Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСемён Горецкий
1 Самоуправление По материалам работ Е.Н. Степанова, Д.В. Григорьева
2 Понятие самоуправления Форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей (Педагогическая энциклопедия). Целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой (Н.И. Приходько). Самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации (В.Т. Кабуш). Метод организации коллектива (В.М. Коротов).
3 Понятие самоуправления Действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач (Е.Н. Степанов).
4 Цели самоуправления (по Е.Н. Степанову) Содействие развитию ребенка (развитие качеств самостоятельности, активности, ответственности). Организация эффективного функционирования учебной группы (успешное выполнение возложенных на класс функций). Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека (расширение пространства для проявления своей активности).
5 Принципы самоуправления 1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления. 2. Социальная значимость деятельности самоуправления. 3. Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива. 4. Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления. 5. Добровольность и выборность органов самоуправления. 6. Инициатива, самодеятельность и творчество детей 7. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки. 8. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы. 9. Обязательное представительство классных коллективов. 10. Взаимодействие всех органов самоуправления. 11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.
6 Шаг первый (из опыта 825 школы) Диагностирование внутришкольного пространства отношений. На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри- и меж возрастных, других отношений детей в рамках школы. Вокруг инициативной педагогической группы могут объединиться ребята, готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Они составляют детскую диагностическую службу школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления – главная задача начального этапа.
7 Шаг второй (из опыта 825 школы) Проектирование и реализация «прецедентов самоуправления». На этом этапе детской диагностической службой школы инициируются изменения в событийной жизни школы. Появляются «прецеденты самоуправления» - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно само- деятельно и само-управляемо.
8 Шаг третий (из опыта 825 школы) Становление детского самоуправления как основного принципа событийной жизни школы. Теперь все общешкольные события, потенциально открытые к развертыванию в режиме детского самоуправления, должны стать предметом заботы детей. Развертываться событие может в несколько этапов: объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела (например, в рамках годового цикла общешкольных праздников); создание временных творческих групп по разработке проектов; определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или – в случае невозможности подобного – лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах; складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь; работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
9 Начало: «деятельность рождает самоуправление» (А.С. Макаренко) выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления; проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники; разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта; создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями.
10 Воспитательный потенциал социально ценная направленность поручения; личностная значимость для ребенка деятельности; наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения; инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель, значение, сроки, варианты помощи и поддержки); развивающий характер содержания и способов выполнения поручений (от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей).
11 Ошибки самоуправления Брать все на себя. Советом учеников должен заниматься отдельный педагог, а не зам. по ВР. Оставлять в стороне начальную школу. Азам самоуправления учатся уже там. Превращать Совет в сервисную службу. Сваливание практически всей организации и ответственности за предстоящее дело. До обеда жить и работать под единоначалием педагога, а после уроков играть в демократию. Без единой демократической линии в школе самоуправление превращается постепенно в фарс. Забывать благодарить тех, кто берет на себя ответственность на себя или разделяет ее с нами. Сделайте систему поощрений. Закрывать глаза на проявление безответственности членов Совета. Шанс на исправление и закрепление успеха. Один шанс. Формализм, возрастающая принудительность в выполнении дел. Не проводить дела «спустя рукава».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.