Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалерий Чубаров
1 « Сельский учитель, выдающийся педагог – подвижник с большой буквы, преподававший литературу, русскую речь, математику, ботанику, черчение; просветитель и музыкант, самостоятельно освоивший игру на скрипке, мандолине и фортепиано; художник, поэт – своим примером Степан Павлович смог показать ученикам, что нет ничего невозможного для неравнодушного, трудолюбивого и любознательного человека, которому интересно жить». А.Б. Карлин
2 «Именем Степана Павловича названа, учреждённая в 2007 году, премия Губернатора Алтайского края, направленная на поощрение поддержку работников сельских образовательных учреждений. Хочется верить, что данная премия станет достойным вкладом в пропаганду лучших традиций российской педагогики, свидетельством признания высокого профессионализма и таланта видеть личность в каждом ребёнке» А.Б. Карлин
3 Степан Павлович Титов родился 23 апреля 1910 года в селе Верх – Жилинском, Косихинской волости, Алтайского округа. Отец Степана – Павел Иванович происходил из крепостных крестьян. Мать Анна – также из крепостных- бедняков. С ранних лет ребёнок приучался к крестьянскому труду, вместе с другими детьми и взрослыми участвовал в традиционных народных праздниках и массовых играх на масленицу, наблюдал состязания на конях и другие забавы сельчан. В 1920 году создана коммуна «Майское утро». В ней была открыта школа. Первым её учителем стал А.М.Топоров. Стёпу зачислили в первый класс. Страну душили разруха и голод, коммунары работали от зари до зари, однако средств на просвещение не жалели.
4 «Знаменитый алтайский учитель, талантливый просветитель, вдохновенный организатор народной самодеятельности, первый учитель алтайской коммуны «Майское утро». Для меня Топоров и сегодня остаётся олицетворением лучших черт, которые мы вкладываем в высокое понятие «учитель». Герман Титов
5 Степан обучался у А.М.Топорова до 5 класса. Наставник детей коммунаров вдохновенно стремился учить своих подопечных мыслить и чувствовать, видеть красоту повседневно окружающего мира, полного трудовых забот. Степан Павлович считал себя обязанным наставнику ещё одной привитой страстью – игре на скрипке. Шестой класс Степан окончил в Косихинской семилетней школе, после чего перевёлся в опытно – показательную школу имени III Коминтерна в с. Павловское. В 1929 г. С.П. Титов успешно окончил 22-ю школу г. Барнаула с педагогическим уклоном и получил право учителя школы I ступени.
6 В 1929 г. Степан Павлович получил назначение в школу села Залесово. С 1930 г. учился на музрабфаке при Московской консерватории. С 1933 г. стал работать в школе «Майского утра». В ней он вёл русский язык и литературное чтение в V-VII классах. Степану Павловичу удалось увлечь игрой на мандолине, гитаре и балалайке детей и своих коллег. Был создан струнный оркестр. В гг. Работал в Косихинской средней школе. В Полковниково учителю суждено было проработать с 1938 по 1965 гг., за вычетом трёх лет войны. На фронте он мечтал о том времени, когда человечество, наконец исключит из своей жизни войны, эти чувства он вырази л в стихе:
7 В гг. работал в Косихинской средней школе. В Полковниково учителю суждено было проработать с 1938 по 1965 гг., за вычетом трёх лет войны.
9 Здесь очень трудно, вам – не лучше. За то, что в дорогом краю Нет в небе свастики паучьей,- Я в заграждении стою. Не хочу, чтоб танк орущий Тупою тяжестью своей Когда – нибудь подмял и сплющил Моих детей, чужих детей! В истории набрякшей кровью, Кровоточат века войной,- Но озарится светлой новью Наш страдный мир, в стране родной! Придёт пора, да жаль не сразу: Войне – ни окон, ни дверей! Против неё лишь будет разум На вооруженье у людей. С.П.Титов
11 После войны за парты село немало детей, отцы которых остались на полях сражений. Вернувшийся с войны Титов и его коллеги стремились облегчить тяжёлое положение учителей и воспитанников. В школе имелось четыре лошади, выращивалось несколько гектаров проса. Пшено раздавали учителям, для ребят пшённую кашу варили в школе. Была организована работа на школьном огороде. Опираясь на щедрую помощь Степана Павловича, учителя Полковниковской школы учителя успешно овладевали педагогическим искусством. При этом большое внимание уделяли использованию в процессе учебных занятий и во внеклассной работе средствам эстетического воспитания - художественной литературе, музыке, живописи. В школе работал литературный кружок, издавался рукописный журнал «Наше творчество», организовывались вечера художественной самодеятельности
12 В 1949 г. С.П. Титов поступает на четырёхлетние Центральные курсы заочного обучения иностранным языкам, оканчивает их в 1954 г. в объёме программы высших учебных заведений Министерства высшего образования СССР. На протяжении всего периода работы в Полковниковской школе Титов оставался душой коллектива, инициатором всех добрых дел, творцом и проводником в жизнь нового. В 1953 г.за самоотверженный труд в деле воспитания и обучения детей награждён значком «Отличник народного просвещения». Его книга «Два детства» - образец мемуарной литературы, талантливо выполненное социологическое и психологическое исследование различного рода обстоятельств, оказывающих влияние на формирование и развитие личности ребёнка.
13 «Подвиг Ю.А. Гагарина сравним с подвигом Колумба. Подвиг Г.С. Титова не сравним ни с чем, что до него знала история человечества» Мстислав Келдыш
14 Сразу после завершения полёта сына в космос Степан Павлович решил своими руками создать в Полковниково школьный музей космонавтики имени Германа Степановича. Здесь были размещены письма, телеграммы, сувениры, подарки покорителю космоса, а также, экспонаты относящиеся к детским и школьным годам героя.
15 Сегодня в селе Полковниково действует Алтайский государственный мемориальный музей Г.С.Титова. Музей решает благородные задачи космического просветительства, краеведения и духовного воспитания молодёжи и взрослых граждан.
16 Моральный облик учителя – основа воспитания. Он руководитель без претензии на власть, друг без панибратства, советчик без нотаций, человек вмещающий в себя душу ребёнка, подростка и юноши. Наставник – вышка, куда поднимает он своего питомца, чтоб вместе оглядеть мир детскими глазами, рассудить по взрослому. Учитель стоит как бы у колыбели формирования понятий ребёнка. Он же кажется мне своеобразным фильтром против худого… Очень хотел бы я, что бы всю вашу трудовую жизнь не покидал вас огонёк мысли, чтобы вы смогли испытать чувство неудовлетворённости собой – самый лучший показатель профессиональных и человеческих качеств.
17 Учитель всё время повторяет, а между тем движется вперёд. Упражнениями не выработаешь сознания, а сознание всегда найдёт себе нужные упражнения. Ни к чему воспитывать волю вообще, на всякий случай. Всё это будет подобно топору без топорища. Мечта, цель, само дело – надёжный черенок, на который можно насадить острое орудие воли. Организация учебного процесса эффективна, когда ученики в течении длительного времени изучают разные дисциплины под руководством одного и того же наставника. Чем больше наказаний, тем яснее беспомощность наставника. Ничего нет противнее, чем безделье. Лоботряс во мне вызывает ярость: если ты увидишь его, то знай, что это самое страшное наказание природы, когда человек заживо гниёт. С.П. Титов являлся сторонником «воспитания делом». В школе функционировала ученическая производственная бригада. Юные хлеборобы занимались выращиванием зерна пшеницы.
18 Степан Павлович не отрицал необходимости составления учебных программ по литературе. Только высказывал пожелание, чтобы они выходили под грифом «примерная», чтобы они не очень стесняли тех учителей, которые чувствуют себя уверенно, и в то же время служили надёжной «нитью Ариадны» для тех, кто ещё не готов самостоятельно путешествовать по литературным лабиринтам.
19 С.П. Титов о целях преподавания литературы в школе: Научить радости встречи с хорошей книгой, глубине её понимания, самостоятельному мышлению, свежести чувств; Готовить настоящего читателя, который не только любит книги, но умеет отличить подлинное искусство от однодневки, макулатуры, безвкусицы Настоящий читатель - прежде всего честный человек. Это гражданин и борец, это непримиримый, страстный, умный, тонкий противник ханжества и формализма, пошлости и приспособленчества. Такого не воспитаешь «прохождением характеристик и образов». Нам нужен не читатель вообще. Он и читать то должен уметь в конечном итоге для того, чтобы лучше разбираться в сложности жизни вообще, определять свою позицию в ней.
22 Материал подготовлен на основе книги: Костенков П.П. Алтайский учитель – подвижник Степан Павлович Титов.- Барнаул,2008
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.