Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталия Гоголь
1 1 Тема 2. Теории международной торговли
2 2 1-е занятие Вопросы: 1. Классические теории международной торговли. 2. Современные теории международной торговли. 3. Динамика международной торговли и её особенности. 4. Географическая и товарная структура международной торговли товарами.
3 3 2-е занятие Вопросы: 5. Особенности международной торговли услугами. 6. Динамика и структура международной торговли услугами. 7. Мировой рынок технологий и международный научно-технический обмен. 8. Внешняя торговля РБ и тенденции её развития.
4 4 Вопрос 1. Классические теории международной торговли. Теория абсолютных преимуществ (А. Смит) Теория относительных (сравнительных) преимуществ (Д.Рикардо) Теория соотношения факторов производства (Э. Хекшер – Б. Олин)
5 5 Теория абсолютных преимуществ (А. Смит) Страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых абсолютное преимущество принадлежит торговым партнерам) Недостаток теории: она не отвечает на вопрос, что делать странам, не обладающим абсолютным преимуществом, и почему такие страны торгуют между собой
6 6 Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо) Страны экспортируют те товары, которые они производят с относительно меньшими издержками (в производстве которых они имеют наибольшее абсолютное преимущество или наименьшее абсолютное не преимущество)
7 7 Если страны специализируются в производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой Альтернативная цена – рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара Недостаток теории: теория не отвечает на вопрос, откуда у страны возникают преимущества
8 8 Теория соотношения факторов производства (Э. Хекшер – Б. Олин) Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара Факторонасыщенность - показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства
9 9 Теорема Хекшера-Олина: каждая страна экспортирует те факторов интенсивные товары, при производстве которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, при производстве которых она испытывает относительный недостаток факторов производства
10 10 Вопрос 2. Современные теории международной торговли.
11 11 Вопрос 3. Динамика м/н торговли и её особенности. М/н торговля – это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. М/н торговля включает: экспорт реэкспорт импорт реимпорт Номинальный объём м/н торговли – т.е. стоимость в текущих ценах Реальный объём м/н торговли – т.е. номинальный объём, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора Внешнеторговый оборот – сумма по стоимости экспорта и импорта Внешнеторговое сальдо – стоимость разницы между экспортом и импортом
12 12 Основные тенденции современного этапа развития м/н торговли: 1. Ускоренный рост м/н торговли после 2-й мировой войны 2. Преимущественный рост м/н торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран 3. Рост экспортных, импортных и внешнеторговых квот 4. Решающее значение в развитии м/н торговли играют факторы, действующие в сфере производства 5. Преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров 6. Увеличение в 90-е гг. удельного веса развивающихся стран в м/н торговле 7. Активное расширение внешней торговли государств, входящих в интеграционные объединения 8. Рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров, в том числе продовольствия 9. ТНК становятся основным субъектом м/н торговли 10. Значительное расширение номенклатуры товаров, предлагаемых на мировом рынке
13 13 Вопрос 4. Географическая и товарная структура международной торговли товарами.
14 14 Страны ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле товарами в 2009 г. Доля в мировом экспорте, % Стоимость экспорта, млрд. долл. Мировой товарный экспорт Китай Германия США Япония Нидерлан ды Доля в мировом импорте, % Стоимость импорта, млрд. долл. Мировой товарный импорт США Китай Германия Франция Япония
15 15 Товарная структура м/н торговли товарами (2009 г.) Товарная группа доля Ст-ть С/х продукция 9, Топливо и продукция добывающей промышленности 18, в том числе топливо 14, Продукция обрабатывающей пром-сти 68, Чёрные и цветные металлы 2,7326 Химические товары 11, Офисное и телекоммуникационное оборуд-ние 10, Машины и оборудование 31, Автомобили 7,0847 Текстильные изделия 1,7211 Одежда 2,6316
16 16 Вопрос 5. Особенности м/н торговли услугами. Проблемы международной торговли услугами: Использование различных подходов при классификации Сложности при учете различных видов услуг Особенности международной торговли услугами: Более широкое распространение протекционизма по сравнению с торговлей товарами Значительная роль ТНК на мировом рынке услуг Постепенная либерализация в оказании услуг на мировом рынке Усиление регулирующих начал в международной торговле услугами
17 17 Вопрос 6. Динамика и структура м/н торговли услугами.
18 18 Страны ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле услугами в 2009 г. Доля в мировом экспорте, % Стоимость экспорта, млрд. долл. Мировой экспорт услуг США Великобр итания Германия Франция Китай Доля в мировом импорте, % Стоимость импорта, млрд. долл. Мировой импорт услуг США Германия Великобр итания Китай Япония
19 19 Вопрос 7. Мировой рынок технологий и м/н научно- технический обмен. Определение. Международный научно- технический обмен (МНТО) – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно- технической деятельности, имеющих научную и практическую значимость
20 20 Объекты международного научно- технического обмена – результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённой и неовеществлённой форме
21 21 Этапы международного научно- технического обмена Выбор и приобретение технологий (научно-технических знаний) Адаптация и освоение технологий (научно-технических знаний) Совершенствование с учётом национальных особенностей
22 22 Последствия международного научно-технического обмена
23 23 Для страны-экспортёра Доходы Борьба за товарный рынок Обход барьеров Контроль над зарубежной фирмой «Перекрёстное лицензирование»
24 24 Для стран-импортёров Доступ к новинкам Экономия затрат Экономия валюты на импорт товара Расширение экспорта
25 25 Структура рынка научно- технических знаний Рынок патентов и лицензий Рынок наука- и технологически ёмкой продукции Рынок высокотехнологичного капитала Рынок научно-технических специалистов
26 26 Каналы передачи научно-технических знаний межгосударственный межфирменный внутрифирменный
27 27 Основные формы передачи научно-технических знаний Некоммерческий обмен Коммерческий обмен
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.