Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПётр Андогский
1 КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег
2 Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
3 Кейс Кейс (от англ. case - случай)
4 Последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
5 Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
6 КЕЙС – единый информационный комплекс, который состоит из трех частей: описание конкретной ситуации; описание конкретной ситуации; вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; задания к кейсу. задания к кейсу.
7 Задание 1. Письменно сформулируйте свое определение сущности кейс- технологии. Письменно сформулируйте свое определение сущности кейс- технологии.
8 Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.
9 Критерии для разработки кейса: соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины; соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины; достаточный уровень осведомленности обучающихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации; достаточный уровень осведомленности обучающихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации; наличие у обучающихся опыта работы по анализу конкретной ситуации. наличие у обучающихся опыта работы по анализу конкретной ситуации.
10 Ограничения на использование кейс-технологии: 1. Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. 2. В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения обучающихся.
11 Задание 2. Зафиксируйте положительные «+» и отрицательные «-» аспекты использования кейс-технологии в профессиональном образовании. Зафиксируйте положительные «+» и отрицательные «-» аспекты использования кейс-технологии в профессиональном образовании.
12 Разновидности кейс- технологий:
13 1. Поиск решения ( Case Metod) : предложить как можно больше решений ситуации, выбрать оптимальное. 1. Поиск решения ( Case Metod) : предложить как можно больше решений ситуации, выбрать оптимальное.
14 2. Нахождение проблемы (Case Study Method) : суть проблемы неочевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы, определению ее вида. Решение может быть уже известно. 2. Нахождение проблемы (Case Study Method) : суть проблемы неочевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы, определению ее вида. Решение может быть уже известно.
15 3. «Почтовая корзина» ( In-Basket- Exercise Method) : решение проблем в условиях ограниченного времени. Вырабатывается умение быстро принимать решения. 3. «Почтовая корзина» ( In-Basket- Exercise Method) : решение проблем в условиях ограниченного времени. Вырабатывается умение быстро принимать решения.
16 4. Оценка решения: (Stated Problem Method) проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое, более оптимальное. 4. Оценка решения: (Stated Problem Method) проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое, более оптимальное.
17 5. Поиск информации: (Incident Method) ситуация описана не полностью, нехватающие данные необходимо выявить и найти (обращение с вопросами к преподавателю, к справочной литературе). 5. Поиск информации: (Incident Method) ситуация описана не полностью, нехватающие данные необходимо выявить и найти (обращение с вопросами к преподавателю, к справочной литературе).
18 Общая структура кейса: 1. Введение. 2. Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию. 3. Задание.
19 Примерная временная последовательность работы над кейсом:
20 Этап работы Содержание деятельности Формаработы Время 1 Ознакомление с ситуацией. · Выявление проблем · Обобщение информации · Анализ информации Индивидуальна я > 30% 2 · Уточнение проблем и их иерархия · Формулировка альтернативных решений · Составление перечня «+» и «-» каждого решения · Оценка альтернатив Групповая > 50% 3 · Обоснование выбора решения · Разработка плана реализации решения · Презентация результатов Индивидуальна я и групповая > 20%
21 М. Мюнтер предлагает трехступенчатый процесс работы над кейсом. Ступень 1. «Предписание» Ступень 1. «Предписание» Ступень 2. «Набросок» Ступень 2. «Набросок» Ступень 3. «Редактирование» Ступень 3. «Редактирование»
22 Советы М. Норфи: Выбирайте только понятные слова. Выбирайте только понятные слова. Используйте больше простых слов. Используйте больше простых слов. Будьте точны в выборе слов. Будьте точны в выборе слов. Избегайте профессионального жаргона. Избегайте профессионального жаргона. Составляйте простые предложения. Составляйте простые предложения. Формируйте четкие параграфы. Формируйте четкие параграфы.
23 Задание 3. Выявить основные отличия кейс- методов друг от друга. Выявить основные отличия кейс- методов друг от друга.
24 Метод «Нахождение проблемы» (Case Study Method)
25 Метод «нахождение проблемы» Индивидуальность Индивидуальность Неустойчивость Неустойчивость Инновации Инновации Непрерывность Непрерывность Творчество и неповторимость Творчество и неповторимость Самоцель Самоцель Результат – компетентность, самостоятельность Результат – компетентность, самостоятельность Массовость Стабильность Традиционализм Завершённость Нормативность Цель Результат – знания Классические методы
26 Возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом
27 Структура кейса «нахождение проблемы» Как правило, кейс включает в себя: Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом. Вопросы или задания для работы с кейсом. Приложения Приложения
28 Этапы разработки кейса «нахождение проблемы» Определение места кейса в системе образовательных целей Определение места кейса в системе образовательных целей Построение, или выбор модели ситуации Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Создание описания Сбор дополнительной информации Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения Презентация кейса, организация обсуждения
29 1. Определите тематическое поле кейса (класс, раздел курса, тема); 2. Сформулируйте цель и задачи кейса; 3. Выделите содержательные сегменты для кейса (термины, ключевые понятия, цифровой материал и т.д.); 4. Составьте кейс и определите технологическую модель занятия; 5. Подготовьте задание для организации исследовательской деятельности учащихся (если необходимо – глоссарий, дополнительный информационный материал); 6. Разработайте критерии оценивания решения кейса. ПРИ РАЗРАБОТКЕ КЕЙСА ВАЖНО:
30 Организация работы с кейсом «нахождение проблемы» 1 этап: 1 этап: погружение в совместную деятельность В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
31 2 этап: организация совместной деятельности Слушатели распределяются по временным малым группам. В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию. Слушатели распределяются по временным малым группам. В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
32 3 этап: анализ и рефлексия совместной деятельности Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги. Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
33 Объекты оценки отчет о деятельности обучающегося; отчет о деятельности обучающегося; наблюдение за презентацией решения; наблюдение за презентацией решения; наблюдение за работой в группе; наблюдение за работой в группе; наблюдение за консультацией. наблюдение за консультацией.
34 Результаты работы с кейсом «нахождение проблемы» Учебные результаты Освоение новой информации Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Освоение методов анализа Умение работать с текстом Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные результаты Создание авторского продукта Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
35 Задание 4 Определить ключевые характеристики кейса «Нахождение проблемы». Определить ключевые характеристики кейса «Нахождение проблемы».
36 ПРАКТИКУМ: Цели – овладение навыками конструирования кейсов, оценки возможности их использования, а также непосредственного применения при проведении учебных занятий Задача - конструирование кейса «Нахождение проблемы» Задание 5
37 Задание 6. Презентация группами спроектированных мини-кейсов. Презентация группами спроектированных мини-кейсов.
38 Задание 7. Саморефлексия. Саморефлексия.
39 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.