Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИрина Чикунская
1 Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Иванисова Н.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ «Новенская средняя общеобразовательная школа» Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником при работе с учебником
2 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Информационный подход в обучении =
3 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником предусматривает постановку перед обучающимися ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей: при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте, посредством чего самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело. Техника активно-продуктивного чтения
4 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не имеет значение, в кокам пряокде рсапожлены буквы в слове. Галвоне, чтобы, праве и последняя буквы были на месте. Осатьлыне буквы могут следовать в планом бсепордяке все рвано текст читается без побрелм. Пичрионй этого является то, что мы не читаем кдаужю букву по отдельности, а все слово целиком. Попробуй прочитать этот текст
5 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником «Прочтите…»«Прочтите…»
6 Организация самостоятельной работы с учебником
7 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником СЕМИОТИКА – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе
8 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное ее преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
9 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное «А теперь мы будем изучать новую тему…» 1. Отсроченная отгадка
10 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого (подобрать текст). Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел § самый большой? Как вы думаете почему? В каком разделе вы найдете ответ на вопрос…? 2. Оценка текста
11 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание – составить вопросы. Целесообразно ограничить количество вопросов и время на их составление. Вопросы можно задавать не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопроса может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов: вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д. вопросы, направленные на репродукцию процесса, начинаются со слов «Как?», «Каким образом?» и т.п. вопросы на выявление причинно-следственных связей, начинаются со слов «Почему?», «В чем причина?» и т.п. вопросы требующие анализа, синтеза основных знаний, начинаются со слов «Что общего?», «В чем особенности…?», «Сравните…», «Докажите». 3. Задай вопрос (спросить – значит понять)
12 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Данный прием очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи. Ребятам на уроке предлагается составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или исключение…., на восстановление последовательности и т.д. 4. Составь задание
13 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. (можно использовать «Прямую речь» - тему.) 5. Кубик Блума
14 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учащимися не механически, а творчески. 6. Аналитик
15 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Этот прием еще можно назвать по–другому «пребывание в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. Три составляющие драмогерменевтики: 1. театральная составляющая: во время репетиции актеры в поисках «зерна» роли совершают великое множество попутных действий, зрители же на спектакле как и ученики на уроке, живут гораздо пассивнее, так как ограничены в совершении попутных действий; 2. герменевтическая составляющая: когда количество странностей начинает превышать «критическую массу», для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному…; 3. педагогическая составляющая 7. Драмогерменевтика
16 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Этот прием является средством, позволяющим ученику самостоятельно отслеживать свое понимание прочитанного текста. Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой теме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, на сколько они знакомы с изучаемой темой занятия. Им предлагается внимательно изучая текст, оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения, оставляют пометки на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки: знаком «галочка» отмечается информация, которая известна ученику; знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация (если впервые встречается с текстом); знаком «минус» отмечается то, что идет в разряд с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе; знаком «?» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Этот прием эффективен,когда дети обладают высоким уровнем техники чтения. 8. Пометки на полях
17 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Суть приема – ученик формулирует свои вопросы по изученной теме на листочке бумаги и бросает в шапку. Таких шапок – 3. в одну шапку складываются вопросы, проверяющие знания текста; в другую – выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах; в третью – на которые сам спрашивающий затрудняется ответить. Чтобы сделать этот прием универсальным, требуется некоторая формамуация: 1. Необходимо четко сформулировать перед ребятами учебные задачи. 2. Сформулировать таким образом, чтобы данные задания можно было выполнять на всех учебных предметах. 9. Шапка вопросов
18 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Первая шапка Вопросы, требующие репродукции знаний могут начинаться со слов: Когда…? Сколько…? Кто…? Что…? Или формируются вопросы так называемых процессуальных знаний: Почему…? (поиск причинно-следственных связей) Как…? (описывающие какие-то процессы) Итак, вопросы 1-ой шапки позволяют уточнить и увеличить знаниевый запас. 9. Шапка вопросов
19 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Вторая шапка Можно предложить формулировать вопросы, которые формулировались бы по следующему алгоритму: «Я считаю, что…» А ты как думаешь (считаешь)? Эти вопросы важны, так как они призывают высказать оценочные суждения. 9. Шапка вопросов
20 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Технологические приемы Третья шапка Может содержать следующие задания: Запишите те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить или на которые нельзя найти ответ в тексте учебника. Они могут начинаться со слов «Я не знаю…» Эти вопросы позволяют ученику оценить уровень своих знаний, и в то же время направляют на расширение своего кругозора. 9. Шапка вопросов
21 Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Использование техники активно-продуктивного чтения при работе с учебником Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.