родов войск, сил, средств вооруженной борьбы (комплексы, межвидовые, совместные операции и т.п.);качественный скачок в уровне взаимодействия разнородных видов вооруженных сил и родов войск, сил, средств вооруженной борьбы (комплексы, межвидовые, совместные операции и т.п.); небывалый рост удельного веса и значимости информационного противоборства;небывалый рост удельного веса и значимости информационного противоборства; значительное увеличение глубины, темпов и масштабов операций, сражений;значительное увеличение глубины, темпов и масштабов операций, сражений; переход к их планированию в режиме реального времени (от дискретного к непрерывному процессу планирования и управления военными действиями, т.е. к непрерывной операции);переход к их планированию в режиме реального времени (от дискретного к непрерывному процессу планирования и управления военными действиями, т.е. к непрерывной операции); переход к ведению боевых действий на основе концепции "обнаружил - поразил".переход к ведению боевых действий на основе концепции "обнаружил - поразил".
36 Краткие выводы Оптимизация состава, структуры и функций систем обеспечения ГБ и ПБ предполагает опору на теорию безопасности Учет принципов функционирования этих систем – важное условие их эффективности Реформирование этих систем следует осуществлять на научной основе Информатизация этих систем – приоритетная задача !
37 108. Для развития системы распределенных ситуационных центров в среднесрочной перспективе потребуется преодолеть технологическое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами, а также обеспечить условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами Угрозы информационной безопасности в ходе реализации настоящей Стратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности. Стратегия НБ РФ до 2020 г.
38 Факторы, затрудняющие информатизацию системы обеспечения пограничной безопасности РФ - Прогресс информационных технологий в мире на фоне растущего отставания отечественной информационной техники от мирового уровня; - Перманентное реформирование и недостаточное финансирование структур, занимающихся обеспечением ПБ; - Снижение качества подготовки специалистов по ПБ; - Распространение политического и правового нигилизма среди населения; - Отсталость и ангажированность нормативно-правовой базы; - Рост открытости (транспарентности) страны; - Невысокий статус специалистов по информатике в госструктурах, их выезд за рубеж или переход в бизнес; - Ведомственные амбиции, препятствующие интеграционным процессам, межведомственному взаимодействию в обеспечении ПБ. !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.