Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнгелина Яминская
1 Информатика в начальной школе 4. Методика и организация обучения информатике во 2-м классе, использование ЦОР издательства БИНОМ к учебнику из Единой коллекции 1
2 Основа успешного обучения информатике – организованность и постоянство Перед началом обучения информатике в начальной школе следует тщательно продумать методику обучения, собственное поведение, структуру урока и способы подачи учебного материала! Однажды разработав и апробировав некую последовательность смены деятельности учащихся на уроке информатики, желательно придерживаться ее впредь. Это поможет Вам сэкономить урочное время и сохранить свою энергию – через короткое время дети будут непроизвольно ожидать и «автоматически» переходить к следующему этапу уроку без каких-либо усилий с Вашей стороны. Чем выше будет уровень Вашей организованности, тем больше удовольствия занятие доставит и Вам, и детям. Четкое осознание Вами целей - вот признак высокой организации. Вы должны точно знать, что вам следует делать, сколько раз это надо повторить, когда и куда двинуться дальше. Помните – Вам будут постоянно нужны источники свежей информации и новые учебные материалы, в частности, очень удобны электронные дидактические карточки.электронные дидактические карточки 2
3 Материалы для учителя 1. Методическое пособие для учителя – предназначено для облегчения подготовки к уроку в конкретном классе и для организации обучения конкретных детей с определенным начальным уровнем интеллекта*) 2. Дидактические материалы – предназначены для облегчения подготовки к уроку и создания специальных карточек – интеллектуальных битов. *) Уровень интеллекта IQ можно определить с помощью специальных тестов, если этого захотят дети и их родители, но лучше не определять его в начальной школе по этическим соображениям, ибо наша задача не определять IQ, а развивать интеллект, начиная с того уровня, который имеем здесь и сейчас! Уровень интеллекта Доказано, что основное развитие интеллекта происходит до 5-6 лет, но достаточно интенсивное развитие интеллекта продолжается до лет. При постоянном интеллектуальном напряжении, развитие интеллекта продолжается всю жизнь.развитие интеллекта
4 Знания, интеллект и информация Знания основаны на информации. Получение информации происходит через факты.факты Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт надлежащим образом предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. «Бит интеллекта» будет способствовать развитию детского мозга и ляжет в основание всех его будущих знаний. Карточки «бит интеллекта» и дидактические карточки следует предъявлять детям с достаточной большой скоростью, поскольку зрительная информация воспринимается мгновенно!бит интеллекта дидактические карточки 4
5 «Бит интеллекта» Визуальная информация, содержащаяся на карточке, может быть названа «битом интеллекта» только в том случае, если она удовлетворяет следующим шести требованиям: Отчетливо видны все детали. Изображен только один предмет. У него должно иметься специальное название. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку. Карточка должна быть большой. Она должна быть чистой. Если карточка «бит интеллекта» не удовлетворяет одному из этих требований, то ею нельзя пользоваться для обучения: если полностью удовлетворяет, то можно. 5
6 Карточка «бит интеллекта» Карточка «бит интеллекта» будет содержать один бит информации, если будет изготовлена следующим образом. 1. Взять чистый лист белого картона или ватмана размером А4 2. Наклеить на него аккуратный рисунок, иллюстрацию или фотографию. Карточка должна отвечать следующим требованиям: Отчетливость Дискретность Недвусмысленность (однозначность) Содержать элемент новизны, то есть на ней следует изображать то, что еще неизвестно ребенку Объект на карточке должен быть изображен во всех необходимых деталях, на пустом белом фоне, и кроме этого объекта на рисунке не должно быть абсолютно ничего – даже имени объекта. Имя объекта произносится учителем устно при показе карточки 6
7 Количество усвоенного учебного материала Мы привыкли к тому, от требуем от детей выучить в совершенстве 20 фактов, а потом продемонстрировать, что они усвоили их на все 100 процентов. И вот большинство детей без конца повторяя эти уже надоевшие факты, в конце концов, утрачивают к ним всякий интерес и начинают «внутренне» и «внешне» отвлекаться. В чем разница между тем, что происходит, когда вы демонстрируете ребенку 10- й факт из 20-ти, и тем, когда вы сообщаете 200-й факт из 500? Секрет обучения младших школьников состоит в том, что если вместо всех 100% от 20, они усвоят только 50%, но от 200 или от 2000, то понятно, что 100 или 1000 слов, понятий, фактов – это много больше, чем 20. А компьютер и электронные карточки (дидактические и карточки «бит интеллекта») позволяют нам на уроках информатики демонстрировать учебный материал с большой скоростью! Однако, важно не только то, что дети в состоянии усвоить в 50 раз больше, чем мы им предлагаем. Главное в том, что МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ПРИ ЭТОМ НЕ ТОЛЬКО НЕ ТЕРЯЮТ ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ – ОНИ ПРИОБРЕТАЮТ ИЛИ РАЗВИВАЮТ ЕГО!!! 7
8 Количество «усвоенного» учебного материала зависит от скорости его предъявления ! По обычно принятой методике ребенку предлагается некоторое число дидактических единиц ( ), которые ему полагается внимательно и неторопливо изучать, рассматривать. Когда ребенок, медленно и тщательно рассматривает рисунки и таблицы (факты) он уже до тошноты «наелся» первыми двумя-тремя-пятью. Его сознание уже «утомилось» сосредотачивать внимание и воспринимать «информацию», поскольку он ее воспринял уже с первого взгляда. Ребенок уже не хочет смотреть, так как он устал «держать внимание» и потому утратил интерес к учебному материалу. Теперь он обязательно отвлечется, усвоив не более половины (50%) предъявленных фактов. Психологи установили, что такой метод буквально отбивает желание учиться. Но существует другой метод, который развивает и усиливает такое желание. 8
9 Количество «усвоенного» учебного материала зависит от скорости его предъявления ! Во втором случае мы с большой скорость демонстрируем те же или 30 фактов. Интерес к быстро поступающим фактам не иссякает значительно дольше., поскольку ребенок не тратит энергию на задержку внимания – это очень трудно! Поступление все новых и новых фактов будет постоянно подпитывать природное любопытство, которым от природы наделен каждый ребенок. Во втором случае ребенок будет усваивать гораздо более половины из демонстрируемого учебного материала. Скорее всего, объем усвоенного будет колебаться от 80 до 100%. Но даже если бы он усваивал только половину, то и этого было бы достаточно, чтобы быть интеллектуально здоровым и счастливым. Сохраняя определенную последовательность смены деятельности в продолжении урока (работаем головой, головой и руками в тетради, головой, руками на компьютере, головой) всегда будьте готовы к тому, чтобы изменить свой подход. Каждый урок должен приносить что-то новое и увлекательное. 9
10 Количество «усваиваемого» учебного материала Время Двенадцатый слайд IIIIIIVVVIVIII ЦОР - ИНТЕРНЕТ 10 Максимально-возможное в % количество внимания и, соответственно, «усваиваемого» учебного материала в определенный момент времени урока – от 0% в начальный момент урока до 80% на 7-ой-15-ой минутах от начала урока и первые 5-10 минут работы на компьютере
11 В помощь учителю Авторами созданы методические рекомендации для каждого класса, которые желательно использовать при подготовке к уроку. К каждой книге прилагается диск – электронное пособие. Начинающему учителю информатики методические рекомендации авторов помогут выработать свое видение и свою технологию проведения уроков информатики в начальной школе. Опытный учитель информатики в начальной школе, используя методические рекомендации к каждому классу (второму, третьему и четвертому) и дидактические материалы, найдет для себя и интересное, и полезное.
12 Структура урока Под структурой урока мы понимаем строго определенную, логически обоснованную последовательность смены деятельности учащихся. Новый вид деятельности – новый этап. Один и тот же проведенный, то есть уже состоявшийся урок, можно разбить на несколько этапов – на пять, семь или десять в зависимости от логики деления, подобно тому, как Ньютон, и мы вслед за ним, видим в радуге семь основных цветов, а японцы видят только шесть. Мы предлагаем разделить урок на семь этапов: 1. Разминка или начало урока 2. Знакомство с новым учебным материалом 3. Работа в рабочей тетради 4. Подготовка к компьютерному практикуму 5. Работа на компьютере (индивидуальная или групповая) 6. Подведение итогов компьютерного практикума 7. Подведение итогов урока в целом 12
13 Первый этап – разминка – включаемся в урок Разминка или начало урока во многом определяет успех урока в целом. Цель разминки (первого этапа урока): отключить детей от иных забот и посторонних мыслей, сосредоточить внимание детей на теме урока. Примерный план первого этапа урока: 1. Дети стоят. Учитель здоровается и предлагает сесть. 2. Все хором читают тему урока, которая написана на доске. 3. Учитель читает цель урока, тоже написанную на доске и при необходимости комментирует ее. 4. Учитель предлагает детям ответить на вопросы, имеющие отношение к теме урока и к ожидаемому результату урока – устно или письменно. 5. В зависимости от активности учащихся и результативности их деятельности, учитель корректирует намеченное к первому этапу 6. Подведение итогов разминки 7. Напоминание темы урока и объявление цели и задач следующего этапа урока 13
14 Второй этап – новое – работаем головой и языком Успех второго этапа урока зависит от качества разминки, то есть от того, насколько дети осознали тему урока и заинтересовались ею. Цель второго этапа урока: познакомиться с новым теоретическим материалом по теме урока. Примерный план второго этапа урока: 1. Учитель предлагает открыть соответствующий параграф учебника. 2. Все хором читают название параграфа. 3. Учитель (в соответствии с намеченным планом) проводит эвристическую беседу по теме, понуждая детей активизировать все свои знания на тему урока, привлекает личный жизненный опыт учащихся, предлагая им привести примеры из собственной жизни. В ходе такой деятельности дети легко воспринимают предусмотренную авторами УМК толику нового знания, извлекаемого ими в процессе работы из текста и рисунков в учебнике. 4. Дети хором или по очереди читают в учебнике главное, что они должны понять и запомнить. 5. Учитель задает вопрос: «Всем ли понятно то, о чем мы говорили сейчас на уроке?». Если всем все понятно, переходим к следующему этапу урока, говорит детям учитель. 6. Если есть вопросы, учитель коротко отвечает на них или просит ответить кого-то из учащихся, тоже максимально коротко. 7. Учитель напоминает тему урока и объявляет цель и задачи следующего этапа урока 14
15 Третий этап – работаем головой и руками на бумаге Успех третьего этапа урока зависит от качества второго этапа, то есть от того, насколько дети поняли новый материал. Цель третьего этапа урока: пропустить новый теоретический материал по теме урока через себя, что возможно только при самостоятельной индивидуальной работе руками и головой – в рабочей тетради. Примерный план второго этапа урока: 1. Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь и называет номера заданий, которые необходимо выполнить. 2. Дети выполняют задания по порядку – кто сколько успеет за отведенное учителем время. 3. В намеченный учителем момент времени по его команде все останавливают свою работу. Кто где: кто-то выполнил одно задание, а кто-то все. 4. Учитель дает одну-две-три минуты, чтобы дети взаимно проверили выполнение заданий. Сам учитель все это время ходит между учениками и молча наблюдает или немного доброжелательно и вполголоса помогает тем, кто нуждается в помощи. 5. После окончания взаимопроверки и самопроверки, учитель сам коротко подводит итоги третьего этапа, доброжелательно обращает внимание детей на упущенное или не вполне понятое ими. 6. Учитель дает домашнее задание – доделать все упражнения тем, кто не успел на уроке и творческое задание успешно выполнившим все задания и всем остальным детям 7. Учитель напоминает тему урока и объявляет цель и задачи следующего этапа урока 15
16 Четвертый этап – работаем головой и языком, руки отдыхают Успех четвертого этапа урока зависит от качества третьего этапа, то есть от того, насколько дети освоили новый материал и готовы выполнить задания с помошью нового для них инструмента - компьютера. Цель четвертого этапа урока: вспомнить правила техники безопасности и правила работы с электронным пособием. Примерный план второго этапа урока: 1. Учитель задает вопросы по правилам техники безопасности – проводит фронтальный или индивидуальный опрос. Очень эффективно привлекать к этому детей: одни задают вопросы, другие отвечают на них, третьи комментируют вопросы и ответы*). 2. Если компьютеры выключены, предлагает детям включить компьютер и запустить нужную программу. 3. Учитель напоминает, на что следует обратить особое внимание при выполнении заданий на компьютере, имея ввиду тему урока. 4. Учитель напоминает, что особое внимание на данном этапе урока (при работе на компьютере) следует обращать освоению приемов и способов работы с программами и данными (закодированной информацией), поскольку собственно тему урока все уже освоили (поняли). *) Не следует много внимания уделять выставлению оценок за ответы и вообще оцениванию деятельности учащихся. Это настраивает мотивацию ребенка в порочное русло погони за оценкой, отвлекая их внимание от главного на уроке. 16
17 Пятый этап – работаем головой и руками на компьютере Цель пятого этапа урока: еще раз пропустить новый теоретический материал по теме урока через себя, в процессе освоения нового для них инструмента работы с информацией, то есть в ходе нового вида деятельности. Примерный план второго этапа урока: 1. Если необходимо, этап начинается с выполнения учителем одного из заданий*). 2. Если за одним компьютером работает двое учащихся, то необходимо установить строгую очередность выполнения заданий: – Первое задание – один работает, другой смотрит **) – Второе задание – второй работает, первый смотрит **) 3. Учитель ходит между учениками и тихо напоминает, на что им следует обратить особое внимание при выполнении заданий, имея ввиду и тему урока, и какие приемы и способы работы на компьютере следует освоить на данном уроке. 4. В нужный момент учитель дает команду прекратить работу на компьютере и выслушать его комментарии (без оценки!) по поводу работы класса на компьютере, и, если необходимо – работу отдельных учеников 5. В заключении данного этапа, учитель предлагает приступить к подведению итогов работы на компьютере с выставление отметки (оценки) за практическую часть работы. *) Дети осваивают приемы и способы работы на компьютере не теоретически, а по принципу: «ДЕЛАЙ С НИМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!». **) Если необходимо – подсказывает, но устно, а не руками!!!;
18 Шестой этап – работаем головой и сердцем*) – подводим итоги работы на компьютере Цель шестого этапа урока: еще раз пропустить новый теоретический материал по теме урока через себя, в процессе подведения итога компьютерного практикума, осуществить анализ и самоанализ, оценку и самооценку практической деятельности Примерный план второго этапа урока: 1. Если необходимо, этап начинается со смотра-конкурса выполненных заданий*). 2. Каждый ученик получает свою оценку за компьютерный практикум в соответствии с известными ему правилами (выполнил все, не все, правильно, не правильно, быстро, медленно, работал старательно, отвлекался на постороннее, мешал другим и пр.) 3. Учитель выставляет отметки в журнал ЗА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ НА КОМПЬЮТЕРЕ, так как приоритетом в шестом этапе обладают именно освоение приемов и способов работы на компьютере и, естественно, правильность выполненных заданий. За теоретические знания отметка выставляется в конце седьмого этапа урока. 4. Учитель сообщает о переходе к последнему этапу урока – подведению итогов урока в целом. *)Работать «сердцем» – это значит вспомнить о совести и чести! **) Такой смотр-конкурс имеет смысл при выполнении детьми творческих заданий на компьютере или заданий-проектов.
19 Седьмой этап – работаем головой и сердцем*) – подводим итоги работы на компьютере Цель седьмого этапа урока: еще раз пропустить новый теоретический материал по теме урока через себя, в процессе самооценки и оценки своей деятельности на уроке. Примерный план второго этапа урока: 1. Этап начинается с ответа на вопросы в учебнике в конце параграфа. 2. Учитель может организовать взаимный опрос учащихся и взаимное выставление ими оценок друг другу и себе за освоение теоретических вопросов. Компьютерный практикум и поведение ребенка в процессе работы на компьютере не обсуждается! 3. По ходу этого этапа учитель ставит оценки, озвучивает их, если необходимо комментирует и вносит в журнал. 4. Не рекомендуется учитывать в итоговой отметке поведение ребенка на уроке *) – только качество освоения нового материала! *) Негативное поведение ребенка нельзя оставлять без внимания, но недопустимо на уроке информатики создавать в сознании ребенка путаницу – так как именно на уроке информатики ребенок учится структурировать, раскладывать «по полочкам» свои знания, умения и всякого рода информацию. Школьник должен научиться различать, узнавать, называть, понимать: ЧТОЧТО он ДЕЛАЕТ в данный момент?, ЗАЧЕМ? и КАК он это ДЕЛАЕТ?.ЗАЧЕМКАК
20 Таким образом, рекомендуемая СТРУКТУРА УРОКА оправдала себя на практике Время Двенадцатый слайд IIIIIIVVVIVIII ЦОР - ИНТЕРНЕТ 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.