Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемxn--56-6kcpbevih3edh.xn--p1ai
1 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 09 апреля 2008 года, Учебный центр ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Гармония»
2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА КОНСТИТУЦИИ РФ, КОНВЕНЦИЯХ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ МОТ, ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РФ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «О РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО- ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ» И ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ, ГЕНЕРАЛЬНОМ СОГЛАШЕНИИ На федеральном уровне (РФ) ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НА ГОДЫ На региональном уровне (субъекта РФ) РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (2006 год - 71 соглашение, или 91 %) ТРЕХСТОРОННИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ На территориальном уровне (район, город – муниципальное образование) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (в 2006 г. действовали в 2071 муниципальном образовании из 2316, или 89%) На локальном уровне (ОУ) КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ (в 2006 г. действовали в образовательных учреждениях из 94273, или 92%, распространяются на 4,8 млн. работников, 4,0 млн. членов Профсоюза)
3 На федеральном уровне ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ Заключается между федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ на период до 3 лет, и устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки. ОТРАСЛЕВАЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (находятся в процессе становления) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО ТРУДУ (ПРОВОДИТ УВЕДОМИТЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ)
4 По другим вопросам взаимодействия Соглашение о взаимодействии между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования (от 27 декабря 2005 года) Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Профсоюза работников народного образования и науки РФ по осуществлению надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями системы образования (от 29 декабря 2005 года) Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и Профсоюза работников народного образования и науки РФ по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в образовательных учреждениях, иных организаций системы образования (от 19 мая 2005 года)
5 Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования Соглашение о взаимодействии Федерального агентства по образованию и Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации План основных совместных мероприятий Российского союза ректоров (РСР) и Студенческого координационного совета Профсоюза (СКС) на 2007 год
6 На региональном уровне РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ Заключается между органом управления образованием субъекта РФ и территориальной (республиканской, краевой, областной) организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на период до 3 лет, ориентировано на выполнение задач, определенных Отраслевым тарифным соглашением, и решение конкретных социально-экономических проблем работников отрасли в рамках субъекта РФ РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ (РЕСПУБЛИКАНСКАЯ, КРАЕВАЯ, ОБЛАСТНАЯ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТА РФ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (находятся в процессе становления) ОРГАН ПО ТРУДУ СУБЪЕКТА РФ (ПРОВОДИТ УВЕДОМИТЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ СОГЛАШЕНИЯ)
7 На местном (муниципальном) уровне ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ Заключается между местным (муниципальным)органом управления образованием и территориальной(окружной, городской, районной)организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на период до 3 лет, ориентировано на выполнение задач, определенных отраслевым и региональным соглашениями, и решение конкретных социально-экономических проблем работников отрасли на муниципальном уровне ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ (ОКРУЖНАЯ, ГОРОДСКАЯ, РАЙОННАЯ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА МЕСТНЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ МЕСТНЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (находятся в процессе становления) МЕСТНЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ОРГАН ПО ТРУДУ (ПРОВОДИТ УВЕДОМИТЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ СОГЛАШЕНИЯ)
8 На уровне образовательного учреждения КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Заключается между представителями работодателя (учреждения) и первичной профсоюзной организацией учреждения на период до 3 лет, ориентирован на выполнение задач, определенных отраслевым, региональным и территориальным соглашениями, и решение конкретных социально-экономических проблем работников образовательного учреждения КОМИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ И КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ПЕРВИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ) ОРГАН ПО ТРУДУ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПРОВОДИТ УВЕДОМИТЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ КОЛДОГОВОРА)
9 ТРЕБОВАНИЕ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ СЛЕДОВАТЬ ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ПРАВОВЫМ АКТАМ И УСТАНОВКАМ ВЕСОМАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ СВОЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕД УЧРЕДИТЕЛЕМ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ, СЕДСТВ И ПРИЕИМУЩЕСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО- ТРУДОВЫХ ПРАВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОДДЕРЖКА В «ДАВЛЕНИИ» НА УЧРЕДИТЕЛЯ И МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫДЕЛЕНИИ КРЕДИТОВ РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ШИРОКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ КЛИМАТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ, ПОТРЕБНОСТЯХ И ОСОЗНАННЫХ ЖЕЛАНИЯХ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ КОЛДОГОВОР КАК ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ РЕАЛЬНО СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ВКЛЮЧИТЬ ПРОФКОМ УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ КОЛДОГОВОР СЛУЖИТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ГАРАНТОМ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ И СТРУКТУРИРОВАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА, ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ИХ БОЛЕЕ ПРОЗРАЧНЫМИ И ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ ДЛЯ КАЖОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
10 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. 90-ФЗ внес коррективы в более чем 300 статей Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а также ввел ряд новых. Изменения затронули и порядок осуществления социального партнерства.
11 Новая редакция ст. 26 ТК РФ устанавливает шесть уровней социального партнерства в России, дополняя систему новым – межрегиональным уровнем, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ.
12 Трудовой кодекс конкретизирует и уточняет четыре формы социального партнерства: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. По-видимому, перечень этих форм не является исчерпывающим. Стороны социального партнерства могут использовать и иные формы, предусмотренные трудовым законодательством.
13 Новая редакция статьи 30 ТК РФ изменяет ее название и смысл. Статья устанавливает правило, согласно которому в социальном партнерстве на локальном уровне (организация) интересы работников представляют первичные профсоюзные организации. Порядок передачи полномочий по представлению интересов работника, не являющегося членом профсоюза, во взаимоотношениях с работодателем должен быть установлен самой первичной профсоюзной организацией.
14 Обновленная редакция статьи 31 ТК РФ исключает непервичные профсоюзные организации из правоотношений по представлению интересов работников в социальном партнерстве на локальном уровне. В случае, когда первичная профорганизация не вправе представлять интересы всех работников в организации, на общем собрании работников должен быть избран иной представитель (представительный орган). Такой представитель избирается тайным голосованием.
15 Новая редакция статьи 34 «Иные представители работодателей» предусматривает, что представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
16 Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 35 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда», в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны учитывать решения комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон, а в случае их отсутствия – заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работодателей.
17 Изменения в статье 37 ТК РФ предоставляют первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников, право инициировать коллективные переговоры без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, в случае, если ни одна из первичных организаций и в совокупности не объединяют более половины работников, Кодекс наделяет общее собрание работников правом определить первичную профсоюзную организацию или определить иного представителя, которые будут представлять весь трудовой коллектив во время проведения коллективных переговоров.
18 В новой редакции ст. 40 ТК РФ содержится указание на возможность заключать коллективный договор не только с организацией как юридическим лицом, но и с индивидуальным предпринимателем.
19 Срок действия коллективного договора Законодатель несколько изменил срок, на который заключается коллективный договор. Если до 1 февраля 2002 г. коллективный договор мог заключаться на срок от 1 года до 3 лет, то с 1 февраля 2002 г. он может заключаться на срок до 3 лет. Следовательно, коллективный договор может быть заключен и на срок менее 1 года. Если в коллективном договоре не указана дата вступления его в силу, считается, что она начинается со следующего дня после подписания договора сторонами.
20 Обращаем особое внимание, что если срок договора истек, то стороны вправе продлить его, но не более чем на три года. При этом повторное продление коллективного договора не допускается. Следовательно, если после повторного продления коллективного договора стороны не заключат новый, то действие прежнего договора прекращается.
21 Понятие соглашения, данное в ст. 45 ТК РФ, отличается от определения, данного в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Прежнее определение указывало, что соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый на уровне РФ, территории, отрасли, профессии. Исходя из нового определения, соглашение устанавливает принципы регулирования не только социально-трудовых, но и экономических отношений. Таким образом, законодатель предоставляет возможность сторонам соглашения включать в их содержание более широкий круг вопросов.
22 Виды соглашений в бюджетной сфере Двухсторонние: - представитель работников (соответствующий профорган) - представитель работодателей (соответствующий орган власти) Трехстороннее: - представитель работников (соответствующий профорган) - представители работодателей (соответствующие органы власти и объединения работодателей отрасли) В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: 1. Генеральное Соглашение 2. Межрегиональное соглашение 3. Региональное соглашение 4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение - на федеральном уровне - на межрегиональном уровне - на региональном уровне - на территориальном уровне 5. Территориальное соглашение 6. Иные соглашение Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения
23 Презентация подготовлена в отделе по вопросам общего образования аппарата Центрального комитета Общероссийского профсоюза образования СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.