Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯрослав Казаринов
1 Человек и природа Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Толстой
2 Человек и природа, их единство и противоборство в произведениях: Валентина Распутина Повести « Прощание с Матёрой », очерке «Байкал »
3 Методические цели урока: Показать как утверждаются Распутиным вечные ценности жизни: любовь к «малой» родине, связь человека с природой, память, чувство ответственности за происходящее вокруг. Совершенствовать умение анализировать текст
4 Валентин Распутин повесть «Прощание с Матёрой» Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, после этого терять будет нечего. С.Залыгин Какие общечеловеческие проблемы поднимает автор в повести? Кого можно назвать главными героями повести и почему? Каков смысл названия книги? Каково значение слова «Матёра»? Каково значение «языческих» образов?
5 Образ старухи Дарьи Старуха Дарья, высокая и поджарая,…строгое бескровное лицо с провалившимися щеками. Несмотря на годы…была на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству. Тип русской праведницы, без которой «не стоит село» Имела характер, который с годами не из мяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя.
6 Образ огня Настолько ярко, безо всяких помех, осветилась этим огнем судьба каждого из них Пылало так, что не видно было неба Верно, отсюда и пойдет огонь дальше, ничем, никаким миром от него не спастись… Хозяин увидел дымы над мастерскими лесами, и дымы эти без ветра долго носило прощальными кругами по острову.
7 Образ Хозяина Из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя, не похожий зверек – Хозяин острова Никто его не видел, не встречал, а он знал всех и знал все…
8 Образ лиственная Как царь-дерево громоздилась могучая, в три обхвата, вековечная лиственница (листвень – на «он» звали ее старики) «Царский листвень»…Жило поверье, что как раз им и крепится остров к речному дну, к одной общей Земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера. Трогали его топором…топоры отскакивали от ствола. Огонь не приставал, только помазал его сажей. Подступили …с бензопилой… пила не идет. Неповалимый. Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто. Настал день, когда к нему подступили чужие люди.
9 Образ воды … С таким чистым, веселым перезвоном катилась Ангара и так все казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось – ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание.
10 Матера – центральный образ повести Матёра – остров и деревня, носящие одно название. Жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов. На своем веку повидала всякое. … худо-бедно жила деревня, держась своего места на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду… и как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне. «Матёра» - «мать», «материнство».
11 Валентин Распутин очерк «Байкал» «Святое море», «святое озеро», «святая вода» - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке.
12 Сарма, култук, баргузин – так называются ветры, которые мгновенно с сумасшедшей силой вылетают из речных долин… поднимая порой волну до 4 – 6 метров.
13 Байкал: Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете; Исключительная прозрачность воды; У природы…есть свои любимцы. Таков Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
14 Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом
15 Байкал, Байкал… Он давно уже стал символом наших отношений с природой… Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и не открытый, непокоренный – как хорошо, что он у нас есть!
16 Кто мы на этой Земле ? Земля или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе – ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а том хоть потоп, «маленький», «материнский», или «всемирный». Ю.Селезнев
17 Земля наша делима и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге, должен быть человеком. Виктор Астафьев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.