Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлёна Кирилюк
1 Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина Составитель презентации Жданко Г.В. СОСЩПА 7 г.Павлодар Психологический семинар-практикум
2 Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы отличающихся: яркой поисковой активностью склонностью к экспериментированию способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях
3 Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
4 Незнайка Поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
5 Винни-пух Поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
6 Карлсон Поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
7 Что, на ваш взгляд, не хватает для полноценной исследовательской деятельности? Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.
8 Незнайка сам полетел на ракете на луну. Например: Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рождения.
9 Как формируется в процессе обучения умственное действие? Вот вопрос, который был поставлен видным советским психологом П. Я. Гальпериным и исследован под его руководством группой аспирантов и научных сотрудников. Результатом многолетних академических и практических исследований явилась теория поэтапного формирования умственных действий, основное содержание которой составляет анализ процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.
10 Концепция поэтапного формирования умственных действий
11 Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. Ведущим для концепции П.Я.Гальперина является положение о приоритетности изучения строения, законов и условий формирования и развития психики как ориентировочной деятельности.
12 Центральным моментом данной теории выступает понятие «ориентировочной основы действия» (ООД), которое объединяет в единый структурный элемент психики ученика образ действия и образ среды. Ориентировочная основа действия - это система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия.
13 ООД выступает тем психологическим фактором, который реально направляет деятельность человека при выполнении действия. Помимо ориентировочной части в структуру действия входят: 1. Исполнительная часть, призванная обеспечивать заданные преобразования в объекте действия. 2. Контрольная часть, направленная на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами, с помощью которой производится необходимая коррекция как в ориентировочной, так и исполнительной частях действия.
14 Перцептивные действия составляют умение видеть, слышать. Примером может служить счет предметов глазами. Объектами этих действий являются внешние материальные предметы или модели, схемы, чертежи, но при этом никаких изменений в этих объектах в ходе перцептивных действий не производится.
15 Внешнеречевая форма действия характеризуется тем, что объект действия представлен вербально в форме внешней речи (устной или письменной). Процесс преобразования этого объекта происходит также во внешне речевой форме (в форме рассуждения вслух или в виде прописывания его хода). В этой форме действие приобретает некоторые черты теоретического действия, сохраняя при этом возможность для внешнего наблюдения и объективного контроля.
16 Умственная форма действия означает, что действие осуществляется «про себя», его структурными элементами являются представления, понятия, операции, выполняемые в уме.
17 Основная гипотеза П.Я.Гальперина состояла в том, что все выявленные формы реализации действия внутренне взаимосвязаны: любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд переходных состояний. Логика прохождения этих состояний достаточно строго упорядочена и образует ряд последовательно реализуемых учеником этапов.
18 Соответственно, вся теоретическая концепция учения получила наименование теории поэтапного формирования умственных действий. Теория поэтапного формирования умственных действий - положение о том, что любое материальное (материализованное) действие, прежде чем стать умственным, проходит через ряд последовательно реализуемых переходных состояний (этапов).
19 Рассматриваемая теория выделяет в процессе усвоения учеником новых действий пять этапов
20 Этапы формирования умственных действий
22 С точки зрения организации контроля необходимо знать, какой тип контроля должен быть обеспечен: пооперационный или по конечному продукту; как часто должен осуществляться контроль: при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из них. Требования к организации контроля: на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным; в начале материального (материализованного) и внешне речевого этапов контроль должен быть систематическим (за каждым выполняемым заданием); в конце этих этапов, а также на последующих этапах контроль должен быть эпизодическим (по требованию обучаемого).
23 Слабые стороны: существенное ограничение возможности освоения теоретических знаний сложность разработки методического обеспечения формирования у обучаемых стереотипных мыслительных и моторный действий в ущерб развития их творческого потенциала.
24 Сильные стороны: сокращение времени формирования навыков и умений за счёт показа военнослужащим образцового выполнения разучиваемых действий достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
25 Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.