Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Лобачевская
1 ТЕМА 6 Философия в эпоху ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII век
2 План 1. Общая характеристика просветительской философии 2. Деистическое направление 3. Атеистическое направление 4. Утопическое направление
3 Вопрос 1. Общая характеристика просветительской философии Вопрос 1. Общая характеристика просветительской философии выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии; выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии; культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества; культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества; представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования идеологически подготовили Великую французскую революцию гг. идеологически подготовили Великую французскую революцию гг.
4 Вопрос 2. Деистическое направление Представители: Представители: Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) Шарль Луи Монтескье Шарль Луи Монтескье Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо Этьен Бонно де Кондильяк Этьен Бонно де Кондильяк
5 Основные идеи: отвергали идею Бога как личности; отвергали идею Бога как личности; не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом); не соглашались с отождествлением Бога и Природы(пантеизмом); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
6 Философия Вольтера. Просвещенный абсолютизм Просвещенный абсолютизм Философские воззрения: страстно выступал против религии (Раздавите гадину!); страстно выступал против религии (Раздавите гадину!); считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие; считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие;
7 видел необходимость в признании существования Бога с морально- эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; видел необходимость в признании существования Бога с морально- эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею просвещенного абсолютизма). идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею просвещенного абсолютизма).
8 Философия Шарля Луи Монтескье Философия Шарля Луи Монтескье Философские воззрения: выступал с позиции деизма; выступал с позиции деизма; отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы; отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, подавление человеческой инициативы; выдвинул идею разделения властей, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выдвинул идею разделения властей, то есть разделения государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную;
9 сформулировал концепцию ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА - обосновал влияния климата и географии на устройства общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот). сформулировал концепцию ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА - обосновал влияния климата и географии на устройства общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот).
10 Жан Жак Руссо Основные положения : был сторонником эмпирического (опытного) познания; был сторонником эмпирического (опытного) познания; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению); обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишение прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
11 в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределен между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределен между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них буду воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки. в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них буду воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
12 Этьен Кондильяк Основные идеи : мир познаваем; мир познаваем; человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм); человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяет сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств – оптимистический гностицизм); окружающий мир является источником всех знаний; окружающий мир является источником всех знаний; в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует. самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.
13 Вопрос 3. Атеистическое направление Представители: Жан Мелье; Жан Мелье; Жюльен Ламетри; Жюльен Ламетри; Дени Дидро; Дени Дидро; Клод Гельвеций; Клод Гельвеций; Поль Гольбах. Поль Гольбах.
14 сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах; сторонники данного течения отвергали саму идею существования Бога в любых формах; объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций; объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций; в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
15 Философия Жюльена Ламетри. Основные положения: Основные положения: Ярко выраженный метафизический материализм; Ярко выраженный метафизический материализм; душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств; выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отделял органам чувств; считал частную собственность гарантией свободы человека. считал частную собственность гарантией свободы человека.
16 Философские взгляды Дени Дидро: признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи; отвергал духовное начало мироздания, считал свойством материи; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
17 Вопрос 4. Утопическое направление Представители: Представители: Мабли; Мабли; Морелли; Морелли; Бабеф; Бабеф; Оуэн; Оуэн; Сен-Симон. Сен-Симон.
18 Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции гг. и после ее завершения. Утопическое направление особое распространение получило во время Великой французской революции гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
19 Философия Клода Сен-Симона Основные положения: Основные положения: выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм; в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм; целью философии видел создание лучшего, разумного общества; целью философии видел создание лучшего, разумного общества; лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; лучшее общество, по Сен-Симону,- то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;
20 в качестве лучшего видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу (критерий - способности человека), будет запрещено право наследования, введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану; в качестве лучшего видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу (критерий - способности человека), будет запрещено право наследования, введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану; руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма; руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма; считал что будущее человечества обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества; считал что будущее человечества обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества; считал, что новое общество возникнет не революционным путем, эволюционным путем. считал, что новое общество возникнет не революционным путем, эволюционным путем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.