Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Батвиньева
2 Анализ монументальной скульптуры майя на стелах, рельефах и притолоках выявил наличие нескольких повторяющихся канонических сюжетов. Обычно на лицевой стороне стелы изображен один человек в богатой одежде и вычурном головном уборе с различными предметами в руках. Среди наиболее типичных и часто повторяющихся изображений на скульптурных монументах майя можно выделить группы мотивов: Группа I военная: изображает правителя города-государства в батальных сценах, либо вооруженным в сценах триумфа, на фоне связанных пленников и т. д. Группа II династическая: в ней представлен правитель с ат рибутами и символами своей власти стоящий со скипетром и щитком или ритуальной полосой, сидящий на троне и т. д. Группа III ритуальная: правитель, участвующий в разного рода обрядах и общающийся с богами.
3 Изображение царя в образе воина- победителя один из наиболее распространенных мотивов классического искусства майя. Эта группа имеет несколько разновидностей: «царь на поле брани», принимающий непосредственное участие в военных действиях (как правило, он показан берущим в плен поверженных врагов), и «царь в сценах триумфа», когда победоносный правитель с оружием или символами власти в руках показан рядом со связанными пленниками у его ног. Иногда царь топчет тело пленника ногами или же стоит на нем, как на пьедестале. Сцена боя. Фрагмент настенной росписи в Бонампаке
4 Главная тема скульптурных монументов майя в I тысячелетии н. э. изображение конкретных правителей, сопровождаемое коротким иероглифическим текстом, который содержит обычно и историческую информацию. Лицо правителя обычно трактовано в весьма условной манере, типичный образ властителя в классическом искусстве майя отличается в большинстве случаев идеализацией и формализмом. Это находится в разительном контрасте с изображениями пленников, которые часто демонстрируют живые человеческие чувства: страх, горе, боль от ран и т. д. В подавляющем большинстве случаев резные стелы встречаются группами по нескольку штук.
5 В подавляющем большинстве случаев резные стелы встречаются группами по нескольку штук. Каждая группа памятников служит своеобразной каменной «летописью» жизни и деяний одного конкретного правителя. Стелы. Пьедрас-Неграс
6 Различные сцены и надписи помогают понять политику властителей майя. Руководство армией было, несомненно, важной обязанностью царя. То, что людей брали в плен именно во время военных кампаний, тоже очевидно. Ряд скульптурных изображений и надписей с сообщениями о проведении царем различных священных обрядов. Отмечены ритуалы с участием змей и сцены, показывающие самоистязание с выделением крови. Эти сцены свидетельствуют о важности религиозных церемоний в жизни древних майя. Торжественная процессия. Фрагмент настенной росписи в Бонампаке
7 Династическая группа изображений содержит изображения правителей, сидящих на тронах, в сценах аудиенций и приемов, с атрибутами власти в руках, в окружении слуг и сановников, а также членов семьи. Сюда же следует отнести фигуры правителей, демонстрирующих священные символы своей власти и высокого социального положения. отличительными признаками царской власти служили троны и балдахины. Интересно упоминание среди царских, регалий когтей и головы ягуара. Судя по сообщениям испанских и индейских летописцев важнейшим символом царской власти у майя считалась также циновка. Циновкой покрывали скамью или деревянный трон, на котором восседал правитель. Часто в качестве прямого эквивалента циновке служила шкура ягуара. Иногда правители майя предпочитали иметь трон в виде ягуара. Правитель на троне, покрытом шкурой ягуара. Глина.
8 К числу атрибутов власти относятся ритуальные (змеиные) полосы, скипетры и щиты. Внешне полоса представляет собой змею с изогнутым или прямым туловищем, к обоим концам которого присоединены змеиные головы. Как правило, в пасти одной из голов находится маска бога солнца, а в другой - бога воды и дождя. Притолока. Йашчилан С конца VII в. во многих городах Центральной области майя получает широкое распространение новая разновидность символов власти скипетр, встречающийся обычно в сочетании с маленьким круглым щитом, украшенным посредине маской бога солнца. Эти изображения связаны с обожествлением правителей.
9 Одной из главных обязанностей вождя или царя у земледельческих племен было вызывание дождя для выращивания хорошего урожая. Майя с глубокой древности почитали богов грозы и дождя, обеспечивающих плодородие полей, и своих владык, выступавших в качестве посредников между царством небесных сил и простыми смертными. Именно с этой целью их обожествляемые правители самолично совершали весьма важные, с точки зрения земледельца, обряды, связанные с обеспечением хорошего урожая маиса. Столь же важную роль играло в жизни древних земледельцев майя и солнце. Третья группа изображений в монументальной скульптуре майя I тысячелетия н. э. ритуальная. Значительную ее часть составляют изображения правителя в сцене ритуального «сева». Правитель майя в сцене ритуального сева изображение на стеле. Тикаль
10 Произведения монументального искусства майя отражают довольно развитый общественный строй во главе со священной особой царя. Та же самая тематика, отражающая различные стороны жизни и деятельности правителей городов-государств майя I тысячелетия н.э., была представлена и на другом археологическом материале нефритовых украшениях и пластинках резной кости, терракотовых статуэтках и т. д. Но особенно ярко представлена она в настенных росписях и в сюжетах, запечатленных на полихромной керамике.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.