Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНадежда Чемесова
1 Методические рекомендации по разработке Стратегических планов государственных органов Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
2 Рекомендации разработаны в соответствии с «Концепцией по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты», утвержденной постановлением, Правительства РК от 26 декабря 2007 года Основание : Бюджетный кодекс РК ( г.), принятый в рамках новой системы государственного планирования, в части внедрения в Республике Казахстан системы бюджетирования, ориентированного на результат (раздел 3, статьи 62 – 68). Цель: методологическое обеспечение разработки Стратегических планов государственных органов Республики Казахстан ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
3 Как будет организована работа Управления акимата Метод.рекомендации от Института Примеры стратегических планов управлений других акиматов Действующие стратегия области, Среднесрочные планы, региональные программы 2-я версия Стратегических планов на гг. к 16 марта Институт экономических исследований 3-я версия Стратегических планов на гг. к 1 апреля Стратегические планы центральных исполнительных органов Страт.планы на утверждение к 25 мая Аким области
4 Общие положения Стратегические планы разрабатываются государственными органами и охватывает всю сферу их деятельности, включая деятельность подведомственных им организаций (соответствующую отрасль в целом) Стратегический план государственного органа определяет основные направления, цели и задачи государственного органа на 3-х летний период во взаимосвязи с выделяемыми ему бюджетными лимитами Общий рекомендуемый объем основной (текстовой) части СП определяется из расчета не более 10 страниц для каждого подразделения Планы и приложения к ним представляются в тестовом и электронном виде. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
5 Схема стратегического планирования на верхнем уровне Принцип – управление по результатам и большая самостоятельность
6 Стратегический план состоит из следующих разделов: 1. Миссия и видение 2. Анализ текущей ситуации 3. Стратегические направления, цели и задачи деятельности государственного органа на три года 4. Функциональные возможности государственного органа и возможные риски 5. Нормативные правовые акты 6. Бюджетные программы ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
7 I. Миссия и видение Миссия определяет основное предназначение государственного органа, как субъекта государственного управления и его участие в реализации государственной политики. Миссия – это короткий ответ на вопросы: «Для чего мы существуем?», «Что мы делаем и для кого?» Формулировка миссии госоргана должна быть краткой и ясной ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
8 Примеры формулирования миссии областных управлений Управления образования: «Развитие и реализация интеллектуального потенциала населения как главной составляющей устойчивого и динамичного развития области». Управления координации занятости населения и социальных программ «Содействие повышению уровня и качества жизни населения Карагандинской области» Управления образования: «Формирование и реализация государственной политики в области образования, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально- экономический рост». Замечание: 1) миссия не имеет завершенный вид, так как не указано ради кого это делается. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
9 Примеры формулирования миссии При формулировании миссии не должно быть простого перечисления функций, выполняемых госорганом. Например (для управления внутренней политики): Эффективная реализация государственной политики в сфере внутренней политики; Укрепление внутриполитической стабильности; Пропаганда казахстанского патриотизма, толерантности, межнационального и межконфессионального мира и согласия; Акцентирование внимания общественности на идее единства нации, общности достижений казахстанцев по формированию открытого конкурентоспособного государства, широкое освещение успехов Казахстана и области в экономической, социальной, политической и других сферах и т.д. Может быть: содействие развитию институтов гражданского общества и его взаимодействию с государственными органами и населением путем…. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
10 Видение должно отражать то, какими видит государственный орган в перспективе курируемые отрасли или сферы деятельности, а не только свое состояние в будущем (Общий объем раздела должен составлять не более 1 страницы) ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
11 Примеры формулировок видения по областным управлениям Управление образования Карагандинской области Функционально компетентные, конкурентоспособные выпускники организаций образования области Управление образования Жамбылской области Высокообразованная, конкурентоспособная, интеллектуальная личность Примечание: по Карагандинской области более конкретно указано как может влиять управление на сферу образования в области в целом ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
12 II. Анализ текущей ситуации II. Анализ текущей ситуации В этом разделе следует: Отразить основные параметры состояния регулируемой отрасли, сектора экономики или региона за отчетный период с указанием статистических данных за последние два года Дать анализ основных текущих проблем, стоящих перед сектором экономики, отраслью, регионом, на решение которых направлен Стратегический план – часто нет анализа проблем Дать оценку основных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона, достижение стратегических целей и задач государственного органа – часто нет факторов Рекомендуется использовать показатели Стратпланов центральных государственных органов, кроме специфических для области показателей ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
13 III. Стратегические направления, цели, задачи Стратегические направления – это наиболее важные сферы деятельности цель – конечное состояние в сфере деятельности, к достижению которого направлена деятельность государственного органа; достижение цели должно решать проблемы. задачи – пути достижения поставленных целей, включая изменения в государственных услугах и функциональных возможностях государственного органа; решение задач должно привести к достижению цели целевые показатели и индикаторы задач – количественно измеряемые показатели, которые позволят контролировать достижение целей и задач. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
14 Пример из плана Министерства здравоохранения
15 Требования к формулированию стратегических направлений Должны охватывать все сферы деятельности государственного органа, но не перекрывать друг друга Формируются исходя из регулируемых отраслей или секторов экономики, изменения в которых считаются наиболее важными Не более 5-6 направлений, как правило, 3-4. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
16 Примеры формулирования стратегических направлений Управления координации занятости и социальных программ 1. Управление обеспечения устойчивой занятости. 2. Управление миграционными процессами. 3. Оказание социальной помощи социально уязвимым слоям населения. 4. Развитие сети социальных учреждений и укрепление их материально-технической базы.
17 Цель Цель конечное (ожидаемое) состояние в соответствующей отрасли (сфере деятельности), к достижению которого направлена деятельность государственного органа Цели государственного органа должны соответствовать приоритетам государственной политики и способствовать достижению стратегических целей развития страны Цели должны быть количественно измеримыми, достижимыми Достижение целей должно решать выявленные проблемы Как правило, 2-3 цели, не более 5-6 целей по каждому направлению Для каждой цели не более трех индикаторов (показателей) ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
18 Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать: понятий, допускающих произвольное или неоднозначное толкование указаний на иные цели, задачи, или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели описания путей, средств и методов достижения цели Определение целей государственного органа ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
19 Пример формулирования целей в проекте Стратегического плана управления образования области Стратегическое направление: Обеспечение доступности качественного образования Цель 1: Обеспечение равного доступа к дошкольному образованию Цель 2: Обеспечение доступности школьного образования и повышение его качества Цель 3: Удовлетворение потребностей отраслей экономики квалифицированными и конкурентоспособными специалистами ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
20 Замечания по формулированию целей Указана в Стратегическом плане Цель 2: Обеспечение доступности школьного образования и повышение его качества Данную цель можно разделить на две цели, т.к. согласно методическим рекомендациям не должно быть указаний на иные цели Рекомендуется для разработки Цель 2. Обеспечение доступности школьного образования Цель 3. Повышение качества школьного образования Примечание: Соответственно и целевые индикаторы будут формироваться исходя из целей (согласно методическим рекомендациям не более 3-х индикаторов)
21 Согласно Методическим рекомендациям для каждой цели в Стратегическом плане должны быть приведены целевые индикаторы (не более трех) Для каждого индикатора должен быть указан конкретный период Целевые индикаторы должны отражать показатели из раздела «Анализа текущей ситуации» Целевой индикатор Целевой индикатор количественно измеримый показатель, характеризующий степень достижения стратегической цели государственного органа, конечный результат, на который государственный орган имеет прямое или косвенное влияние и стремится достичь его. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
22 ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE Пример формулирования целевых индикаторов в Стратегическом плане управления образования области Стратегическое направление: Обеспечение доступности качественного образования Цель 1:Удовлетворение потребностей отраслей экономики квалифицированными и конкурентоспособными техническими и сервисными специалистами Целевые индикаторы: 1. Количество обучающихся технического и профессионального образования увеличится к 2011 году на 33,95% 2. Доля обучающихся технического и профессионального образования, трудоустроенных в 1-ый год окончания по полученной специальности 2009 г.-86,5, 2010 г.-92%, 2011 г.- 95%
23 Задачи Задачи определяют пути достижения поставленных целей наиболее эффективными методами в плановом периоде Задачи должны быть связаны с оказываемыми государственным органом услугами Каждая задача должна соответствовать лишь одной из целей государственного органа Для каждой из целей следует сформулировать от 1 до 7 задач, решение которых должно быть необходимым и достаточным условием для достижения соответствующей цели ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
24 ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE Пример формулирования задачи управления внутренних дел Цель Обеспечение безопасности дорожного движения Целевой индикатор: Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий к 2011 году на __% Задача 1 Усиление контроля над соблюдением правил дорожного движения Показатель: % дорог, оснащенных скоростомерами к 2011 г. ____ Задача 2 Улучшение дорожной инфраструктуры: Показатель: Количество построенных транспортных развязок ___ % отремонтированных дорог, от общей протяженности _____
25 ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE Показатели должны отражать результаты деятельности государственного органа Государственный орган несет непосредственную ответственность за их достижение Государственный орган может влиять на данный показатель Показатели должны быть измеримыми, в том числе статистически
26 Рекомендации по разработке показателей Оптимальный набор показателей при сохранении полноты и своевременности информации По показателям указывать значения по годам отчетного и планового периодов Показатели должны быть непрерывными и обеспечивать сопоставимость за отдельные периоды Если цели, задачи и показатели на очередной плановый год отличаются от ранее запланированных, необходимо это обосновать Обеспечить интеграцию с показателями центральных государственных органов Обеспечить связь показателей стратегического плана с показателями бюджетных программ ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
27 К формулируемым показателям предъявляются следующие требования: 1. Соответствие содержанию поставленной цели/задачи и полнота охвата. 2. Однозначность понимания показателя. Понятность не только специалистам 3. Показатели часто формулируются как мероприятия. Но показателем может быть выполнение разовых мероприятий, у которых нет количественных результатов ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
28 К формулируемым показателям предъявляются следующие требования: 4. Целевой показатель может быть зависим и от результатов деятельности других государственных органов. Тогда они \ должны быть снабжены соответствующими комментариями 5. Показатели, значения которых находятся под влиянием факторов, находящихся вне зоны влияния (например, природные катаклизмы), также должны быть снабжены соответствующими комментариями ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
29 Примеры формулирования показателей. Примеры формулирования показателей. Для характеристики результатов деятельности управления здравоохранения могут быть использованы следующие основные показатели: Увеличение ожидаемой продолжительности жизни Снижение смертности от ишемической болезни сердца Снижение материнской смертности Снижение смертности от туберкулеза Стабилизация и снижение младенческой смертности Увеличение удельного веса населения, обеспеченного безопасной питьевой водой (в координации с управлением ЖКХ) Снижение распространенности поведенческих факторов риска (в координации с МВД и др.)
30 Межотраслевые мероприятия (пример)
31 IV. Функциональные возможности государственного органа и возможные риски - Описываются сильные стороны и возможности государственного органа - Указать меры по улучшению внутренней организации госоргана. Например: повышение профессионального уровня сотрудников распределение бюджетных средств с учетом результатов деятельности повышение качества контроля соблюдения бюджетного законодательства и формирование системы внутреннего контроля
32 Описание возможных рисков
33 V. Нормативные правовые акты V. Нормативные правовые акты Необходимо указать нормативные правовые акты, в том числе постановления и приказы акима, маслихата, на основе которых разработан Стратегический план и имеющие непосредственное отношение к данному сектору экономики, региону ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
34 VI. Бюджетные программы местных государственных органов ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
35 Финансирование бюджетных программ необходимо для реализации целей и задач Стратегического плана Бюджетная программа – форма представления расходования бюджетных средств в соответствии с о стратегическими целями и задачами государственного органа ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
36 Бюджетные программы Услуги Трансферты ( в том числе физическим лицам) Бюджетные кредиты Обслуживание и погашение займов Инвестиции (в том числе Увеличение капитала) Капитальные расходы Виды Бюджетных программ Отдельные виды программ не должны смешиваться. ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
37 Бюджетные программы Сегодня направлены на обеспечение деятельности госучреждений и госпредприятий Должны быть переориентированы на оказание государственных услуг Услуга – это деятельность государственного органа, подведомственных ему организаций, осуществляемая за счет бюджетных средств, направленная на удовлетворение получателей услуг Получатель услуги – юридическое (физическое) лицо, в том числе государственный орган, на удовлетворение потребности которого направлена деятельность государственного органа и подведомственных ему организаций ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
38 Следует Каждой задаче должна соответствовать программа (подпрограмма) Программы следует формировать на уровне услуг, а не на уровне мероприятий Все ключевые услуги государственного органа должны быть представлены по отдельности Структура программы должна быть удобной для финансирования и мониторинга услуг Не следует Не следует помещать одинаковые расходы и услуги по двум разным программам ( в целях исключения двойного учета ) Программы не должны быть слишком объёмными и сочетающими большое количество различных услуг (Излишней детализации услуг следует избегать) Рекомендации по составлению Бюджетных программ ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
39 Схема взаимоувязки стратегического плана и бюджетной программы Стратегическое направление Цели (по направлениям) Целевые индикаторы Показатели результативност и Задачи (по целям) Показатели услуг: результаты, количество, качество, эффективность Бюджетная программа – стоимость государствен ных услуг (расходы) Мероприятия
40 Комментарий к схеме взаимоувязки стратегического плана и бюджетной программы Слева показаны цели и задачи, которые отражены в Стратегическом плане государственного органа и соответствующие им целевые индикаторы и показатели Справа - бюджетная программа, в которой отражены стоимость услуг + показатели количества + качества+ эффективности + результатов. Показатели количества и качества бюджетной программы должны быть увязаны с показателями задач как прямого результата деятельности, а показатели результативности с целевым индикатором, как конечным результатом деятельности
41 Индикаторы (показатели) Количества отражают прямой результат деятельности государственного органа, выражаются в абсолютных числах или в процентах Качества отражают степень соответствия данной услуги ожиданиям ее получателей (заполняются при необходимости) Эффективности отражают стоимость единицы услуги (или объем поступлений в бюджет) на единицу вложений в стоимость услуги (заполняются при необходимости) Результативности отражают достижение поставленной цели, т.е. конечный результат Показатели объемов финансирования – заложены в бюджетных программах ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
42 Рекомендации по составлению Бюджетных программ В случае пересмотра объема финансирования на реализацию действующих программ, значения показателей достижения целей программ должны быть скорректированы Каждая цель и задача, имеющая финансирование, относится к бюджетной программе или подпрограмме Вновь разрабатываемые бюджетные программы выделяются отдельно с указанием оснований для их разработки и обоснований их возможного бюджетного обеспечения ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
43 Форма Бюджетной программы Форма Бюджетной программы ( Для привязки планируемых расходов государственного органа с целями и показателями) Наименования администратора бюджетной программы Наименование бюджетной программы (и подпрограмм) Краткое описание Стратегические направления, цели и задачи Показатели, характеризующие результаты достижения цели Расходы на реализацию программы в отчетном и плановом периодах ECONOMIC RESEARCH INSTITUTE
44 Форма бюджетной программы направленная на предоставление услуг Администратор бюджетной программы Государственный орган Бюджетная программа (подпрограмма) Повышение квалификации работников в сфере здравоохранения Описание Повышение квалификации и переподготовка работников организаций здравоохранения в Республике Казахстан и странах ближнего и дальнего зарубежья по профилям в соответствии с потребностями отрасли Стратегическое направление Развитие инфраструктуры здравоохранения Цель Совершенствовать кадровое обеспечение отрасли Задача Повышение квалификации медицинских работников Продолжение на следующем слайде
45 Показатели Наименование показателя Ед. изм. Отчетный период Плановый период 1-й год ( отчет ) 2-й год (план теку- щего) 1-й год 2-й год 3-й год Показатели количества Количество врачей, прошедших специализацию и усовершенствование за период Удельный вес медицинских работников, прошедших усовершенствование и специализацию за период чел. % Показатели качества Х Показатели эффективности Х Показатели результата удельный вес врачей, имеющих высшую и первую категории % Расходы на реализацию программы тыс. тенг е
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.