Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Базупов
1 «Приемы технологии критического мышления » Подготовила :Вьюнышева И.В. Учитель начальных классов МОУ «СОШ 2»
2 Цель: Показать возможности использования технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения различных предметов
3 Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
4 Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-вторых, фазы этой технологии: вызов, осмысление, рефлексия.
5 Основа технологии развития критического мышления. Трёхфазовая структура урока: Трёхфазовая структура урока:
6 Задача первой фазы урока (вызов) Задача первой фазы урока (вызов) – это пробуждение имеющихся знаний и интереса у учащихся к получению новой информации, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
7 Приёмы: Рассказ-предположение по ключевым словам Верные и неверные утверждения «Мозговая атака или штурм» «Верите ли вы, что…» Кластер
8 Задача второй фазы урока (стадия осмысления содержания) (стадия осмысления содержания) – получение новой информации по теме. Цель : помочь активному восприятию изучаемого материала и соотношению старых знаний и новых. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.
9 Инсерт Инсерт Чтение с остановками Чтение с остановками Кластер Кластер Сводная таблица Сводная таблица Приемы
10 Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся умения, такие как: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости.
12 Верные и неверные утверждения. (утверждения, безоценочного комментирования со стороны учителя) Растения – первичный источник всего живого на Земле. Вся наша планета покрыта разными растениями. Растения - организмы, составляющие одно из царств неживой природы. Растения- организмы, составляющие одно из царств живой природы
13 Перепутанные логические цепочки Выбери признаки ненастной погоды: солнечно, дождливо, сыро, ветрено, слякотно, безоблачно, грязно - Для описания какого осеннего месяца подходят эти слова?
14 Приём «Мозговая атака или штурм»: « Растения – живые существа»- это истина или ложь?». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме. «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Приём «Верите ли вы, что…» Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
15 Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Кластеры – Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Иначе ученики называют их «гроздья». Учащимся предлагаем записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Работа над кластером
16 При обсуждении новой темы на стадии вызова, учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Кластер к теме « Растения- живые существа» Вода, питательные вещества
17 Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно. Приём « Заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». «Знаю – хочу узнать – узнал». ЗНАЮХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ -Что ты знаешь о растениях? -Что нового хочешь узнать о растениях? - Что узнал(а) на уроке о растениях?
18 Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки. Пометки могут быть следующие: Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. -Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. ?Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. + Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Приём «Чтение с пометками» или Приём «Чтение с пометками» или «инсерт»
19 Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки или заполняют таблицу. Приём «Чтение с пометками» или Приём «Чтение с пометками» или «инсерт» ۷ +? - Записывает известную информацию в виде ключевых слов Новая информация (ключевые слова) Формулируют возникшие вопросы (предложения) То, что противоречит прежним представлениям (ключевые слова).
20 На этом этапе дети учатся отвечать на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения. Упражнение «От обратного» Продолжить размышление: «Что было бы, если бы растение не было живым существом?»
21 . Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза,обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме. Прием «Синквейн» – обобщение
22 Синквейн 1 строка-1 существительное (Весна) 2 строка-2 прилагательных ( Какая?) 3 строка- 3 глагола (Что она делает? ) 4 строка- предложение ( о весне) 5 строка- 1 слово-резюме ( С чем можно сравнить весну? Одно слово)
23 Весна Теплая, долгожданная Наступила, согрела, украсила Все ждали весну Тепло Синквейн
24 Технология развития критического мышления Фаза реализации смысла (realization of meaning) Фаза реализации смысла (realization of meaning) Фаза рефлексии (reflection) Фаза рефлексии (reflection) Фаза вызова (evocation) Фаза вызова (evocation) базовая модель: Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле мозговой штурм, кластер, «верные- неверные утверждения», «толстые и тонкие вопросы» мозговой штурм, кластер, «верные- неверные утверждения», «толстые и тонкие вопросы» «чтение с остановками», «чтение с пометками», «зигзаг», «мозаика», составление телеграммы, инструкции, памятки, перекрестная дискуссия «чтение с остановками», «чтение с пометками», «зигзаг», «мозаика», составление телеграммы, инструкции, памятки, перекрестная дискуссия возвращение к кластеру, эссе, синквейн, сводная таблица возвращение к кластеру, эссе, синквейн, сводная таблица
25 изменить отношение детей к окружающему миру; повысить познавательное отношение к изучаемому материалу, развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера (учащиеся с удовольствием готовят доклады, сообщения); изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру); создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
26 Технология критического мышления меня… Я как практик хочу… Самым интересным было… Самым неинтересным… Теперь бы я хотела узнать… Мне понравилось… Я считаю полезным… Я хотела бы вам сказать… Ваше мнение о технологии развития критического мышления учащихся.
27 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.