Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯна Акчурина
1 Презентация Жития святых Выполнили ученицы 8 «б» класса МОУ «СОШ 5 им. В. Хомяковой» Выполнили ученицы 8 «б» класса МОУ «СОШ 5 им. В. Хомяковой» Власов Владислав Власов Владислав Ульянов Юрий Ульянов Юрий Руководитель Калямина Д.Ш.
2 Жития святых
3 Целыми веками народ русский пропитывался духом и началами Православного христианства. Вера святая стала основным нервом России, душою русской национальности, дыханием жизни русского человека. Под животворным влиянием Православия народ русский составил из себя самобытный мир, существенно отличающийся от прочих народов во всех условиях своего бытия церковного и гражданского. Россия шла к своему величию своим собственным путем, и теперь она имеет свой особый вклад, особенный гений, свою совсем отличную от других духовную культуру; а также и свое особое назначение, свою задачу в общей семье человечества.
4 Вспомните историю минувшей жизни России, - сколько благородных дел и самоотверженных подвигов здесь совершила или подготовила Православная церковь, сколько великих людей призвала она к святой жизни и плодотворной деятельности, сколько могучих сил духовных развернула, величавых характеров создала она! Пройдите мысленно по лицу земли святорусской: все необозримые пространства ее от края до края усеяны, украшены и освящены православными святынями.
5 БОРИС И ГЛЕБ - СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ
6 Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами ее и признанными небесными молитвенниками "за новые люди христианские". Как говорит одно их житие, они "отняли поношение от сынов русских", столь долго косневших в язычестве. Вместе с тем их почитание сразу устанавливается как всенародное, упреждая церковную канонизацию. Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами ее и признанными небесными молитвенниками "за новые люди христианские". Как говорит одно их житие, они "отняли поношение от сынов русских", столь долго косневших в язычестве. Вместе с тем их почитание сразу устанавливается как всенародное, упреждая церковную канонизацию.
7 Святые Борис и Глеб. Почитаются как святые мученики страстотерпцы. Канонизированы в 1071 г. день памяти 24 июля (6 августа)
8 Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургическийй выявленный чин "страстотерпцев" - самый парадоксальный чин русских святых. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие ново крещеного русского народа. Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургическийй выявленный чин "страстотерпцев" - самый парадоксальный чин русских святых. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие ново крещеного русского народа.
9 ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
10 Первое столетие монгольского завоевания было не только разгромом государственной и культурной жизни Древней Руси: оно заглушило надолго и ее духовную жизнь. Единственная канонизуемая Церковью в это время форма святости - это святость общественного подвига, княжеская, отчасти святительская. Защита народа христианского от гибели заслонила другие церковные служения. Большинство святых этой эпохи уходят из городов в лесную пустыню. Главою и учителем нового пустынножительного иночества был, бесспорно, преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или "собеседниками", то есть испытавшими его духовное влияние. Первое столетие монгольского завоевания было не только разгромом государственной и культурной жизни Древней Руси: оно заглушило надолго и ее духовную жизнь. Единственная канонизуемая Церковью в это время форма святости - это святость общественного подвига, княжеская, отчасти святительская. Защита народа христианского от гибели заслонила другие церковные служения. Большинство святых этой эпохи уходят из городов в лесную пустыню. Главою и учителем нового пустынножительного иночества был, бесспорно, преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или "собеседниками", то есть испытавшими его духовное влияние.
11 Сергий Радонежский имя в миру Варфоломей родился 3 мая 1314 умер 25 сентября 1392 Почитаетсяв русском православии и греко- католичестве Прославленв 1449 году в лике преподобного Главная святыня Троице- Сергиева лавра День памяти 5 июля и 25 сентября (по юлианскому календарю) Подвижничество: трудолюбие, отшельничество, пост, скромность
12 По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя в 1356, нижегородского в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
13 «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»
14 После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрел свою кончину. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братия. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
15 ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ
16 В Ниле Сорском ( ) обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство преподобного Нила мы лишены его жития. В Ниле Сорском ( ) обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство преподобного Нила мы лишены его жития.
17 Нил Сорский (1433, Москва 1508) святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. Память его празднуется 7 (20) мая Икона Св. Нила Сорского (1908).
18 Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы, и наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Литературное наследство преподобного Нила состоит из многочисленных посланий к его ученикам на темы духовной жизни и обширного, в одиннадцати главах, "Монастырского", или "Скитского", устава. Последний представляет не устав в собственном смысле, а систематический, почти исчерпывающий, несмотря на свою сжатость, трактат по православной аскетике. Нил Сорский- прекрасный писатель. В посланиях он раскрывается более с личной стороны, делясь и своим опытом и горением любви. Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы, и наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Литературное наследство преподобного Нила состоит из многочисленных посланий к его ученикам на темы духовной жизни и обширного, в одиннадцати главах, "Монастырского", или "Скитского", устава. Последний представляет не устав в собственном смысле, а систематический, почти исчерпывающий, несмотря на свою сжатость, трактат по православной аскетике. Нил Сорский- прекрасный писатель. В посланиях он раскрывается более с личной стороны, делясь и своим опытом и горением любви.
19 Единственный из духовных писателей (хотя, быть может, не из святых) Древний Руси, преподобный Нил возражает против храмовой роскоши и украшений: "И нам сосуды златы и серебряный и самые священные не подобает имеет, такожде и прочая излишняя, но точию потребная церкви приносит и". Ссылаясь на Иоанна Златоуста, он советует приносящему церкви в дар украшение - раздать нищим. Не имея собственности, не имея права докучать мирянам просьбой о милостыни, - в нужде разрешается, впрочем, "взимать мало милостыни", - монахи должны кормиться "от праведных трудов своего рукоделия". Преподобный Нил никогда не забывает, что цель аскезы - лишь приуготовление к "деланию сердечному", "мысленному соблюдению", "умному хранению".
20 И как заключительному звуку внимаешь проникновенным словам историка, профессора В. О. Ключевского, сказанным в память преподобного Сергия: «...Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга.»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.