Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Ачкасова
2 Заслуженный деятель науки РФ доктор философских наук, профессор ПОЗДНЯКОВ Александр Иванович Лекция: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ: ГОРОДА МОСКВЫ: сущность, содержание, актуальные проблемы обеспечения
3 Учебные вопросы: 1. Информационная безопасность, ее сущность и содержание 2. Актуальные задачи и проблемы обеспечения информационной безопасности г.Москвы (социально-политические аспекты) "Кто владеет информацией, тот владеет всем и правит миром (Сунь-цзы лет назад)
4 Литература по проблемам обеспечения информационной безопасности -Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр Федеральная целевая программа Электронная Россия ( годы) -Водолагин А.А. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность С Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.– М.: РАГС, Корсак А.Б. О Концепции информационной безопасности Москвы // - Информационная безопасность России. -М.: Изд. Экзамен, Поздняков А.И. Система основных понятий теории национальной безопасности с позиций ценностного (аксиологического) подхода// Безопасность России в ХХI веке. – М., РИЦ ИСПИ РАН, Поздняков А.И. Сравнительный анализ современных подходов к определению понятий национальной и военной безопасности// Военно-философский вестник Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль", 1993, Стрельцов А.А. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности города Москвы // -Припачкин Ю. "Электронная Москва": информационная безопасность мегаполиса //
5 1. ГЦП "Электронная Москва» // moscow.htm 2. Концепция информационной безопасности органов исполнительной власти города Москвы. Утверждена 07 сентября 2005 года. 3. Положение о защите информации в информационных системах и ресурсах органов исполнительной власти города Москвы. Утверждено 29 ноября 2006 года. 4. Методические рекомендации по формированию требований к обеспечению информационной безопасности информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы. Утверждены 29 ноября 2006 года. 5. Информационная безопасность информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы. Классификатор конфиденциальной информации, содержащейся в информационных системах и ресурсах органов исполнительной власти города Москвы. Утвержден 29 ноября 2006 года. 6. Положение о Реестре конфиденциальной информации, содержащейся в информационных системах и ресурсах органов исполнительной власти города Москвы. Утверждено 29 ноября 2006 года. 7. Основные направления Политики информационной безопасности Правительства Москвы до 2010 года. Утверждены 29 ноября 2006 года. Документы г.Москвы (утверждены мэром )
6 Принятые сокращения n n ИП – информационное противоборство n n ИБ – информационная безопасность n n ИВ – информационное воздействие n n ИТП – информационно-техническое противоборство n n ИПП –информационно-психологическое противоборство n n ИТВ – информационно-техническое воздействие n n ИПВ – информационно психологическое воздействие n n ИТБ – информационно-техническая безопасность n n ИПБ – информационно психологическая безопасность n n ИП=ИТП+ИПП n n ИБ=ИПБ+ИТБ n n ИВ=ИПВ+ИТВ
7 Обстоятельства, обусловившие повышенную актуальность темы: n Рост возможностей государств-противников России, а также радикальной оппозиции внутри страны, бандформирований, террористических и экстремистских структур, по нанесению существенного информационно-технического и информационно-психологического ущерба народу и Вооруженными Силам, что обусловлено быстрым развитием технических средств информационного противоборства (ИП=ИТП+ИПП) и вытекающим из этого повышением эффективности информационных воздействий (ИТВ и ИПВ). n Недостаточная эффективность организаторской и управленческой деятельности органов государственного власти, военного руководства по обеспечению информационной безопасности (ИБ=ИТБ+ИПБ) населения и личного состава войск (сил). n Практическое отсутствие официально сформулированной и планомерно проводимой государственной политики в области обеспечения ИПБ населения и войск (сил), а также и эффективно действующей государственной системы обеспечения ИПБ страны, ее военной организации, в том числе и Вооруженных Сил. n Недостаточный уровень научной разработки методологических и политологических аспектов обеспечения информационно-психологической безопасности народа и личного состава войск (сил), что в частности проявляется в противоречивости понятийного аппарата, применяемого в политических и нормативных документах. Информатизация и переход к информационному обществу имеют исключительно важное значение для обеспечения национальной безопасности нашей страны (особенно для обеспечения военной и информационной безопасности). Именно поэтому принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». Утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212. « Мы – дети в том, что касается методов использования СМИ. Просто дети. Мы стараемся научиться у старших товарищей, у которых десятилетиями накапливался опыт использования «четвертой власти»» С.В. Лавров, министр иностранных дел РФ, интервью 14 августа 2008 года ( С.В. Лавров, министр иностранных дел РФ, интервью 14 августа 2008 года (
8 1. Информационная безопасность, ее сущность и содержание
9 Основные задачи Концепции информационной безопасности г. Москвы: - формирование системы взглядов на вопросы обеспечения информационной безопасности города Москвы; - обеспечение единого понимания всеми участниками процесса информатизации города Москвы проблем информационной безопасности; - определение уровней информационной безопасности объектов информатизации города; - разработка концептуальных подходов к построению технических систем защиты объектов информатизации; - определение стратегии создания, функционирования и развития комплексной системы информационной безопасности города Москвы. А.Б. Корсак
10 Наиболее распространенные подходы к определению понятия безопасности 1. Бывший официальный: национальная безопасность определяется как защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз (наиболее распространен) 2. Системно-философский: национальная безопасность определяется как состояние социальной системы (общества, страны), при котором она сохраняет свою целостность, устойчивость (стабильность), способность к эффективному функционированию и устойчивому развитию, а на их основе – возможность надежной защиты всех реальных и потенциальных элементов (подсистем, сфер, объектов) от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий. В рамках данного подхода смысловой акцент делается на внутренние и внешние условия достижения такого состояния, т.е. на профилактику. 3. Аксиологический: национальная безопасность есть защищенность национального достояния, материальных и духовных ценностей страны (народа, нации) от получения значимого ущерба. «Уточняйте значение слов и вы избавитесь от половины заблуждений» Р.Декарт
11 Что обычно понимается под информационной безопасностью? n Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства (Доктрина ИБ РФ). Информационная сфера – «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» (Доктрина ИБ РФ). Информационная сфера – «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» (Доктрина ИБ РФ). n Информационная безопасность Москвы представляет собой состояние защищенности интересов граждан, организаций, включая хозяйствующих субъектов, не имеющих федеральной подчиненности, проживающих и расположенных на ее территории, соответственно, интересов органов власти города, связанных с информационной инфраструктурой и информационными ресурсами (А.А.Стрельцов).
12 Недостатки определения понятий национальной и информационной безопасности как защиты интересов от угроз n Скрытая тавтология (логический круг), поскольку понятия угроза и опасность очень близки по смыслу (например, военную угрозу рассматривают как высокий уровень военной опасности). Получается, что безопасность определяется как защищенность от опасностей, но понятие опасности не определяется.. n Сомнительная научная корректность формулировки «защита интересов». - Под интересом понимают осознанную потребность (нужду). Потребности, нужды надо удовлетворять, интересы же, их отражающие, реализовывать, а не защищать, т.е. сохранять. Интересуются обычно чужим, а защищают свое. Заинтересованность есть особое состояние субъекта деятельности. Возникают вопросы: Как это состояние защищать? Что значит «мешать интересоваться»? Мешать могут действиям. В теории безопасности конечно следует учитывать помехи деятельности по реализации интересов (проблема упущенной выгоды). Это важная, но отнюдь не единственная и чаще не главная задача обеспечения безопасности. - И легитимное соперничество, например, экономическая конкуренция государств, всегда есть ущемление интересов друг друга. Но должны ли профессионалы в области безопасности (спецслужбы и т.д.) заниматься противодействием легитимной конкуренции? - И легитимное соперничество, например, экономическая конкуренция государств, всегда есть ущемление интересов друг друга. Но должны ли профессионалы в области безопасности (спецслужбы и т.д.) заниматься противодействием легитимной конкуренции? - Если подставить формулировки интересов в определение национальной безопасности как защищенности интересов от угроз, то получаются далекие от нормальной логики словосочетания типа защищенность защиты…., защищенность обеспечения …. и т.п. - Если подставить формулировки интересов в определение национальной безопасности как защищенности интересов от угроз, то получаются далекие от нормальной логики словосочетания типа защищенность защиты…., защищенность обеспечения …. и т.п. n Несоответствие общего определения национальной безопасности определениям некоторых видов безопасности. Например, демографическую, психологическую, духовную, пожарную, экологическую и многие другие виды безопасности фактически невозможно корректно определить как защиту интересов от угроз. n Смещение акцентов (подмена сути). Определение, видимо, было заимствовано из «Стратегии национальной безопасности США». Но США хочется прикрыть активное и агрессивное продвижение национальных интересов по всему миру весьма благозвучной риторикой обеспечения национальной безопасности. Получается, что если законные собственники ценностей, например, нефти, газа, дают отпор устремлениям США, пытаются сами распоряжаться собственностью в своих интересах, то они покушаются на национальную (энергетическую и т.п.) безопасность США, европейских государств и т.п.. Понимание безопасности как защиты интересов выгодно для интересующихся чужим достоянием, но опасно для защищающих свое. 3
13 Сущность аксиологического подхода в теории межгосударственного противоборства и обеспечения национальной безопасности + - Ценности - все, что имеет значение (цену), т.е. влияет на деятельность субъекта, небезразлично ему, значимо для появления и удовлетворения его потребностей. Ценности могут быть разделены на материальные и духовные. Как ценности можно рассматривать и вещи, и их свойства, отношения (связи), и процессы, события. Понятия аксиологии, важные для теории борьбы и безопасности – ценность, достояние, благо, ущерб, вред, убыток, риск, выгода, в том числе упущенная выгода, прибыль и т.п. Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте и роли в жизни и деятельности людей. С убъект деятельности - человек, коллектив, город, общество, государство, страна, войсковое формирование, группировка, Вооруженные Силы и т.п. Субъекта можно выделить, если он действует как единое целое, системно, целесообразно, планомерно, что обеспечивается управлением и общностью ценностей, интересов, целей и т.п. О Осознавая потребности и формулируя интересы, изучая и оценивая обстановку, субъект деятельности различает и упорядочивает все (и окружающие объекты, и себя самого, собственные качества, и объект деятельности, и имеющиеся средства, ресурсы, и т.д. ) в ценностном аспекте, т.е. в координатах: хорошо - плохо, полезно - вредно, выгодно - невыгодно, желательно - нежелательно, важно - неважно, интересно – неинтересно, добро - зло и т.п. Только на этой основе возможны целеполагание, принятие решений, планирование, оптимизация и т.п. Ценности в широком смысле можно разделять на позитивные и негативные
14 Национальные ценности (национальное достояние) МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ: -Территория (родная земля), особенно плодородные земли, пашня). - Экологические условия (воздух, вода и пр.). - Полезные ископаемые и т.п. - Акватории, шельф, реки, водные ресурсы. - Производственные фонды (заводы, фабрики, станки, ЭВМ, фермы, трактора, комбайны и т.д.). - Энергосистема - ГЭС, АЭС, ТЭС и т.д., ЛЭП и т.д. - Инфраструктура и транспортные средства - дороги, порты, аэродромы, трубопроводы, самолеты, поезда, авто и пр. - Информационная инфраструктура и информационная техника. - Жилой фонд и другие здания. - Лабораторное (научное) оборудование, ТСО и т.д. - Продукция промышленности, сельского хозяйства и др. ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ: -Информационные ресурсы - Научные знания - Изобретения, «ноу-хау» и т.п. - Идеология, объединяющая национальная идея. - Моральные ценности (долг, честь, совесть и т.д.). - Политическое и правовое сознание - Религия (?). - Эстетические ценности (представления о прекрасном и безобразном). - Патриотизм, национальная гордость, национальное достоинство, национальное самосознание. - Общественное мнение - Морально-психологическое состояние народа (войск (сил) и др. МАТЕРИАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ: памятники культуры; книги, архивы и т.п.; уникальные здания, монеты, марки, образцы техники и т.д..; археологические находки и т.п. Люди (население, народ, нация), их количество и качество (здоровье, образование, квалификация и т.д.)
15 Классификация национальных ценностей n По субъектам - ценности страны, государства, города, социальной группы, личности. n С философских позиций -материальные; духовные (психологические); материально-духовные. n По сферам общественной жизни, деятельности – геополитические; политические; правовые; экономические; научно-технические; социальные; культурные; информационные, экологические, военные и т.п. n По важности - существенные, жизненно-важные, приоритетные, «стратегические», критические; второстепенные, несущественные. n По степени закрытости -особой важности; совершенно секретные, секретные, ДСП и т.д. (это относится и к сведениям, и к людям, и к объектам, и к территориям, и т.п.). n По месту нахождения -внутри страны; за рубежом. n По вовлеченности в деятельность -реальные; потенциальные (возможные). n Другие основания классификации (действительные – мнимые).
16 Аксиологический подход к определению понятия безопасности Ценности (достояние, богатство, ресурсы) Z Ущерб - негативное изменение ценности +[-Z] -[+Z] -[-(-Z)] -[+(+Z)] Опасность - возможность получить значимый ущерб P > N Безопасность- защищенность от получения значимого ущерба P < N P - вероятность (риск) N- порог значимости (уровень приемлемости) Обеспечение безопасности – это, во-первых, предотвращение, минимизация возможного прямого ущерба, в том числе и профилактическими мерами, во-вторых, противодействие нелегитимным помехам в реализации интересов (упущенная выгода как непрямой ущерб вследствие недобросовестной конкуренции, преступных посягательств и т.п.). Интересы скорее надо удовлетворять, реализовывать, а не защищать, особенно если это внезапно возникшие, «разовые» (не постоянные, т.е. воспроизводимые ) интересы. Для обеспечения безопасности важнее именно непредвиденные, опасности, угрозы. Защита интересов относится к проблематике обеспечения безопасности только в контексте рассмотрения упущенной законной выгоды от аморальных, неправовых, военных и т.п. действий, мешающих реализации интересов. Понимание безопасности как защиты интересов выгодно для интересующихся чужим достоянием, но чревато нежелательными последствиями для защищающих свое достояние. Обеспечение безопасности – это скорее не защита интересов субъекта, а защита от других субъектов, интересующихся ценностями, достоянием, которые законно принадлежат данному субъекту.
17 Новое определение национальной безопасности в Стратегии НБ РФ до 2020 г. «Национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. «Угроза национальной безопасности» - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Подставляем в определение НБ понятие угрозы и получаем по сути аксиологическое определение безопасности: «Национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних, прямых или косвенных возможностей нанесения ущерба конституционным правам, свободам, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
18 Основные задачи обеспечения национальной безопасности n Защита национальных ценностей от ущерба (национального достояния от утраты, потерь, от внедрения (получения, роста, распространения и т.п.) антиценностей (негативных ценностей)); n Противодействие помехам в реализации законных (легитимных) национальных интересов (наращиванию национального достояния и избавлению от антиценностей). Прямой ущерб национальным ценностям и помехи в реализации национальных интересов могут быть следствием: Прямой ущерб национальным ценностям и помехи в реализации национальных интересов могут быть следствием: - открытых и скрытых, легитимных и нелегитимных (неправовых, аморальных и т.п. ) действий внешних противников, конкурентов и их агентов внутри страны; - природных стихий; - технических аварий, катастроф; - действий властных структур, социальных групп, граждан своей страны (ошибки, неподготовленность, преследование антинациональных, корыстных, коррупционных интересов и т.п.)
19 Состав системы обеспечения безопасности Подсистема мониторинга (выявления действия источников ущерба и слежения за ними) Подсистема профилактики (предотвращение, повышение устойчивости, превентивные меры против потенциальных источников ущерба и т.п.) Подсистема отражения (минимизации ущерба от уже действующего источника) Подсистема минимизации последствий действия источника и противодействия ему (минимизации отдаленного и побочного ущерба, возникающего после окончания действия источника) Подсистема исследований и прогнозирования в области безопасности (источников ущерба, всех значимых подсистем, условий и факторов)
20 Преимущества аксиологического подхода в понимании национальной и информационной безопасности n Сняты тавтология, идеологичность и логическая противоречивость понимания национальной и информационной безопасности как защиты интересов. Более того, защита условий реализации интересов входит в содержание аксиологической трактовки безопасности через понятие упущенной выгоды. Иными словами, аксиологический подход в теории безопасности включает в свое содержание и официальный подход, глубже объясняя его суть. n Сняты проблемы системно-философского подхода, поскольку его недостатки связаны с неопределенностью ценностных координат при рассмотрении состояния, свойств, функционирования и развития той социальной системы, о безопасности которой идет речь. n Самое важное достоинство - основные понятия теории безопасности можно увязать в логически стройную и последовательно выводимую систему. n Можно использовать простой и понятный критерий уровня опасности - вероятный ущерб (величина ущерба и вероятность его получения, нанесения) или риск в широкой его трактовке (см. работы Измалкова В.И., Харченко С.Г и др.). n Можно ввести внятные критерий эффективности деятельности структур (органов) обеспечения безопасности - предотвращенный ущерб (эти органы должны снижать величину ущерба и риск (вероятность) его получения). n Понятийный аппарат продуктивно работает во всех видах безопасности – экономической, информационной, психологической, духовной, демографической, военной и т.п. (многие виды безопасности нельзя корректно определять как защиту интересов) n Появляется и вполне осязаемое основание для выделения видов безопасности – вид ценности, достояния, ресурса, который надо защищать от ущерба. n Можно обоснованнее критиковать власть за упущения и ошибки, применяя более действенную риторику «подрыва национальной или военной безопасности» - вымирание населения, наркотизация, утрата пахотных земель, снижение обороноспособности (оборонная промышленность, морально-психологическое состояние и боеспособность ВС и т.д.) и многие другие процессы,
21 Информация (знания) Субъект деятельности Объекты деятельности (контрсубъекты) Ценность - значимость, важность, полезность, своевременность, актуальность и т.п.. Истинность - -объективность, - достоверность, точность, - полнота, глубина и т.д.); Средства деятельности Метасистема или окружающая обстановка - естественная (природная), техническая, социальная (внешние условия и факторы) Соответствие потребностям, интересам субъекта Соответствие объекту (его свойствам и т.п.)
22 Ценность информации определяется ее влиянием и на результаты, и на затраты (КПД) Ценная информация увеличивает КПД за счет : Ценная информация увеличивает КПД за счет : n обеспечения адекватности интересов, мотивов реальным потребностям субъекта; n лучшего понимания субъектом обстановки и тенденций ее изменения; n повышения точности прогнозов, обеспечения адекватности целей интересам и обстановке; n оптимизации решений и планов; n совершенствования организации коллективных действий (роста возможностей согласования совместных действий по месту, времени, задачам и т.п.); n обеспечения целесообразности практической деятельности (роста соответствия целей и реальных результатов); n оперативной коррекции решений, планов в связи с изменениями обстановки и реально получаемыми результатами ; n ускорения и оптимизации, рационализации деятельности на основе использования памяти (опыта прошлого и других субъектов). Понятие ценности информации имеет ключевое значение для теории информационной безопасности Понятие ценности информации имеет ключевое значение для теории информационной безопасности
23 Деятельность как преобразование ценностей КПД= R/S П= R-S Затраты ценностей S Результаты (новые ценности) R R S Этап накопления «Нормальный» этап Этап насыщения (t) R min S max !!
24 Аксиологический подход в теории ИП и ИБ Информация - тоже ценность. Позитивно ценная информация помогает действовать полезно, эффективно, продуктивно, экономично, согласованно, своевременно, точно (повышать результаты деятельности, снижать затраты на их достижение и т.д.), негативно ценная - наоборот. Понятия ценности информации и информационного ущерба более продуктивны в теории ИП и ИБ, чем понятия «интерес в информационной сфере», «борьба в информационной сфере», «информационное превосходство» и т.п. Понятия «психика» и «психология» имеют узкий и широкий смысл. В узком смысле они употребляются только применительно к отдельному человеку, в широком - относятся ко всем духовным явлениям, включая сознание и подсознание, социальную психологию, общественное сознание и т.п. (у греков psyche - душа). В понятиях ИПП (и ИПБ) имеется ввиду широкий смысл прилагательного «психологическое». В теории информационно-психологического противоборства и обеспечения информационно-психологической безопасности следует исходить из ценности и информационной природы психики, учитывать специфику применяемых технических средств.
25 Информационный ущерб: различные трактовки, определяющие понимание ИП и ИБ n Ущерб информационным ресурсам как следствие физических (вещественно-энергетических) воздействий (применения любых средств) n Ущерб информационным ресурсам как следствие информационных воздействий (в непосредственном общении или посредством применения противником (конкурентом) информационной техники и технологии n Любой ущерб (экономический, политический, психологический и т.п.) как следствие информационных воздействий n Любой ущерб как следствие применения противником (конкурентом) информационной техники и технологии n Ущерб информационным ресурсам как следствие информационных воздействий посредством применения противником (конкурентом) информационной техники и технологии
26 Информационная техника и технология Информационная техника - искусственные средства деятельности, специально создаваемые в целях повышения эффективности информационных процессов, осуществляемых людьми - процессов ввода (получения, добычи, поиска и т.п.), обработки, передачи, хранения и вывода (представления и т.п.) информации. В этих же целях могут использоваться и естественные средства, и техника другого назначения. Информационная технология - целесообразный (продуктивный) информационный процесс, который специально создается (организуются) с помощью информационной и другой техники.
27 Информационно-психологический ущерб Психологический ущерб - негативное, нежелательное для человека, коллектива, общества изменение психологических (духовных) ценностей - психики личности (ее интеллекта, эмоций, воли, сознания и подсознания и т.д.), социально- психологических феноменов (общественного мнения, менталитета нации и т.д.), общественного сознания (политического, правового и эстетического сознания, морали, религии и т.д.) Основные причины получения психологического ущерба: -действия контрсубъекта в идеологической, психологической борьбе, а также и его пособников, агентов, внутренние конфликты; - собственные деятельность (ошибки по глупости, незнанию и т.п.) или бездействие; - объективные факторы (экономический кризис, контрреволюция, стихийные бедствия и пр.). Психологический ущерб может быть нанесен и в непосредственном межличностном общении, и посредством физического воздействия. Информационно- психологический ущерб - психологический ущерб, наносимый посредством применения информационной техники и технологии. В военной области психологический ущерб – это, в первую очередь, ущерб политико-идеологическому и морально-психологическому состоянию войск.
28 Этапы исторического развития средств ИПП ИПП через акустические и визуальные средства устрашения, обмана и т.п. ИПП посредством проводной и радиосвязи ИПП посредством компьютерных технологий (особенно компьютерных коммуникационных сетей) ИПП посредством письма и печатной продукции ИПП посредством теле и видеотехники t «Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем 10 долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта» Р.Никсон
29 Определения основных понятий теории информационной и информационно- психологической безопасности Информационная опасность – это потенциальная или реальная возможность получения значимого информационного ущерба или иного ущерба вследствие информационно-технических воздействий (применения информационной техники и технологии). Источники информационной опасности - все, что способно (даже потенциально) нанести информационный ущерб. Факторы нанесения информационного ущерба - действующие причины, его порождающие. Информационная безопасность - защищенность от получения значимого информационного ущерба, или иного ущерба, наносимых посредством информационно-технических воздействий (применения ИТ). Информационно-психологическая безопасность - защищенность психических, духовных ценностей (психики отдельной личности, психологических явлений и процессов в социальных общностях, феноменов общественного сознания) от ущерба, наносимого посредством применения информационной техники и технологии. Основной критерий эффективности деятельности по обеспечению информационной безопасности - предотвращенный информационный ущерб (или иной ущерб как следствие информационно-технических воздействий).
30 Объектно-предметная область ИПП и обеспечения ИПБ Основные объекты ИПП (ИПБ) Предметная область ИПП (ИПБ) Отдельные личности Коллективы различного масштаба, толпа Общество Психика личности Феномены социальной психологии (психологии коллективов различного масштаба) Общественное сознание населения и личного состава ВС 17
31 Интеллект (разум, рассудок, ум ) Эмоции, чувства Воля Степень (уровень ) осознания, самоконтроля психических процессов Созна- ние Под- созние, бес- созна- тельное Психика личности как объект ИПП (и обеспечения ИПБ)
32 Основные социально- психологические ценности Авторитет формальных и неформальных лидеров коллективов, социальных групп, наций, народов и т.п. (в том числе и г.Москва) Сплоченность, солидарность социальных групп, коллективов, наций и т.п. Энтузиазм, духовный подъем, социальная активность Общественное мнение Психологические особенности (менталитет) нации, народа, социальной группы и т.п. Политико-идеологическое и морально-психологическое состояние коллектива или толпы (психология толпы)
33 Общественное сознание как объект ИПП Религия Мораль Искусство (художеств. сознание) Политич. сознание Правосоз- нание Общее (философ.) мировоззр. Обыденные верования Бытовая мораль Обыден. эстетич. представл. Политич. обществ. мн. Обыденное правосозн. Ненаучное (мифологич.) мировоззр. Обыденно-психологический уровень Теология ЭтикаЭстетика Политич. идеология Юр. науки, сист.законов Научное мировоззр. Теоретико-идеологический уровень Уровень научности (теоретичности, системности)
34 Основные приемы манипулятивных информационно-психологических воздействий «Приклеивание ярлыков» Подтасовка фактов ( их замалчивание, предвзятый подбор) «Игра на деталях, цифрах» «Критика, а не аргументация конструктивных предложений» «Эмоциональная подстройка (упаковка)» Повторение (лозунгов, словесных штампов и пр.) Гиперболизация, высмеивание Подмена тезиса, переход на личность Ссылка на авторитет Игра в «общее - частное» «Формирование имиджа (образа) и отнесение (приобщение) к нему» «Мнимый выбор»
35 Основные факторы, способствующие распространению манипулирования общественным мнением : Развитие информационной техники и технологии, быстрый рост их возможностей Развитие нейрофизиологии, психологии, манипулятивных методик (НЛП, ПСК, ПК, PR и т.п.) Отставание в правовой и социально-психологической защите людей от нанесения ущерба психике (душе), духовным ценностям Общедоступность новых средств и методов манипулирования людьми Плюрализация мировоззрения, замена научного мировоззрения эклектическим набором квазинаук, мифологией, мистикой Наличие кризисных, стрессовых ситуаций в обществе (особенно, длительное время) Антинародные, антинациональные интересы представителей политической власти и руководства СМИ
36 Качества личности, препятствующие манипулированию ее мнением Развитое логическое мышление Самостоятельность и критичность мышления и оценок Знание истории Математическая, естественнонаучная подготовка Низкая внушаемость, неподверженность гипнозу Целостность мировоззрения, системность знаний Психическое здоровье, эмоциональная устойчивость, сильная воля «Чем больше в мозгу извилин, тем труднее их прочищать».
37 Основные идеи (мифы), внедряемые в общественное мнение, общественное сознание России в процессе ИПП: - Выход из создавшегося в стране положения только в более тесной интеграции с Западом, в максимальной открытости экономики. - Основная угроза существованию России исходит из исламского мира и международного терроризма. США и НАТО - партнеры. Страны СНГ - обуза. - России - второстепенная держава. Русские как государствообразующая нация и другие коренные народы России должны смириться с этим положением. - Мощные армия и флот, особенно океанский, не только обременительны для страны, но и являются основным препятствием для быстрого развития экономики. - Ядерное оружие охраняется плохо, может попасть в руки террористов, поэтому его надо взять под международный (американский) контроль. - Все культурные люди, особенно властная элита России, должны порвать с нецивилизованной национальной культурной традицией и западнизироваться, т.е. принять американские духовно-культурные ценности как «высшее достижение цивилизации». - Социальное государство и все то, что ему сопутствует в области культуры и морали (солидарность, сострадание, покровительство слабым, их защита) – это препятствия на пути экономического роста и должны быть ликвидированы. -Политическая жизнь и право должны быть устроены по американскому образцу, поскольку это - «идеал демократии». -В России должны быть утверждены рыночные "правила игры", установленные в цивилизованном мире, должна быть обеспечена полная рыночная свобода, особенно свобода перелива капиталов и действий международных финансовых спекулянтов. - Главная ценность для личности и общества – деньги. Збигнев Бжезинский, словно ворон, кружащий над русской бедой, каркает: «Россия лишняя страна!»
38 УГРОЗЫ USA USA UK France Germany Ital Japan Canada Russia Распространение терроризма Утрата национальной самобытности и традиций Массовая безработица и обнищание населения Утрата моральных ценностей, безнравственность Сбои в поставках энергоносителей Ограничение демократических прав и свобод Массовые эпидемии, смертельные болезни Экологические катастрофы, заражение воды, воздуха Межэтнические конфликты и войны Военное нападение Ядерная война В таблице приведены доли (%) респондентов в каждой стране, часто или постоянно испытывающих беспокойство по поводу соответствующих угроз. Исследование методом интернет-опроса, 2006 г. Рейтинги угроз (по результатам социологического опроса в странах «большой восьмерки»)
39 Было Стало Интересы дела, патриотизм, самопожертвование Собственные интересы, деньги Принципиальность и честность Гибкость и лояльность Обязательность, долг и ответственность Карьеризм и личная безопасность Стремление к профессиональному росту Нежелание нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений Решительность и воля Равнодушие, лень Изменение моральных ценностей руководящих кадров
40 ПРИЗНАКИ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ) НАЦИИ (НАРОДА) Неадекватность оценки состояния страны и текущих событий Склонность к мистике, утрата исторической памяти Рост количества предателей по материальным мотивам (рост «продажности») Утрата объединяющей общенациональной идеи (цели) Утрата чувства национальной гордости и достоинства Рост политического и правового нигилизма Неадекватность реакции на политические и иные события Надежда на мессию, доверие политическим демагогам, проходимцам Снижение чувства ответственности за страну Рост социальной апатии Резкое снижение чувства национальной консолидации Моральная деградация, снижение моральных требований к политическим лидерам
41 Функциональные задачи органов, обеспечивающих информационную безопасность (осуществляющих защиту от негативных информационных воздействий) Устранение (минимизация) последствий нанесенного противником ущерба Активное противодействие нанесению ущерба от ИВ (ПсО), максимальное снижение этого ущерба Мониторинг и как можно более раннее выявление подготовки таких ИВ (ПсО) Упреждение наиболее вероятных ИВ (ПсО) противника Прогнозирование ИВ (ПсО), чреватых ущербом Участие в подготовке и проведении профилактических мер обеспечения ИБ
42 2. Актуальные задачи и проблемы обеспечения информационной безопасности г. Москвы (социально-политический аспект)
43 Политическая цель и основные функциональные задачи обеспечения ИПБ Главная политическая цель обеспечения информационно-психологической безопасности населения – достижение такого уровня организации их защиты от негативных информационно-психологических воздействий, при которой психологический ущерб либо вовсе исключен, либо столь незначителен, что не влияет на жизнь страны (города) Предотвращение дезинформирования населения Исключение дезориентирования населения Предупреждение дезинтеграции коллективов или подрыва позитивных межличностных и межгрупповых отношений Пресечение дезорганизация коллективов Недопущение деморализация населения Выявление и пресечение манипулирования отдельными людьми или целыми коллективами Недопущение рефлексивного управления со стороны противника или оппозиции процессом принятия решений руководством
44 ИП и обеспечение ИБ в контексте основных сфер общественной жизни Основные направления (сферы, области) ИП и обеспечения ИБ Экономика, финансы НИОКР, образова- ние Политика и право Духовная жизнь, культура Военное дело (вооруж. борьба) Средства, технологии, методы, способы информационно-технического и информационно-психологического противоборства используются в экономической, научно-технической, политической, идеологической, вооруженной борьбе во все более широких масштабах
45 Основные направления (задачи, проблемы) ИП и обеспечения ИБ в политико-правовой сфере Компьютерная полиграфия (психологическое тестирование) Электронный контроль (кибернадзор), использование баз персональн. данных Проникновение в информ. сист. МВД, судов, прокуратуры и использ. этой информации против личности, гос. структур и т.п. Компрометация политических лидеров, соперников в политической карьере и т.п. Лоббирование антинациональных политических решений и законов Рефлексивное управление ЛПР, политической элитой, деятельность «агентов влияния» и т.п. Политическая разведка и контрразведка Информационный терроризм Использование государст- венных инф.-тех. систем ( связи, голосования и т.п.) в антинародных полит. целях Программно-аппаратный контроль гос. систем связи и управления со стороны иностранных спецслужб
46 Основные направления (задачи, проблемы) ИП и обеспечения ИБ в финансово-экономической сфере Недобросовестная реклама и защита прав потребителей Махинации с электронными деньгами и ценн. бумагами Инф. акции (операции) против систем управления в экономике (энергетике, транспорте и т.п.) и защита этих систем Инф. акции (операции) против валютно-финансовых систем государств и защита от них Нарушения авторских прав на произведения интеллек- туального труда, стимулир. выезда правообладателей интеллект. собственности Промышленный (коммерч.) шпионаж и контршпионаж Инф. акции по вытеснению российских. инф. агентств, СМИ с инф. рынка (особенно внутр.) Манипуляции с экономич. статистикой, использ. баз данных таможни, налоговых и т.п. служб
47 Основные направления (задачи, проблемы) ИП и обеспечения ИБ в науке, технике, образовании Научно-техническая разведка и контрразведка Распространение ошибочных и фальсифицированных научных концепций и борьба с ними Плагиат и защита авторского права ученых и ИТС Протекционизм в науке и разра- ботке техники и противодействие этому Распространение мистики, иррационализма и борьба за научное мировоззрение Стимулирование «утечки умов» за рубеж, в коммерцию и т.п. Операции по научно- технической дезинформации и противодействие им Информационные акции, направленные против системы массового образования
48 Основные проблемы ИП и обеспечения ИБ в духовной жизни, культуре, социальной сфере «Навязывание» в СМИ продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев (попмузыка, TVсериалы, боевики, детективы,эротика и т.п). Разрушение отечественного культурного наследия, денационализация (западнизация) культуры и языка Разрушение семьи путем «пропа- ганды» безопасного секса, пла- нирования семьи, полового «воспитания» в школе и пр. Разжигание межконфессиональ- ных конфликтов, подрыв тради- ционной для страны религии (религиозн. миссионерство и т.п.) Провоцирование социокультурных конфликтов ( конфликтов поколе- ний, полов, армия-народ и т.п.) Подрыв нравственности посредством «культивирования» индивидуализма, стяжательства, насилия, «сексуальной свободы». Разжигание межнациональных конфликтов, подрыв нацио- нального самосознания Воспевание, поэтизация «криминальной культуры» Дискредитация общественно значимых профессий, социальных институтов (органы власти, армия, ФСБ и т.д.)
49 Маркс в Капитале цитировал работу Т.Дж.Данинга «Тред-юнионы и стачки». ( Лондон, 1860, с ). «Капитал, говорит «Quarterly Reviewer », избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и каптал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому.». См.: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1. Процесс производства капитала.- М.Политиздат, 1978, с. 770 (сноска 250).
50 Основные направления (задачи) ИПП в духовной жизни, культуре по А. Даллесу « Бросим всю силу, всю мощь на одурачивание, на оболванивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности На фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Мы найдем союзников, единомышленников в самой России. Год за годом будет разворачиваться грандиозная по своим масштабам трагедия самого непокорного на земле народа. Окончательно и необратимо угаснет его самосознание. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобъем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но постоянно способствовать самоуправству чиновников, взяточников, беспринципности. Волокита и бюрократизм будут возводиться в добродетель, честность будет осмеиваться и никому не будет нужна, превратится в пережиток прошлого. Наглость, ложь и обман, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, вражда между народами станет нормой и, прежде всего, вражда и ненависть к русскому народу. Все это будет незаметно культивироваться, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище. Мы найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни. Опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением, будем браться за людей с детских, юношеских лет. Главную ставку будем всегда делать на молодежь. Станем разлагать, развращать, растлевать ее. Сделаем из нее циников, пощляков, космополитов.» Аллен ДАЛЛЕС, шеф ЦРУ, 1945 г. (в российском разведсообществе есть противоположные мнения о подлинности цитаты)
51 Концепция «мягкой силы» (soft power) в политике США «Мягкая сила» Политическая идеология Массовая культура Публичная дипломатия Кино (Голливуд) Интернет Телевидение Радио Печатные СМИ Инф.агентства Шоу-бизнес Используемые средства Дип.корпус Научно-идеологические структуры (институты, фонды и т.п.)
52 Все испытав, мы знаем сами, что в дни психических атак сердца, не занятые нами, не мешкая займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты. Займет, засядет, нас разя. Сердца - да это же высоты, которых отдавать нельзя! Василий Федоров, советский поэт
53 Информационное противоборство в войнах Война Экономич. борьба Информационная борьба (противоборство) Научно-техн. борьба Полит.- дипломат. борьба Духовно- идеологич., психологич. борьба Вооруженная борьба
54 Роль МПС и ИП в войнах "...Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение - это заключение ума, а не физическое состояние...". Н.Коупленд (ранее Наполеон) Применительно к вооруженной борьбе (убийствам противника и поражению его объектов) ИПП есть вид обеспечения успеха боя, операции. Применительно же к войне в целом убийства и разрушения скорее обеспечивают успех ИПП и политики. Пуля - тоже мысль, посланная на расстояние.
55 Задачи ИПП в войнах по Сунь-Цзы "Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника; вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия; подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности; используйте сотрудничество с самими подлыми и гнусными людьми; разжигайте ссоры и столкновение среди граждан вражеской страны; подстрекайте молодежь против стариков; мешайте всеми средствами деятельности правительства; препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в армии; сковывайте волю воинов противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов; посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения; будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников; вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденты". См.: Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. (Двойной перевод: китайский - английский - русский )
56 Меры ограничения деятельности СМИ в условиях военных действий (военного положения) - отечественные СМИ не имеют права быть в рядах противника, тем более бандитов, террористов, и вещать оттуда "свободную информацию" (такого права на самом Западе не существует); - должен быть запрещен показ убитых солдат своей армии, показ страданий умирающих и раненых, если это не связано с обвинением противника в жестоком обращении с пленными и нарушениями Женевской конвенции (такой категорический запрет имеется во всех странах блока НАТО, в том числе и в США); - не подлежат открытому опубликованию даже обобщенные данные о потерях своих войск ( в США придерживаются принципа доводить до общественности только те сведения о потерях, которые стали известны противнику). Главный приоритет в законе о СМИ - не право и свобода журналистов демонстрировать себя и публиковать все, что взбрело в голову, а право и свобода граждан иметь объективную и полную информацию о происходящем в стране и мире. 38
57 Тенденции информатизации общества Быстрое расширение областей использования информационной техники, рост возможностей технизации, автоматизации информационных процессов Переход на компьютерные (цифровые) технологии (методы, средства) практически всей информационной техники Интеграция (комплексирование) информационной техники вплоть до создания единой информационной инфраструктуры страны, города и т.д. Превращение информационного превосходства в один из решающих факторов победы в экономической, политической, вооруженной борьбе
58 Тенденции развития ИП Интеграция структур, занимающихся ИП (ИТП и ИПП, психологической борьбой, обеспечением ИБ и т.п.) Рост значимости ИП для хода и исхода различных конфликтов и войн (рост эффективности ИП) Все более широкое использование современных ИТ, СМИ (особенно компьютерных сетей типа Интернет), других эффективных средств воздействия на ИР, психику, ОС т.д. Профессионализация ИП и обеспечения ИБ
59 Основные политические задачи обеспечения ИПБ населения на современном этапе Официальное определение основных источников и факторов нанесения информационно-психологического ущерба, утверждение соответствующих направлений (задач) обеспечения ИПБ, ответственности за их решение Создание и развитие системы обеспечения ИПБ как компонента общегосударственной системы ИПП и обеспечения ИПБ Принятие решений по статусу и штатам структур обеспечения ИПБ Вменение в обязанности должностных лиц соответствующих положений по обеспечению ИПБ подведомственного населения Принятие решений по созданию и развитию системы подготовки кадров специалистов по ИПП и ИПБ Принятие решений по технической оснащенности, порядку и объемам финансирования структур обеспечения ИПБ Нормативное правовое обеспечение ИПБ
60 Факторы, затрудняющие на обеспечение информационной безопасности РФ и повышающие эффективность ИП в современных условиях - Отставание отечественной информационной техники от мирового уровня - Приватизация СМИ, контроль над некоторыми из них со стороны прозападно или глобалистски ориентированных сил - Дробление, децентрализация, перманентное реформирование и недостаточное финансирование структур, занимающихся ИБ, ИП - Деградация системы подготовки специалистов по ИБ, ИП - Распространение политического и правового нигилизма среди населения - Отсталость и ангажированность нормативно-правовой базы, регулирующей информационные процессы (особенно, деятельность СМИ) -Рост открытости (транспарентности) страны - Невысокий статус специалистов по информатике, их выезд за рубеж - Ведомственные амбиции, препятствующие интеграционным процессам, конкурентная борьба за решающие позиции в в создании и реформировании структур ИБ и ИП, организации подготовки специалистов
61 Важнейшим условием формирования иммунитета к негативным ИПВ является формирование ) целостного, гармоничного, сбалансированного, системного мировоззрения, имеющего глубокие национально-культурные корни. Стержнем мировоззрения должна стать национально- государственная идеология - научно обоснованная и отвечающая интересам и идеалам большинства народа, национальным интересам России система взглядов на общественное (политическое, экономическое и т.д.) устройство страны, должные моральные нормы и законы, отношения с другими странам и т.д. Эта идеология должна быть идеологией патриотизма, гордости и ответственности за свое Отечество. Формирование устойчивого и целостного мировоззрения - общегосударственная и долговременная политическая задача, решить которую под силу только единой общегосударственной системе обеспечения ИПБ, причем совместно с общенациональной системой образования и патриотического воспитания. Формирование устойчивого и целостного мировоззрения - общегосударственная и долговременная политическая задача, решить которую под силу только единой общегосударственной системе обеспечения ИПБ, причем совместно с общенациональной системой образования и патриотического воспитания. Дйствующая с 2000 года Доктрина информационной безопасности РФ фактически не является политической опорой для организации и проведения мероприятий защиты населения от негативных ИПВ, особенно от стратегических ПсО, поскольку в области обеспечения ИПБ она конкретных политических установок не дает. Представляется необходимым разработать новый политический документ – Доктрину обеспечения духовной (психологической) безопасности Российской Федерации. Она должна учитывать реалии и перспективы глобализации, информатизации, построения информационного общества. В этой Доктрине важно достаточно четко, конкретно и определенно, а не в общем, нейтральном виде, сформулировать систему национальных духовных ценностей, подлежащих сбережению и защите как важнейшее национальное достояние. Эта система должна соответствовать исторически сложившемуся менталитету коренных народов России, традициям православной и мусульманской ментальности, следовательно, базироваться на таких духовных ценностях, как справедливость, солидарность, коллективистская мораль, сострадание, совесть, честь, долг перед Отечеством. Только в этом случае она будет принята и поддержана большинством граждан России. В Доктрине обеспечения духовной (психологической) безопасности со всей определенностью следует констатировать, что настойчивая пропаганда западных духовных ценностей чревата утратой национальной идентичности коренных народов России. Без такого официального документа невозможно политически сориентировать все властные структуры на реализацию соответствующего современным реалиям комплекса мер обеспечения информационно-психологической безопасности населения нашей страны.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.