Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Кашкаров
1 Комментарии к цитатам Подготовка к ГИА Часть С2 Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ 3 г.Мыски Кемеровской обл.
2 В части С2 ГИА по русскому языку предстоит написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, взяв в качестве тезиса предложенную цитату. В данном сборнике их 36. Как же можно понять высказывания лингвистов, писателей, философов? Какими примерами аргументировать свой ответ? Давайте разберёмся.
3 В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский 1 Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью. Примеры: лексическое и грамматическое явления.
4 Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение 2 грамматики, он получает величайшее значение. Л. В. Успенский Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики. Примеры: лексическое и грамматическое явления
5 Точность слова является не только требованием стиля, требованием 3 вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка
6 Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не 4 действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения. Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить на самом деле. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета. Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности. Примеры: употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях
7 Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. 5 И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются. М. Е. Салтыков-Щедрин Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационноных правил, являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы
8 Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может 6 внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей. Примеры: содержание и структура реплик участников диалога
9 Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский 7 Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи. Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка
10 К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей 8 и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. Примеры: использование в тексте языковых единиц
11 Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский 9 В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Примеры: лексическое и грамматическое явления
12 Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров 10 В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка
13 Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов. А. А. Зеленецкий 11 Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Примеры: использование эпитетов в тексте
14 Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина 12 Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев. Примеры: лексические и грамматические явления, изобразительно-выразительные средства языка
15 Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение. И. И. Постникова 13 Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего). Примеры: лексическое и грамматическое явления
16 Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений 14 являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. Примеры: использование местоимений в тексте
17 Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский 15 Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Примеры: содержание и структура предложений (члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.)
18 Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационно- 16 ный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. Примеры: функции знаков препинания в тексте
19 Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор 17 Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка
20 Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать 18 особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка в тексте
21 Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин 19 Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи: - звучание слов передаётся с помощью букв; - интонация автора передаётся с помощью знаков препинания; - абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие; - различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста. Примеры: функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков)
22 Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова 20 Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией. Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Примеры: способы связи слов и их выражение в словосочетаниях
23 Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц 21 Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путём передачи речи человек характеризует себя с разных сторон. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка в тексте
24 Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д. С. Лихачёв 22 Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка в тексте
25 Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова 23 При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, а также тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано). Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка
26 Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы. Г. Я. Солганик 24 Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка
27 Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г. Чернышевский 25 Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений. Примеры: лексическое и грамматическое явления
28 Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов 26 Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка в тексте
29 Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так 27 же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М. В. Исаковский Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи. Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация. Примеры: лексическое и грамматическое явления, обоснование орфограммы
30 Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, 28 предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу. М. В. Панов Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них (фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение) имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. Примеры: употребление языковых единиц в тексте
31 Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей. Л. Н. Толстой 29 Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего. Примеры: употребление форм имени существительного и глагола с точки зрения лексики и грамматики
32 Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Г. В. Степанов 30 Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль. Примеры: лексическое и грамматическое явления
33 Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр 31 Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и грамматическое явления в тексте
34 Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка 32 В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста. Примеры: употребление фразеологизмов в тексте
35 Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко 33 Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике. Примеры: лексическое и грамматическое явления
36 Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко 34 Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматичес- ких правил и речевых норм), книжные слова, сложные развер- нутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.). Примеры: лексическое и грамматическое явления
37 Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко 35 Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка
38 Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. 36 Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи – для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина Примеры: функции абзаца
40 Использованные источники ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, – 224 с. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, – 464 с. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, – 319 с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.