Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Олсуфьев
1 Словарь символов
2 Быховой А. А., Решетило Ю. С., Юрченко Ю. Ю. И. А. Бунин. Господин из Сан Франциско. Словарь символов. К.: Школа, Словарь символов включает 8 слов из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан Франциско». Толкование символов дается с точки зрения эсхатологии. Словарь предназначен как для учащихся 9, 11 классов, изучающих на уроках литературы творчество И. А. Бунина, так и для читателей, желающих получить справку о значении символов в рассказе «Господин из Сан – Франциско».
3 ОТ АВТОРОВ Рассказ И. А. Бунина «Господин из «Сан – Франциско» впервые появился в печати в 1915 году под названием «Смерть на Капри». Произведению был предпослан эпиграф из Апока липсиса*: «Горе, тебе Вавилон, город крепкий!». В позднейших переизданиях эпиграф был снят, однако ощущение катастрофичности, навеваемое первым вариантом заголовка и эпиграфом, пронизывает словесную плоть рассказа. Апока липсис. Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета.
4 Толкование символических образов рассказа «Господин из Сан – Франциско» с точки зрения эсхатологии* – это своеобразная попытка разгадать первоначальный замысел писателя. Эсхатоло гия. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология – учение о загробной жизни человеческой души; всемирная эсхатология – учение о цели космоса и истории и их конце.
5 Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждое слово сопровождается словарной статьей. В некоторых статьях приводятся цитаты из рассказа или из Апока липсиса.
6 «АТЛАНТИДА» 1. Символическое устройство человеческого общества. 2. Общество со своей иерархической структурой, праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у «исполинской» топки, которую автор называет девятым кругом ада.
7 ГОСПОДИН Символ буржуазного благополучия, общества, где люди вкусного едят, красиво одеваются и развлекаются, их не интересует окружающий мир. Этим людям ничто не может доставить удовольствия, это мир кукол и механизмов. Герой рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность существования таких людей. Они и живут как в футляре.
8 ДЬЯВОЛ «Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем». По Апока липсису, Дьявол – олицетворение мирового зла. Это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. Согласно Откровению Иоанна Богослова, появление Дьявола предвещает скорый конец света: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел Диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Апока липсис 12, 12).
9 ЗЕМЛЯ Полное отсутствие духовности, материализм, угождение грехолюбивой плоти.
10 КАПИТАН Фигура капитана корабля «Атлантида», «рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола…» Капитан воплощает собой таинственную силу, которой подчинена «Атлантида». В Апока липсисе (6, 4) сказано: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг – друга…» Рыжий конь и всадник символизируют разрушительное действие страстей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно.
11 ОКЕАН В описании бушующего океана нашла свое художественное воплощение сила природной стихии. Согласно Откровению Иоанна Богослова океан символизирует неверующую людскую массу, вечно волнующуюся и обуреваемую страстями. «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы… в смертельной тоске стенала удушаемая туманом сирена…».
12 СИЛА ПРИРОДЫ Сила божественного возмездия. Нельзя не воспринимать как своеобразный художественный символ то, что, где бы ни появился американский миллионер на океанском пароходе, в Неаполе, на Капри, природа встречает его неприветливо и холодно. И только утром того дня, когда умершего господина из Сан-Франциско увозят из гостиницы и погружают на пароход, над Капри расцветает чудесное утро, словно природа ликует оттого, что свет избавился от человека, не умеющего понимать ни радость жизни, ни красоту окружающего мира.
13 СИРЕНА В Апока липсисе (6, 12-13) говорится: «солнце стало мрачно как власяница», «сильный ветер», «небо скрылось, сбившись как свиток; и всякая гора и остров сдвинулись с мест своих». Сирена, которая «поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой», является голосом борьбы между стихией и человеком. Сирена ассоциируется с ангельскими трубами - символом божьего гласа. Трубы ангелов предвозвещают человечеству бедствия, физические и духовные.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.