Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнжела Левкович
1 Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года
2 Руководитель научного коллектива: академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор института содержания образования ГУ-ВШЭ В.Д. Шадриков Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
3 Нормативно-правовая база определения профессиональной компетентности учителя Профессиональный стандарт педагогической деятельности (Вестник Минобразования, 2007,7) Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010
4 Принципы оценки профессиональной компетентности педагога 1. Научно-методические: принцип деятельностного подхода требует реализации разностороннего подхода к оценке педагогической деятельности; принцип критериальной ясности предполагает четкое определение содержания и предмета оценивания; принцип дифференциации уровня квалификации педагогов предполагает определение таких показателей и параметров оценки, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации; принцип ориентации на повышение качества педагогических кадров
5 2. Организационные: принцип сочетания экспертной оценки и самооценки предполагает участие педагога в процессе оценки его профессиональной компетентности; принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в том числе профсоюзов) предполагает исключение субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагога; принцип профессионализма и независимости деятельности экспертов предполагает высокий уровень квалификации экспертов и независимость их действий
6 3. Этические принцип уважения к личности педагога предполагает гуманное отношение; принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей педагога; принцип обеспечения квалифицированной помощи и сопровождения оценки профессиональной компетентности педагога предполагает создание комфортных условий для подготовки и проведения процедур оценивания
7 личностная компетентность; компетентность в постановке целей и задач; компетентность в мотивировании обучающихся; компетентность в области информационной основы педагогической деятельности; компетентность в разработке программ и принятии педагогических решений; компетентность в организации педагогической деятельности Квалификация педагога – совокупность шести основных компетентностей:
9 Для осуществления оценки уровня сформированности основных компетенций педагогической деятельности для экспертов подготовлены экспертные листы, предполагающие оценку педагогических компетенций по специально разработанным параметрам. Всего методика включает 90 утверждений. Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности 9
10 Экспертам предлагается оценить ряд параметров, отражающих уровень развития соответствующих педагогических компетенций, по 5-балльной шкале: 5 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством. 4 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством. 3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества. 2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически (редко) и с низким качеством. 1 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности в деятельности не реализуется. Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя
11 1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса 2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 4. В отношениях с обучающимися бывает предвзятым (некоторым «приклеивает» ярлыки) 5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся 1.2. Самоорганизация 6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока 7. Рабочее пространство учителя хорошо организовано 8. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности 9. Учитель своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации 10. Учитель сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой 1.3. Общая культура 11 Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы 12Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам 13Учитель осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни 14Учитель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении 15Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
12 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 16 Учитель умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету 17Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 18Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока 19 Учитель умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся 20Учитель знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока 2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 21 Учитель умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока 22Учитель умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач 23Учитель может сформулировать критерии достижения целей урока 24Учитель умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока 25Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 26 Учитель умеет вовлечь обучающихся в постановку цели и задачи на основе темы урока 27Учитель предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения 28Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой 29Учитель спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока 30Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
13 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 31Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету 32Отмечает даже самый маленький успех обучающихся 33Демонстрирует успехи обучающихся родителям 34 Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам 35Учитель умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 36Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации 37Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета 38Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности 39Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке 40Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. 41 Умеет активизировать творческие возможности обучающихся 42Демонстрирует практическое применение изучаемого материала 43Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий 44Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности 45Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.3. Умение создавать условия для само мотивирования обучающихся
14 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 46Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации 47Применяемые учителем методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы 48Применяемые учителем методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы 49Владеет современными методами преподавания 50Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии 4.2. Компетентность в предмете преподавания 51Учитель хорошо знает преподаваемый предмет 52Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей 53При подготовке к урокам, помимо основного материала, использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) 54Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами 55В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов 56Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся 57Имеет систему работы со слабоуспевающими обучающимися 58Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей 59Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями 60Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.1. Компетентность в методах преподавания 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
15 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 61Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобразованием России 62Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки 63Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету 64Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач 65Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 66Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов 67Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество 68Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы 69Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства 70Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов 71Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения 72Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни 73Умеет аргументировать предлагаемые им решения 74Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов 75Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений 5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
16 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности учителя 76Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог 77Умеет разрешать конфликты оптимальным способом 78Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами 79Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. 80Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 81Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать 82Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности 83Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами 84Умеет включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся 85Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) 86Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании 87Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки 88Применяет различные методы оценивания обучающихся 89Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся 90Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности. 6. Компетентность в области организации учебной деятельности 6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
17 Источники информации для проведения экспертизы анализ 1-2 уроков (или других мероприятий); изучение представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний, результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей педагогом, результаты психологической диагностики обучающихся и др.; беседы с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестующимся педагогом; анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний; результаты участия в конкурсах педагогического мастерства и др.; анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования самооценка уровня профессиональной компетентности;
18 Вопросы для собеседования с педагогом Какую цель урока Вы ставили? Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемого предмета в целом? Удалось ли Вам достичь запланированных результатов? Как Вы это можете обосновать? На каких подходах построена Ваша рабочая программа? Вносите ли Вы в нее изменения, какие именно, что является основанием для внесения изменений? Какие методические и дидактические материалы Вы используете для подготовки к урокам? Чей опыт используете? Включает ли Ваша рабочая программа решение воспитательных задач, в чем это выражается? Занимаетесь ли обобщением собственного педагогического опыта, кому представляете его? Какие приемы мотивирования обучающихся Вы обычно используете? Какие педагогические ситуации Вам сложно решать? Какие индивидуальные особенности обучающихся Вы учитывали на уроке (имеется в виду конкретный урок, который посетили эксперты)? Что является основой для выставленных Вами на уроке оценок? Имеете ли Вы свою систему работы со слабоуспевающими учениками? Что она включает? В чем, на Ваш взгляд, причины их слабой успеваемости? В какой мере обучающиеся участвуют в подготовке новых тем и занятий, постановке целей и задач обучения? Каких результатов Вам удалось достичь в своей педагогической деятельности? и др.
19 1. Анализ урока Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2. Рейтинг педагога Данная характеристика является дополнительным показателем отношения к педагогу со стороны обучающихся, коллег, администрации. 3. Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки. 4. Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники:
20 5. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим источником для деятельности эксперта. Это не только база для сопоставления, но и основа для проведения дополнительного анализа и построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. 6. Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций, возможно использование экспресс-формы, разработанной Центром Оценки и Контроля Качества Образования (ЦОиККО) 7. Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники:
21 8Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить информационную основу и мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат. 9. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства В соответствие с Положением об аттестации победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. 10. Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности 11. Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетенциям педагога. 12. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники:
22 13. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. 14. Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. 15. Результаты опросов и диагностики учащихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. При проведении экспертной оценки экспертам рекомендуется использовать следующие источники:
23 Для самооценки предлагаются утверждения, аналогичные тем, по которым педагога оценивают эксперты. По результатам апробации количество утверждений сокращено до 72.
24 42 Нормативная таблица для определения соответствия различным квалификационным категориям Уровень квалификации: Среднее значение оценки Первая квалификационная категория - От 3.3 до 4.29 Высшая квалификационная категория - От 4,3-х баллов и выше
25 Экспертное заключение общие сведения об учителе (образование, стаж, категория, КПК, награды, проф. конкурсы и др.) результаты экспертной оценки (с указанием сведений из экспертизы: % успеваемости, программа, конспекты занятий, проекты учащихся, участие в конференциях и др.) рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации др. вывод с показателем уровня квалификации (балл)
26 Пример экспертного заключения Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как общая культура, отношение к людям высоко развиты. Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляет внимание к личности ученика, является для окружающих образцом этики и общей культуры. Дополнительно проведенное исследование школьного психолога показало, что на уроках химии низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая обстановка. Однако, педагог не всегда проявляет стрессоустойчивость в сложных педагогических ситуациях. Данный факт свидетельствует о необходимости психологической поддержки и формирования навыков саморегуляции эмоций
27 Задание Составить экспертное заключение по своему критерию (10-15 предложений)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.