Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Рязанцева
1 Николай Гаврилович Чернышевский Урок литературы в 10 классе. Подготовил учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Ессентуки Стасюк Г.Н.
2 публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ Чернышевский Николай Гаврилович (1828 год год)
3 Писатель родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования. В Саратовской семинарии ему прочили блестящую духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло будущего публициста.
4 Гаврила Иванович Чернышевский – отец Н.Г.Чернышевского
5 Одна из очень редких книг семьи Чернышевских – священное писание. Книга принадлежала Гавриле Ивановичу Чернышевскому.
6 Дом-музей Н.Г.Чернышевского в Саратове
7 Один из самых любимых предметов в семинарии – география. Учебник географии 1841 года, по которому учился Чернышевский
8 Не закончив семинарию, он поступил в 1846 году на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской филологией. Наряду с русским поэтом Н. А. Некрасовым и литературным критиком Н. А. Добролюбовым возглавлял редакцию журнала «Современник». В творчестве Чернышевского зафиксирована смена уклада жизни в России и обозначена новая мораль молодого поколения.
9 За годы учебы в университете ( ) были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: "Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличится угнетение. Что нужды?.. Мирное, тихое развитие невозможно".
10 Выйдя из университета, служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии ( ), где говорил в классе "такие вещи, которые пахнут каторгой". Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал во Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень магистра, и работая над диссертацией "Эстетические отношения искусства к действительности".
11 Диспут по представленной еще осенью 1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в январе 1859 года. Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале "Отечественные записки".
12 С весны 1855 года Чернышевский занимается журнальной работой для "Современника" Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале ( ) пришлось на период общественного подъема, связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала.
13 Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский не поддерживает манифест 19 февраля 1861 года. В "Письмах без адреса", адресованных фактически Александру II, Чернышевский обвинил самодержавно- бюрократический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, демократы журналов «Современник» и «Русский вестник» во главе с Чернышевским использовали нелегальные формы борьбы.
14 В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозрительного. В июне 1862 года на 8 месяцев было запрещено издание "Современника".
15 7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста послужило перехваченное на границе письмо Герцена об издании "Современника" в Лондоне или Женеве. В тот же день Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до вынесения приговора 2 года. Вид на Петропавловскую крепость сегодня
16 Схема Петропавловской крепости, построенной изначально для обороны города Алексеевский равелин, в камере которого Чернышевский провёл 2 года
17 Сейчас в Петропавловской крепости открыт музей. Один из многих тайных ходов Петропавловской крепости
18 Коридор и камера Алексеевского равелина
19 Гражданская казнь состоялась 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за отсутствия прямых улик. Мытнинская площадь времён Чернышевского
20 Гражданская казнь Н.Г.Чернышевского
21 Мытнинская улица сегодня, в народе до сих пор бытует название «дом политкаторжан»
22 Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман "Что делать? Из рассказов о новых людях". За ним последовали оставшиеся незаконченными повесть "Алферьев" (1863) и роман "Повести в повести" (1863), "Мелкие рассказы" (1864). Увидел свет лишь роман "Что делать?". В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству.
23 Иркутск 1864 В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь, где он находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года – в тюрьме Александровского завода. Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к худшему испытанию - поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где климат и холодное здание тюрьмы оказались губительными.
24 Иркутск 1864 В Вилюйске Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специально задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому было разрешено переселиться в Астрахань. Здоровье его резко ухудшилось.
25 Вилюйск, 1879 Годы крепости, каторги и ссылки ( ) не привели к забвению имени и сочинений Чернышевского – его слава росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны.
26 «Озарена тобою жизнь моя…» Ольга Сократовна Чернышевская долго и преданно ждала своего мужа, писала прошения о помиловании, ездила к Чернышевскому в Сибирь в 1866 году с восьмилетним сыном Мишей.
27 Фотография письма О.С.Чернышевской о помиловании мужа (хранится в музее Чернышевского в Саратове)
28 Флигель во дворе купеческого дома в Саратове, где жили жена и сын Чернышевского во время его ссылки.
29 Этот дом О.С. Чернышевская приобрела в годы ожидания освобождения своего мужа из ссылки. Этот период ее жизни, как никогда, был наполнен воспоминаниями об их прошлой жизни, молодости, любви, желанием вернуть прошлое и всё начать сначала.
30 Страница из семейного альбома Чернышевских, Николай Гаврилович и Ольга Сократовна
31 Столик в комнате Ольги Сократовны. Экспозиция дома-музея Чернышевского в Саратове.
32 В комнате О.С. Чернышевской
33 В июне 1889 года Чернышевский возвращается в Саратов, в дом, где ждёт его семья. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье.
34 Письменный стол Чернышевского
35 Последняя фотография Чернышевского, когда он уже почти постоянно работал в постели.
36 Н.Г.Чернышевский умер 29 октября 1889 года в Саратове.
37 Памятник Н.Г.Чернышевскому в Петербурге Памятник Н.Г.Чернышевскому в Саратове
38 Подлинники работ Чернышевского хранятся в музее г.Саратова
39 Подлинные вещи Чернышевских из дома-музея писателя в Саратове
40 Роман "Что делать?" – произведение не совсем обычное. К нему неприложимы те мерки, какие применяются к оценке прозы Тургенева, Толстого или Достоевского. Перед нами философско-утопический роман, созданный по законам, типичным для этого жанра. Мысль о жизни здесь преобладает над непосредственным изображением ее. Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя.
41 В романе "Что делать? Из рассказов о новых людях" Чернышевский продолжил открытую Тургеневым в "Отцах и детях" тему нового общественного деятеля, в основном из разночинцев, сменившего тип "лишнего человека". Вера Павловна Рахметов
42 Домашнее задание: Перечитать роман Чернышевского «Что делать?» В чем заключается своеобразие романа "Что делать?»? Как повлиял этот роман на русскую литературу и освободительное движение? Что отличает новых людей от героев старого мира? Какое место занимает "особенный человек" в системе образов романа? В чем противоречивость образа "светлого будущего" в четвертом сне Веры Павловны? В чем заключается, по-вашему, гражданский подвиг Чернышевского?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.