Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСвятослав Свечка
1 Музей-усадьба «Абрамцево»
2 План 1768 г., составленный владельцем «сельца Абрамково» унтер–офицером флота Федором Ивановичем Головиным, позволяет отнести возникновение усадьбы к началу семидесятых годов XVIII в. После смерти Федора Ивановича Абрамковым некоторое время владели князья Трубецкие, затем Рогожины. В 1797 г. имение перешло Молчановым, в 1841 г. В. В. Неведомскому.
3 В конце 1843 г. Абрамцево приобрел коллежский советник Сергей Тимофеевич Аксаков. Сыновья С. Т. Аксакова Константин и Иван крупнейшие фигуры славянофильства. В Абрамцеве Сергей Тимофеевич решил отдаться заветной мечте написанию книг. Ему было 56 лет, когда вышла его первая книга «Записки об уженье рыбы». С 1845 г. у Аксакова начала развиваться тяжелая болезнь глаз, почти лишившая его зрения. Его дочь, Вера Сергеевна, записывала под диктовку его мысли. К Аксаковым приезжали в гости Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, актер М. С. Щепкин, историк М. П. Погодин, славянофилы А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и многие др. Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)
4 К Гоголю Аксаковы питали особую любовь. Его приезды в Абрамцево в 1849–1851 гг. были настоящими праздниками. В абрамцевском доме Николай Васильевич читал первую главу II тома «Мертвых душ». Смерть Гоголя в 1852 г. явилась для Аксаковых сильным потрясением. В 1854 г. Сергей Тимофеевич решил написать «Историю моего знакомства с Гоголем». Вера Сергеевна Аксакова активно помогала отцу: она собирала материал, систематизировала его, записывала текст под диктовку. Аксаков предполагал описать историю своих отношений с Гоголем вплоть до самой его смерти. Однако из–за прогрессировавшей болезни обширный замысел не был доведен до конца. Рукопись обрывается на событиях 1843 г. В 1859 г. С. Т. Аксаков умер. После смерти Аксакова усадьба Абрамцево опустела и практически пришла в упадок.
5 Савва Иванович Мамонтов (1841–1918) Савва Иванович Мамонтов приобрел Абрамцево в 1870 г. При Мамонтове Абрамцево становится одним из центров становления нового русского искусства. Савва Иванович был яркой и оригинальной личностью: певец, музыкант, актер, режиссер, драматург, скульптор, художник–керамист, строитель–путеец, путешественник. Но его главный талант состоял в умении находить таланты. Ему удалось собрать вокруг себя лучших художников, музыкантов и актеров того времени М. М. Антокольский, И. Е. Репин, Н. В. Неврев, В. М. и А. М. Васнецовы, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, С. А. и К. А. Коровины, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, Рахманинов, Римский–Корсаков и многие др. «В нем была какая–то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других» (В. М. Васнецов).
6 «Абрамцевский художественный кружок» В Абрамцеве образовалось творческое содружество, получившее название «Абрамцевский художественный кружок». Ядро кружка составили Антокольский, Репин, Поленов, Васнецов старшее поколение художников, которых Мамонтов настойчиво призывал приехать из–за границы домой. Савва Иванович был убежден, что подлинный талант художника может раскрыться только на родной земле. Так и случилось. Здесь родилась «Аленушка» В. М. Васнецова, и был написан целый ряд картин на сказочные сюжеты. В Абрамцеве Васнецов работал над одним из основных своих полотен «Богатыри».
7 В. Д. Поленов написал в Абрамцеве пейзажи «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве», М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», В. А. Серов «Девочку с персиками»… Мамонтов привел в порядок заброшенное аксаковское имение. Капитально отремонтировал главный усадебный дом, очистил пруды, сделал новые постройки.
8 В 1870 г. построена новая кухня на месте старой «аксаковской». При Мамонтовых она соединялась с усадебным домом крытым переходом. Теперь в домике можно познакомиться с коллекцией русского народного искусства и ремесел, начало которой было положено в 1881 г. И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым. Кухня Студия
9 В 1873 г. по проекту арх. В. А. Гартмана построена в «русском стиле» Студия–мастерская. Она является примером редкого для конца XIX в. архитектурного решения специально устроенной скульптурной студии– художественной мастерской. Здесь работали С. И. Мамонтов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин. Сегодня в экспозиции студии представлены изделия Абрамцевской керамической мастерской, созданной Мамонтовым в 1890 г., а также авторские работы М. А. Врубеля. Ценнейший экспонат музея в Абрамцеве знаменитая врублевская скамейка, на которой любил отдыхать Савва Иванович. Студия
10 В 1877 г. арх. И. П. Петров возвел баню. Из–за своего сказочного вида, вскоре все стали называть ее «Теремок» и использовали как жилой флигель. В настоящее время здесь расположена экспозиция Абрамцевской столярно–резчицкой мастерской. Изделия абрамцевских мастерских стали завоевывать призы в России и за рубежом. В советское время абрамцевская мастерская прекратила свое существование, а в Хотькове открылось училище и фабрика резных художественных изделий. «Теремок»
11 «Поленовская дача» была построена для молодой супружеской четы Поленовых в 1882 г. Первоначально здание использовалось как мастерская для художника В. Д. Поленова, а также для домашних театральных постановок. С начала XX в. здание использовалось только под жилье. Помещение сдавалось желающим, в частности, писателю Л. М. Леонову. В 1883 г. появилась «Избушка на курьих ножках» по эскизу В. М. Васнецова место детских игр.
12 Церковь Спаса Нерукотворного В 1882 г. построена церковь Спаса Нерукотворного. Общее архитектурное решение ее определили эскизы Василия Дмитриевича Поленова, увлеченного новгородской и псковской архитектурой. Окончательный проект выполнил Виктор Михайлович Васнецов. Взяв за образец новгородский храм XII в. Спас в Нередицах, художник обогатил его приемами различных архитектурных школ. Резьба по камню характерна для владимирских зодчих, украшения здания майоликой для ярославских, оконца типично московские.
13 Абрамцевская церковь, одноглавая, бесстолпная, со звонницей у западной стены, с резным порталом и окнами, украшена керамикой. Художники ввели в архитектуру Абрамцевской церкви формы древнего русского зодчества. В оформлении церкви принимали участие все члены Абрамцевского кружка. Над входом в церковь находится образ Нерукотворного Спаса, написанный на двух майоликовых изразцах В. Д. Поленовым. В 1891 г. в ризнице церкви похоронили преждевременно умершего сына Мамонтовых Андрея. Рядом с сыном, в часовне, погребен впоследствии и сам Савва Иванович Мамонтов в 1918 г. Около часовни, в ограде, находятся могилы его дочери Веры и жены Елизаветы Григорьевны.
14 Русская Частная опера Совместные вечерние чтения в столовой абрамцевского дома незаметно вылились сначала в домашний театр, а затем и в создание знаменитой Русской Частной оперы. Декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир. Мамонтов пропагандировал русскую оперную музыку, которая не была популярна. Не желая терять публику он приглашал к себе итальянскую оперу и европейских знаменитостей. Голоса с мировой известностью Мазини, Томаньо, Девойд, Ван Зандт, а также новые произведения западноевропейских композиторов звучали с мамонтовской сцены.
15 Интерес публики, «сходившей с ума» от итальянцев и мировых звезд, в конце концов распространился и на отечественный репертуар Частной оперы. Русская опера все больше завоевывала публику, а с приходом в театр Ф. И. Шаляпина полностью покорила сердца любителей оперы. С. И. Мамонтов не просто «открыл певца», но и долго помогал окрепнуть его таланту. Мамонтов сделал популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех Римского–Корсакова. Успеху Частной оперы способствовал также приход новых художников младшего поколения К. А. Коровина, М. А. Врубеля, И. И. Левитана. Мамонтов сознательно собрал в своем театре молодых художников, музыкантов, актеров, понимая, что только с ними можно уйти от рутины, охватившей казенные театры. В 1918 г. был подписан Декрет о национализации усадеб, представляющих художественную и историческую ценность, а с 1919 г. начинается история музея–усадьбы «Абрамцево». Ф.И.Шаляпин в роли Мефистофеля. Портрет работы В.Д.Поленова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.