Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Осокина
1 Класс Ракообразные Учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Петреня Игорь Михайлович
2 Изучить особенности строения и особенности процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные на примере речного рака Задачи
3 Около 39 тысяч видов моря суша пресные водоёмы Места обитания
4 Внешнее строение речного рака
5 1) головогрудь а) голова (5 сегментов): 1 сегмент – короткие усики (орган обоняния и осязания, в основании – орган равновесия), 2 сегмент – длинные усики (орган осязания), 3 сегмент – жвалы (верхняя челюсть, измельчение пищи), 4 и 5 сегменты – нижние челюсти (измельчение пищи);
6 Внешнее строение речного рака
7 1) головогрудь а) голова (5 сегментов); б) грудь (8 сегментов): 6, 7, 8 сегменты – ногочелюсти (удерживают пищу, продвигают её ко рту, создают ток воды под панцирем, обеспечивая жаберное дыхание, 9, 10, 11, 12, 13 сегменты – ходильные ноги (на 9 сегменте клешни обеспечивают защиту, нападение, захват пищи, в основании грудных конечностей расположены жабры)
8 Внешнее строение речного рака 2) брюшко (7 сегментов): конечности 14 и 15 сегментов у самца участвуют в оплодотворении, конечности 16, 17, 18, 19 сегментов – плавательные ножки, у самок к ним прикрепляются оплодотворённые яйца и маленькие рачки, расширенные конечности 19 сегмента вместе с анальной лопастью, 20 сегментом, образуют хвостовой плавник.
9 Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Цель: уметь определять особенности строения и жизнедеятельности речного рака в связи с его образом жизни. Оборудование: коллекция расчленённого речного рака, таблица «Внешнее строение речного рака». Ход работы 1 – 4 уровни (1 – 8 баллов) 1. Рассмотрите предложенные коллекции речного рака, определите число отделов тела и расположение на них органов. Результаты запишите в таблицу (1 – 2 балла).
10 Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Отчёт о выполнении работы Вывод: __________________________________________ _________________________________________________ Отделы тела и органы отделов тела Особенности строения Выполняемые функции 1 ___________________ а) __________________ … б) __________________ … 2 ___________________ …
11 Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Ход работы 2. Рассмотрите расчленённое тело рака и заполните графу «Особенности строения» (3 – 4 балла). 3. Определите функции основных органов в связи с особенностями строения. Результаты внесите в таблицу (5 – 6 баллов). 4. Сделайте вывод о взаимосвязи внешнего строения речного рака с его образом жизни (7 – 8 баллов).
12 Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Отчёт о выполнении работы Вывод: __________________________________________ Задание ________ _________________________________________ Отделы тела и органы отделов тела Особенности строения Выполняемые функции 1 ___________________ а) __________________ … б) __________________ … 2 ___________________ …
13 Лабораторная работа 2 Изучение внешнего строения речного рака Ход работы 5 уровень (9 – 10 баллов) Ответьте на один из вопросов по Вашему выбору. Ответ запишите в тетрадь. 1. В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возраста – не чаще одного раза в год. Чем это можно объяснить? 2. Пойманных раков хранят в корзинах с сочными побегами крапивы. При других способах хранения раков вне воды они быстро погибают. Почему раки при их хранении с крапивой несколько суток остаются живыми?
14 Выделительная система речного рака пара выделительных (зелёных) желёз у основания головы, продукты жизнедеятельности из гемолимфы поступают в железы, протоки которых открываются у основания усиков
15 Кровеносная система речного рака сердце в виде мешочка с клапанами, кровеносные сосуды отходят от сердца и открываются в полость тела, гемолимфа омывает органы и ткани, отдаёт кислород, насыщается углекислым газом, поступает в жабры, отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, возвращается в сердце через открывшиеся клапаны
16 Дыхательная система речного рака расположены в жаберных камерах головогруди и прикрыты головогрудным щитом, жабры связаны с конечностями и образуются из их частей
17 Пищеварительная система речного рака Рак – всеядное животное Передний отдел: рот, глотка, пищевод, желудок (жевательный и цедильный отделы) – измельчение пищи; Средний отдел: кишечник с пищеварительной железой – переваривание и всасывание пищи; Задний отдел: кишечник и анальное отверстие.
18 Нервная система речного рака Надглоточный нервный ганглий – «мозг», ганглии брюшной нервной цепочки и нервы обеспечивают регуляцию функций организма
19 Нервная система речного рака Сложные фасеточные глаза (орган зрения), каждый состоит приблизительно из простых глаз, зрение – мозаичное
20 Размножение и развитие речного рака Раздельнополое животное, развитие прямое, самка заботится о маленьких рачатах
21 Кратко повторим изученный материал 1. Расскажите о среде обитания и образе жизни речного рака. 2. Опишите внешнее строение речного рака в связи с его образом жизни.
22 Кратко повторим изученный материал 3. Каковы строение и функции внутренних органов речного рака?
23 Изучили особенности строения и особенности процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные на примере речного рака Выполнили мы задачи урока?
24 Изучить параграф 15 учебного пособия, устно ответить на вопросы 1 – 7 на странице 62. Домашнее задание
25 Использованная литература 1. Образовательный стандарт учебного предмета «Биология» (6 – 11 классы), утверждённый постановлением Министерства образования Республики Беларусь от ; 2. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Биология. VI–XI классы. Минск: НИО, 2012; 3. Примерное календарно-тематическое планирование «Биология. VI -XI классы». Минск: НИО, Аверсэв, 2012; 4. Л.В.Камлюк, Е.С.Шалапенок. Биология. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск: Народная асвета, 2010; 5. О.Н.Рогожников, Н.К.Колян. Лабораторные работы по биологии, 6 – 11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Минск: Зорны верасень, Источники фото и рисунков html cz.com/%D0%A8%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1 %8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9- %D1%80%D0%B0%D0%BA-picture_ru html html F2%EE/ Rakoobraznye-Crustacea.html html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.