Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталья Писарева
1 Формирование ключевых компетенций учащихся Тимонина Л.И. Костромской государственный педагогический университет имени Н.А.Некрасова.
2 Компетенция - В переводе с латинского competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д. (Селевко Г.) отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.(Хуторской А. В.) способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (проекты ФГОС ВПО)
3 Компетентностный подход выдвигает на первое место не столько информирование ученика, сколько формирование у него умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя и др.; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов решения конфликтов.
4 Ключевые компетенции компетенции, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции
5 Группы ключевых компетенций Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования
6 Ценностно-смысловые компетенции Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
7 Общекультурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира Предполагают умения владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, много культурном, многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
8 Учебно-познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Предполагают умения ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
9 Информационные компетенции Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Предполагают умения владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
10 Коммуникативные компетенции Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Предполагают умения уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
11 Социально-трудовые компетенции Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
12 Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
13 Формирование ключевых компетенций Процесс влияния на личность обучающегося с целью приобретения им готовности к успешному самосовершенствованию, самоопределению, деятельности в обучении, общении, взаимодействии со средой и окружающими людьми Компетенции приобретаются на основе знаний, умений, в ходе практической деятельности, в основе которой лежит приобретение собственного опыта, через переживания, проживания различных ситуаций и через рефлексию этого опыта
14 Условия формирования ключевых компетенций Ориентация педагогов на личностно-ориентированный, деятельностный, системный подходы Становление ученика как субъекта процесса учения и жизнедеятельности Перенос акцента с формирования знаний на формирование умений и опыта практической деятельности Создание деятельностной, творческой среды образовательного учреждения, позволяющей выстраивать индивидуальные образовательные маршруты Компетенции формируются в образовательном процессе под влиянием: -содержания образования; использования межпредметных связей; -технологий образования; -среды, стиля жизни образовательного учреждения; -типа взаимоотношений между преподавателями и обучающимися; - типа взаимодействия между обучаемыми
15 Основные технологии формирования ключевых компетенций Проблемное обучение Технология развития критического мышления Проектное обучение, социальное проектирование Дебаты, дискуссии Портфолио Работа в малых группах Коллективная творческая деятельность Тренинги Практикумы, решение межпредметных задач из реальной жизни Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры) Исследовательская деятельность учащихся Технология коллективной творческой деятельности в воспитательной работе Деятельность детских организаций Самоуправление
16 Оценка сформированности компетенций Проявить и проверить сформированность компетентности можно в конкретной ситуации. Для формирования и оценки компетентностей необходимо разработать систему заданий особого типа – проблемно- ситуационные задания. Подобные задания составляют основу тестов, использованных в международных исследованиях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.