Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Соломатина
1 КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Власенко Елена Александровна, методист МБОУ ММЦ 2011 год
2 Исторический аспект Начало 20 века 70 е годы 20 века Англия США Ответ на конкретный заказ заказ профессиональной сферы Бизнес- использование понятий «компетенция» «компетенция» «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения с проблемой определения качеств успешного профессионала
3 Образование Профессиональная сфера Знания Умения Навыки Компетенции Совет Европы
4 Что такое компетентность? Глоссарий терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) Способность делать что-либо хорошо или эффективно. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. Способность выполнять особые трудовые функции.
5 Хуторской Андрей Викторович доктор. пед наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва Компетенция Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
6 Компетентность – Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
7 Важно !!! Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
8 Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
9 Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
10 Что такое «ключевые компетенции»? Оксфордско- Кембриджская образовательная программа Европейский проекте «Ключевые компетенции 2000» - используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».
11 Россия Основным результатом Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков знаний, умений и навыков сама по себе, сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, общественно-политической, коммуникационной, коммуникационной,информационной и прочих сферах
12 Признаки ключевых компетенций 1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). 2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.
13 Признаки ключевых компетенций 3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
14 Признаки ключевых компетенций 4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
15 Признаки ключевых компетенций 5. В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием. 6. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
16 симпозиум Совета Европы ИЗУЧАТЬ Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Организовывать свои собственные приемы изучения. Уметь решать проблемы. Уметь извлекать пользу из опыта. Самостоятельно заниматься своим обучением.
17 симпозиум Совета Европы ИСКАТЬ Запрашивать различные базы данных. Опрашивать окружение. Консультироваться у эксперта. Получать информацию. Уметь работать с документами и классифицировать их.
18 симпозиум Совета Европы ДУМАТЬ Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ Уметь противостоять неуверенности и сложности Занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой Уметь оценивать произведения искусства и литературы
19 симпозиум Совета Европы СОТРУДНИЧАТЬ Уметь сотрудничать и работать в группе Уметь разрабатывать и выполнять контракты Принимать решения – улаживать разногласия и конфликты Уметь договариваться
20 симпозиум Совета Европы ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО Включаться в проект Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад Доказывать солидарность Нести ответственность Уметь организовывать свою работу Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами
21 симпозиум Совета Европы АДАПТИРОВАТЬСЯ Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации Показывать стойкость перед трудностями Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений Уметь находить новые решения
22 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОССИИ Ценностно-смысловые компетенции Коммуникативные компетенции Информационные компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Социально-трудовые компетенции
23 Ценностно-смысловые компетенции Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм
24 Общекультурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
25 Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
26 Информационные компетенции Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
27 Коммуникативные компетенции уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном
28 Социально-трудовые компетенции Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
29 Компетенции личностного самосовершенствования Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
30 Позиция учителя Главной задачей учителя становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
31 Развитие ребенка Характеристики «развивающей среды»: 1. Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.). 2. Самостоятельная учебная работа, деятельность 3. Осознанность цели работы и ответственность за результат. 4. Реализация индивидуальных интересов учащихся. 5. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование). 6. Формирование понятий и организация своих действий на их основе. 7. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам. 8. Демонстрация учителем компетентного поведения.
32 Условия, направленные на создание развивающей среды: 1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. 2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей. 3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. 4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих. 5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения. 6. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. 7. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
33 Условия, направленные на создание развивающей среды: 8. Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. 9. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. 10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства. 11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения. 12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. 13. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. 14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. 15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
34 Условия, направленные на создание развивающей среды: 16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы. 18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. 19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 20. Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. 21. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. 22. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. 23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. 24. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил. 25. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
35 Оценка уровня достижений ключевых компетенций В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так и в самом процессе их применения, использования, опять же по известным критериям. Оценивают уровень владения конкретными компетенциями в таких процедурах, как наблюдение за исполнением действии учащегося в конкретных ситуациях, связанных с формированием, определенных компетенций (исследование, дискуссия, выступление и т.д.), письменного экзамена - написание эссе, а также и в других видах письменных экзаменов, решение тестовых заданий.
36 Вывод: Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний; которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
37 Компетентностный подход востребован постольку, поскольку современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.