Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентин Шпаковский
1 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» к.э.н., доцент Карамова Ольга Владимировна
2 1. Особенности олигополистического рынка 2. Нескоординированная олигополия: Ценовая война. Модель Курно 3. Ломаная кривая спроса План лекции
4 Томас Мор английский мыслитель Томас Мор английский мыслитель Saint Thomas More Saint Thomas More Термин олигополия ввел Томас Мор в 1516 году в книге «Утопия»
5 Олигополия Греческий язык
6 Олигополия – это рыночная структура, в которой доминирует небольшое количество фирм, а вход в отрасль ограничен высокими барьерами
7 Основные черты
8 Где распространена ? Металлургия Автомобиле- строение Автомобиле- строение Судостроение Химия Электроника Самолето- строение Самолето- строение
9 Немногочисленность фирм 1. Степень концентрации отрасли высокая Классическая олигополия – 3-4 фирмы Аморфная олигополия – 6-10 фирм
10 Немногочисленность фирм Отрасль олигополистическая, когда на 3-10 фирм приходится более 50% выпуска продукции отрасли В отрасли наряду с крупными могут действовать мелкие фирмы (на сегментах)
11 2. Большая доля выпуска каждой фирмы обеспечивает рыночную власть 3. Немногочисленность обуславливает взаимозависимость фирм – это главная черта олигополии Немногочисленность фирм
12 Высокие барьеры входа в отрасль 1. Крупные размеры фирмы позволяют использовать положительный эффект от масштабов производства Причина формирования олигополии: экономия на масштабах производства
13 2. «Преимущество первого хода» first mover advantage Взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях: Крупное производство Крупная сбытовая сеть Профессиональный управленческий аппарат
14 Свойства продукта олигополии Дифференцированнаяолигополия Недифференцированнаяолигополия
15 Олигополия дифференцированная Действуют закономерности, свойственные монополистической конкуренции (рынок сегментирован, неценовая конкуренция) Примеры: автомобилестроение, электротехника, электроника
16 Олигополия недифференцированная Продукт в основном стандартизирован, однороден Неценовая конкуренция теряет свою эффективность Ценовая конкуренция Примеры: цементная промышленность, нефтяная промышленность, большинство отраслей металлургии и пр.
17 Несовершенство информации Планы конкурентов Ценовая политика Новые продукты Рекламные акции Коммерческаятайна Коммерческаятайна СУЩЕСТВЕННА РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА ПРИ ВЫРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
18 Ex ante – предварительно Еx post - реализовано Ex ante – предварительно Еx post - реализовано
19 У олигополии отсутствует заданная кривая спроса ex ante Сложность применения правила MR=MC Нет общей модели олигополии Критерий выделения модели олигополии– способ взаимодействия Сложность применения правила MR=MC Нет общей модели олигополии Критерий выделения модели олигополии– способ взаимодействия
20 Три типа олигополии 1. Нескоординированная олигополия 2. Сговор явный – картель 3. Сговор тайный – картелеподобная структура
21 Нескоординированная олигополия предполагает независимость действий фирм друг от друга в определении цены и объемов выпуска
22 Сговор явный - картель фирмы согласованно устанавливают цены и объем производства на уровне монополиста и делят между собой прибыль Запрещен законом
23 Сговор тайный – картелеподобная структура «игра по правилам», когда фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов
25 Нескоординированная олигополия 1. Ценовая война 2. Модель равновесия Курно 3. Ломаная кривая спроса 4. Теория игр
26 Ценовая война Q P D MC=AC QCQC PMPM PCPC QMQM P1P1
27 Вывод : 1. Ценовоя война - это цикл последовательного уменьшения цен с целью вытеснения конкурента с рынка 2. Это выгодно для потребителей и губительно для производителей
28 3. Снижение цены продолжается до уровня издержек 4. Демпинг – снижение цен ниже издержек и запрещено законом Демпинг Демпинг
29 Олигополия на рынке сотовой связи в России
30 ОАО «Мобильные Теле Системы» ОАО «Вымпел Ком» ОАО «Мега Фон » Рынок сотовой связи 2003 г.
31 ОАО «Мобильные Теле Системы» ОАО «Вымпел Ком» ОАО «Мега Фон » Рынок сотовой связи 2005 г.
32 Рынок сотовой связи 2009 г. ОАО «Мобильные Теле Системы» ОАО «Вымпел Ком» ОАО «Мега Фон » ОАО «Мобильные Теле Системы» ОАО «Вымпел Ком» ОАО «Мега Фон »
33 Рынок сотовой связи 2010 г. Распределение долей операторов сотовой связи по количеству абонентов в РФ на 31 декабря 2010 года
34 Рынок сотовой в регионах Распределение долей операторов сотовой связи по количеству абонентов в РФ на 31 декабря 2010 года
35 Ребрендинг Ребрендинг Билайна в 2005 году. Яркий чёрно-жёлтый окрас, вместо унылого логотипа в виде слов Beeline GSM на синем фоне и маленькой пчёлки Эпические яйца системы-телеком (МТС )
36 Тенденции приближение российского рынка к насыщению по числу абонентов удержания существующей абонентской базы четкое сегментирование по группам клиентов и разработка большего числа нишевых продуктов должно снизиться число «мигрирующих абонентов»
41 Модель дуополии Курно Модель предложена А.О. Курно в 1838 г. в работе «Исследование математических принципов теории богатства» Антуан Огюстен Курно французский экономист и математик ( ) Antoine Augustin Cournot Антуан Огюстен Курно французский экономист и математик ( ) Antoine Augustin Cournot
42 Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца являются единственными производителями стандартизированного товара
43 Особенности построения модели: Каждая фирма знает кривую спроса своего конкурента Фирмы принимают решения в одно и то же время Каждая фирма должна решить, сколько продукции производить Дополнительные упрощения: фирмы ничем не различаются; предельные издержки фирм постоянны
44 Кривая спроса фирмы А в зависимости от фирмы Б P Q D1D1 MC=AC MR D2D2 MR 2 D3D3 MR
45 Комментарий: Фирма А вышла первой на рынок и выбрала позиции монополиста, ½ от объема конкурентного рынка В ответ на выход на рынок фирмы Б, фирма А вынуждена снизить объем производства
46 Если весь рынок будет занят фирмой Б, то фирме А придется остановить производство
48 Фирма АФирма Б P P Q Q D M= D A MC=AC Q C = MR M Q M = PMPM DБDБ MR P1P1
49 Фирма АФирма Б P P Q Q DADA MC=AC MR А QАQА PMPM DБDБ MR
50 Выпуск в шт. в месяц фирмы А = 1/2 Qc =1/2( Qc- 1/4Qc)= 3/8 Qc = 11/32 Qc = 43/128Qc Выпуск в шт. в месяц фирмы Б 75000=1/2(1/2Qc)= 1/4Qc 93750=1/2(Qc-3/8Qc) = 5/16Qc 98438= 21/64 QC 99609= 85/256Qc
51 Бесконечная геометрическая прогрессия ½ 3/8= 1/2-1/8 11/32 = ½-1/8-1/32 43/128= ½-1/8-1/32-1/128
52 Формула суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии 1+r +r 2 + r 3 + … + r n +… = 1/(1-r) r< 1 Q A = 1/3 Qc
53 Вывод: Конечный равновесный выпуск каждой фирмы дуополии достигает 1/3 рынка
54 Общий рыночный выпуск в условиях дуополии равен 2/3 от конкурентного рынка Общий рыночный выпуск в условиях дуополии равен 2/3 от конкурентного рынка
56 QAQA QБQБ Кривая реагирования фирмы А Q A = f(Q Б ) Кривая реагирования Фирмы Б Q Б = f(Q А ) Равновесие Курно
57 Кривая реагирования (reaction curve) отражает количество выпуска для одного участника рынка при каждом данном уровне количества другого участника
58 Пересечение кривых реагирования показывает равновесие Курно. Это сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором нет стимулов к изменению решения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.