Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯрослав Макшеев
1 Тема: «Этический кодекс педагога-психолога» Занятие элективного курса «Я – психолог»
2 Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах и в своей работе руководствовались определенными этическими принципами. Психолог, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом.
3 Во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психолога. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.
4 Для современных психологов, реализующих знания в различных областях психологической науки, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа. Это относится и к психологам-практикам, и к психологам-теоретикам, разрабатывающим методологию науки, и, к организующим исследования, экспериментаторам.
5 Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов.
6 Принцип или начало (лат. principium, греч. αρχή) 1. Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил. 2. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. 3. Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
7 До 2012 года действовал этический кодек, состоящий из 9 основных принципов: 1. Принцип конфиденциальности. 2. Принцип компетентности. 3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности. 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. 6. Принцип благополучия клиента. 7. Принцип профессиональной кооперации. 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
8 В феврале 2012 года на V съезде Российского психологического общества был принят новый Этический кодекс психолога. В нем всего 4 основных принципа, которые включают в себя от 3-х до 5-ти подпунктов:
9 1. Принцип уважения Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека. Принцип уважения включает: 1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности Конфиденциальность Осведомленность и добровольное согласие Клиента Самоопределение Клиента.
10 2. Принцип компетентности Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. Принцип компетентности включает: 2.1. Знание профессиональной этики Ограничения профессиональной компетентности Ограничения применяемых средств Профессиональное развитие Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях.
11 3. Принцип ответственности Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением. Принцип ответственности включает: 3.1. Основная ответственность Ненанесение вреда Решение этических дилемм.
12 4. Принцип честности Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции. Принцип честности включает: 4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей Честность Прямота и открытость Избегание конфликта интересов Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.
13 II. Нарушение Этического кодекса психолога 1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы. 2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества. 3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. 4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
14 Вывод: В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека.
15 Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.
16 Этический кодекс педагога-психолога
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.