Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОлег Яблонский
1 Педагогическая инноватика
2 Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов изменений образовательных систем (инновационных процессов). Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Объект педагогической инноватики процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах. Предмет педагогической инноватики это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений. Общая задача педагогической инноватики изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.
3 Анализ понятийного пространства инновационной деятельности Нововведение Инновационное образование Инновационная деятельность Инновационный процесс Новшество Инновация Понятийное пространство педагогической инноватики как науки Инновационнаяшкола
4 Что такое инновация? Инновация – это генерация новых идей; новые технологии; основа конкурентоспособности продукта, предприятия, отрасли производства, государства; самое эффективное средство достижения высокой прибыли. Инновация – это процесс обновления, реализации, внедрения новшества, деятельность по выращиванию новации в определенную социальную практику Инновация в образовании – это воплощение в реальную социальную практику уникальных педагогических идей; современные образовательные и информационно- коммуникативные технологии; способ выращивания конкурентоспособной, социально-активной личности; мощный инструмент становления общества - как общества образовательного
5 Что такое инновация? (международный стандарт)конечный результат нового или усовершенствованного продукта внедренного используемого Инновации (международный стандарт) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. (в сфере образования)конечный результат нового содержания, метода, формы организации учебно- воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения используемого Инновации (в сфере образования) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно- воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в образовании положительные изменения Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в системе в преобразуемой системе в результате специально организованной инновационной деятельности
6 Новшество и нововведение Новшество – это потенциально возможное изменение Новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы. Нововведение (инновация) – это уже произошедшее изменение Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество.
7 Новации и инновации: сопоставительный анализ Критерии НовацияИнновация 1. Масштаб целей и задач 2. Методологическое обеспечение и научный контекст 3. Характер действий (качество) 4. Тип действий Частный Информирование, передача и обобщение опыта Экспериментальный (апробирование частных нововведений) и ограниченный по масштабу и времени В рамках существующих теорий, легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения, Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат, продолжительный по времени Выходит за рамки существующих теорий, вызывает ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Проектирование новой системы деятельностей Системный
8 Новации и инновации: сопоставительный анализ Критерии НовацияИнновация 5. Реализация 6. Результат, продукт 7. Новизна 8. Последствия Изменение отдельных элементов в существующей системе Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией ) Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Усовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связей Проращивание, культивирование (изнутри). Организация условий и пространства для соответствующей деятельности Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
9 Инновационная деятельность в образовании - это Процесс, направленный на воплощение результатов научно- педагогических исследований и разработок в реальную образовательную практику. Научно- исследовательская деятельность, Научно- исследовательская деятельность, получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение») Проектная деятельность, разработка особого, инструментально- технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект») Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») Целенаправленное преобразование практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.
10 Инновационный образовательный проект - это Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение новой образовательной модели, содержания образования, форм и методов обучения и воспитания и т.п. с целью получения полезного эффекта. Инновационная образовательная программа – это Комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающей эффективное решение задач развития личности в образовательных процессах
11 Типы инноваций в образовании Инновации - модернизации это инновации, совершенствующие, но принципиально не изменяющие учебный процесс, направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционно репродуктивного образовательного процесса и повышение его эффективности Инновации -трансформации это инновации, преобразующие традиционный образовательный процесс. Они связаны с исследовательской проектно-преобразующей деятельностью и ориентируется на постановку и достижение принципиально новых целей образования
12 Сравнение инновационных моделей Параметры Инновации - модерниза ции Инновации- трансформации 1. Единица управления 2. Цель 3. Позиция обучающего ся Обучающийся – субъект образовательной ситуации: ценность - продуктивная поисковая деятельность. Эффективное усвоение заранее заданных строго фиксированных эталонов. Создание условий для развития способности к саморазвитию Обучающийся – объект обучающих воздействий; ценность – эффективная репродуктивная деятельность. Образовательный процесс как единство действий двух автономных субъектов: педагога и ученика. Образовательная ситуация как встреча, взаимодействие позитивно зависимых друг от друга субъектов – педагога и ученика
13 Сравнение инновационных моделей Параметры Инновации - модерниза ции Инновации- трансформации 4. Позиция обучающего 5. Отношение к личности субъектов образования 6. Характер обучения Личностная включенность всех участников образовательного процесса.. Оператор стандартизированных методов и средств. Обучение как освоение нового не до конца очерченного социокультурного опыта. Обучение – выращивание. Обучение – диалог. Отношения в образовательном процессе личностно- нейтральные, личностно- отчужденные. Партнер, коллега обучающихся по совместному, учебному исследованию Обучение как усвоение строго определенных предметных эталонов. Обучение – механизм (процесс). Обучение – монолог.
14 Инновационный процесс - это Процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения или процесс освоения. источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики. Место инновационного процесса в цикле инновационных преобразований
15 Стадии инновационного процесса (по В.С. Лазареву) Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса (выявления проблемы). Эту функцию выполняют субъекты инновационной деятельности. 2) Выявление потребности в изменениях запускает процесс создания новшеств. Разработка способов решения проблем (= проектирование новшеств) может осуществляться теми: кто лично выявил проблему, кто возьмется за это по собственной инициативе кто выполняет эту деятельность по заказу. 3) Распространение новшества требует его тиражирования, доведения информации о нём до потенциальных пользователей. 4) Внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.
16 Инновационное образование это развивающее и развивающееся образование это такое образование, которое признано вносить новое качественное изменение в существующий опыт и традиции в контексте времени. Сущность и цель инновационного образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
17 Развивающее и развивающееся образование Развивающее образование Что является предметом развития? Индивидуальные способности человека Детско-взрослые общности и общество в целом Образовательные системы и педагогическая деятельность как социокультурная технология развития и человека, и общества. Развивающееся образование Как и при каких условиях осуществляется развитие? обще-системные условия - задают норму функционирования системы образования в целом; внутри-системные условия - определяют уровень и качество функционирования системы; вне (меж-)-системные условия - определяют ресурсы развития образования.
18 Инновационная школа Это школа, профессиональная деятельность которой складывается проектно через определённые этапы проектирования, программирования, исследования, стратегирования, охватывающие все слои образовательной системы. Нововведения в этой школе разворачиваются на всех уровнях существования образовательной системы: философском, психологическом и дидактическом – и за счёт этого приобретают новые качества. Сущностные характеристики инновационной школы системность нововведений; наличие исследовательской деятельности педагогов и учащихся; системная реализация таких видов деятельности как: - проектирование, - программирование, - исследование, - стратегирование, - рефлексивное управление. Институциональная структура инновационной школы консервативный институт – воспроизводство социокультурного опыта экспериментальный институт – исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность инновационный институт – создание, внедрение и распространение новшеств обеспечивающий институт - управление и ресурсное обеспечение инновационных преобразований
19 Модель образовательного пространства инновационного ОУ Инновационная деятельность Распростра нение новшеств Внедрение новшеств Создание новшеств Образовательная деятельность Выявленные потребности в изменениях Нововведе ния
20 1. Педагогическая инноватика 2. Новшество 3. Нововведение 4. Инновация 5. Инновационный процесс 6. Инновационная деятельность 9. Новация 10. ? Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Потенциально возможное изменение. Реальное изменение, ставшее из возможного действительным. Такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. Новшество, включенное в образовательную систему. Процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. Особый вид деятельности, связанный с изменением в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности. Процесс целенаправленного преобразования образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов. Организационно управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике. Деятельность носит кратковременный характер, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы. Деятельность имеет целостный, системный характер, осуществляется на основе концептуального подхода, ведет к принципиальному преобразованию системы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.