Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПётр Бухтияров
1 6 класс Имена существительные. Собственные и нарицательные.
2 Company Logo Существительные бывают собственные нарицательные это названия отдельных лиц, единичных предметов (Анна, Москва) называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица).
3 К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия (Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.
4 Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кинотеатр «Космос», газета «Вечерняя Москва»), Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные имеют ряд грамматических особенностей: 1) не употребляются во мнойжественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли); 2) не сочетаются с именами чиеслительными.
5 Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифологии) нарцисс (цветок); Бостон (город в США) бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд газета «Труд».
6 Задание 1 Запишите марки отечественных легковых и грузовых автомобилей. Еесли знаете, расскажите (письменно) о том, в какие годы в нашей стране производили автомобили той или иной марки; каковы достоинства автомобилей последних марок.
7 Задание 2 Пофантазируйте о том, что было бы, еесли бы из языка исчезли имена собственные и собственные наименования. Как бы общались люди на улице, разыскивая дома своих знакомых, учебные заведения, магазины и т.д.? Как происходила бы подписка на газеты и журналы? Как выбирали бы книги в библиотеке? Как общался бы учитель со своими учениками? Как пришлось бы рассказывать об исторических событиях прошлого? Опишите одну из предложенных ситуаций общения или выберите собственную тему. В начале своей работы обязательно перечиеслите несколько собственных наименований, из-за исчезновения которых и возникнут все те затруднения в общении, которые вы опишите. Подчеркните в своей работе собственные наименования.
8 Сначала выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, в которых имена нарицательные употреблены как имена собственные. 1. Когда стало совсем т..мной, Каштанкою обл..дели что..янин и ужас. 2. Вдруг сырный дух Лису ост..новел: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пл..нил. Плуто..ка к дереву на ц..поч(?)ках подход..т, в..крутит хвостом, с Вороны глаз (не) свод..т. 3. Герасим немнойго изумился, однако п..дозвал Муму, п..днял ее с з..мили и пер..дал Степану.
9 -Вставьте пропущенные орфограммы; -Постройте схему третьего предложения; -Подчеркните во втором предложении глаголы, употребленные в переносном значении; -Письменно ответьте на вопрос, почему в предложениях второй группы нарицательные существительные написаны в большой буквы 4. Впереди б..жал, свесив набок длинный- предлинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. 5. К кому-то принц..если от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в гл..за к..дался. 6. Однажды летом у речки.., за с..лом, на мя..ком бере..ку случилось встретиться пастуш..ему Рожку с Кларнетом.
10 Составьте связный текст, отвечая письменно на вопросы. Определите, каким будет ваш текст: научным или художественным. Чтобы не повторять названия «Красная книга», используйте местоимение ОНА в именительном или косвенных падежах. Что такое «Красная книга»? Кто и когда предложил завести «Красную книгу»? Сколько видов и подвидов животных занесено в «Красную книгу»? Есть ли в ваших местах (назовите их) животные и растения, нуждающиеся в защите? Что делают ребята вашей школы для охраны природы?
11 Спишите, оформляя прямую речь как диалог и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните имена собственные Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет а другому лет на сорок больше. Ты читал Тома Сойера Нет А Вия Нет А Хижину дяди Тома Нет Счастливый вздохнул с завистью старший. (С.Михалков)
12 Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов. Расскажите (письменно), за что вы любите названное вами произведение.
13 Выпишите из текста в две колонки собственные и нарицательные существительные Светает. Мы с Володей берем весла и идем к реке Зуевка. Цепной пес Дивный еще спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к нашим уходам на рассвете. Он только зевает нам вслед и шумной вздыхает. Мы отплываем в тумане. Над Воронежем розовеет восток.
14 Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные существительные, соотнеся их друг с другом: Ярославль, город, река, Днепр, Байкал, Венгрия, страна, озеро, Максим Горький, художник, Орлик, писатель, Репин, лошадь, конь, Зорька, планета, композитор, Марс, Чайковский собственные нарицательные
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.