Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Хрусцевич
1 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СЕМИНАР: НА СЕМИНАР: «ПСИХОЛОГО – ВОЗРАСТНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
2 Психофизиологические особенности подросткового возраста Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляется половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Появляется половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.
3 Психофизиологические особенности подросткового возраста Если в младшем подростковом возрасте наиболее интенсивные изменения происходят в физическом развитии, то в старшем подростковом и юношеском возрастах наиболее высокими темпами развивается личность ребенка. Если в младшем подростковом возрасте наиболее интенсивные изменения происходят в физическом развитии, то в старшем подростковом и юношеском возрастах наиболее высокими темпами развивается личность ребенка. Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
4 Психофизиологические особенности подросткового возраста Характерологическая особенность –летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. Характерологическая особенность –летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
5 Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутыми ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутыми ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе. Начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.
6 Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании играет успешность деятельности. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании играет успешность деятельности. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличениям и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличениям и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства. Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.
7 Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его внутренне собранным. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его внутренне собранным. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне собранным и организованным. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне собранным и организованным.
8 Подростковый критический период завершается возникновением особого личностного образования «самоопределения», характеризующегося осознанием себя в обществе и своего назначения в жизни. Подростковый критический период завершается возникновением особого личностного образования «самоопределения», характеризующегося осознанием себя в обществе и своего назначения в жизни. Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие настоящего с точки зрения будущего. Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие настоящего с точки зрения будущего. У многих школьников оказывается несформированной познавательная потребность, и это ведет к тому, что учение воспринимается как неприятная обязанность, порождая отрицательные эмоции и устойчивую школьную тревожность, которая отмечается в среднем у 20 % школьников. У многих школьников оказывается несформированной познавательная потребность, и это ведет к тому, что учение воспринимается как неприятная обязанность, порождая отрицательные эмоции и устойчивую школьную тревожность, которая отмечается в среднем у 20 % школьников.
9 Модели агрессивного поведения: СЕМЬЯ ВЗАИМОДЕЙ- СТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ СИМВОЛИЧЕС- КИЕ ПРИМЕРЫ
10 АГРЕССИЯ ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ
11 Особенности агрессивных детей Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. Остро чувствуют негативное отношению к себе. Остро чувствуют негативное отношению к себе. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение. Всегда винят окружающих в собственных проблемах в поведении. Всегда винят окружающих в собственных проблемах в поведении.
12 Особенности агрессивных детей В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки. Слабо развит контроль над своими эмоциями. Слабо развит контроль над своими эмоциями. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
13 Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье Если у детей > плохие отношения с одним или обоими родителями; > плохие отношения с одним или обоими родителями; > или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными; > или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными; > или они ощущают безразличие к своим чувствам; > или они ощущают безразличие к своим чувствам; > а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей вероятности: > а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей вероятности: - будут втянуты в преступную деятельность; - будут втянуты в преступную деятельность; - будут ополчаться на других детей; - будут ополчаться на других детей; - будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям - будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям
14 Особенности семей агрессивных детей 1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга. 1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга. 2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции. 2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции. 3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому. 3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому. 4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир. 4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
15 Особенности семей агрессивных детей 5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, это: 5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, это: > физические наказания; > физические наказания; > угрозы; > угрозы; > лишение привилегий; > лишение привилегий; > введение ограничений и отсутствие поощрений; > введение ограничений и отсутствие поощрений; > частые изоляции детей; > частые изоляции детей; > сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. > сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания. Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания. 6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих Детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру. 6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих Детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
16 по желанию и усмотрению ребенка по собственному выбору, но в пределах определенных границ действия не приветствуются, но в особых случаях допускаются действия ребенка не приемлемы ни при каких обстоятельствах Установление границ дозволенного
17 Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками: говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений» говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений» «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств; «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств; не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка; не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка; видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния
18 «РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА В те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе «STQP» и посчитайте до 10 ; скажите себе «STQP» и посчитайте до 10 ; не прикасайтесь к ребенку; не прикасайтесь к ребенку; лучше уйдите в другую комнату; лучше уйдите в другую комнату; отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее; в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее; дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью. дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
19 «РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях: «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»; «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»; «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, займись своими делами в соседней комнате»; «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, займись своими делами в соседней комнате»;
20 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны: сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить; сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить; примите теплую ванну, душ; примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; выпейте чаю; послушайте любимую музыку; послушайте любимую музыку; просто расслабьтесь, лежа на диване; просто расслабьтесь, лежа на диване; «РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
21 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв: не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой: не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой: скажите себе «STOP» и посчитайте до 10; скажите себе «STOP» и посчитайте до 10; напрягайте и расслабляйте кисти рук; напрягайте и расслабляйте кисти рук; дышите медленнее и глубже; дышите медленнее и глубже; переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время. переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.