Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаргарита Буркова
1 Муниципальный конкурс «Педагог года Сорокинского района 2015» Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель истории и обществознания Первой квалификационной категории Омаров Жаслан Кикпаевич. МАОУ Сорокинская СОШ 1. с. Большое Сорокино 2015.
2 Тема: «Формирование коммуникативной компетенции посредством проблематизации содержания курса обществознания». Проблема: Школьники «не умеют говорить», вести диалог с учителем (тем более полилог), выражать и защищать аргументировано свою точку зрения. Гипотеза: Если правильно сформировать навыки коммуникации, то в условиях становления информационного общества выпускнику школы будет проще добывать и передавать любую информацию, что сделает его успешным и конкурентоспособным.
3 Аргументированность проблемы: Анализ исследования показывает, что учащиеся 9-11 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Считают, что трудно: Свободно говорить перед классом за трибуной – 69% школьников; Делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту – 75% Увлечь одноклассников своим ответом – 80% Внимательно слушать своих одноклассников – 87% Высказать и защищать аргументировано свое мнение - 87% Считаться с мнением своих одноклассников – 87%
4 Обусловленность выбора темы: -Внедрение новых ФГОС - «дань» современным потребностям общества - осмысление собственного небольшого опыта. Актуальность: Одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
5 Новизна: синтез методов формирования коммуникативной компетенции и методов проблемного обучения. Цель: Формирование коммуникативной компетенции на основе синтеза методов посредством проблематизации содержания курса обществознания. Задачи: - Осмыслить понятия «коммуникативная компетенция» и «проблемное обучение» - Проанализировать педагогический опыт прошлых лет по данной теме - Выявить эффективные методы и приемы по решению проблемы - создать собственную педагогическую систему ( авторское видение решения проблемы)
6 Исследуемая мною проблема в истории отечественной педагогики: Автор коммуникативного обучения Пассов Е.И. «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столь в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком…». Психолог Зимняя И. А. «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом)» Психолог Леонтьев А. А. «строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую»
7 Древнегреческий философ Сократ (496 – 399 до н.э.) – родоначальник проблемного обучения, который предлагал свести суть образования – к решению проблемных ситуаций. Джон Дьюи ( ) – американский философ, психолог, педагог – теоретик современного проблемного обучения. В. Оконь – польский педагог – основоположник проблемных методов как способов решения педагогических задач. В отечественной педагогике технология проблемного обучения начала разрабатываться с 60 гг. 20 века – Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Лернер И.Я. и др.
8 Теоретический экскурс: Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Понятие «коммуникативная компетентность» -это речевые способности отдельного человека, если он их проявил, то говорят, что он проявил коммуникативную компетентность. Существует точка зрения, что коммуникативная компетенция это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований.
9 Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Цели: -сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
10 Сравнительный анализ технологий обучения: Критерии Традиционное обучение Проблемное обучение Деятельность учителя сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами Организует самостоятельную работу школьников, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности Деятельность школьников воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности Мотивациянепосредственное побуждение Интеллектуальные мотивы Методы обучения объяснительно-иллюстративные Исследовательские, активные методы, образовательные технологии Результаты обучения готовые знания Знания – убеждения, творческие способности, компетенции
11 Условия формирования коммуникативной компетенции: «Три Только» (как в свое время у Мартина Лютера) 1. Прием «Публичность выступления» на основе деятельностного подхода. 2. Технология проблемного обучения. 3. Прием «проблемное художественное творчество» по Махмутову М.И. Мартин Лютер ( ) – христианский богослов, один из родоначальников Реформации в Европе.
12 Прием «Публичность выступления» на основе деятельностного подхода. -Фрагмент урока обществознания Фрагмент урока обществознания -Фрагмент урока истории Фрагмент урока истории Критерии ответа: 1. Полнота и правильность (знает факты, даты, имена, делает выводы) 2. Последовательность и доказательность изложения. 3. Использование и объяснение новых терминов. 4. Развитость устной речи, умение вести диалог. 5. Ораторское искусство
13 Технология проблемного обучения. Центральным звеном в проблемном обучении является проблемная ситуация. (фрагмент урока обществознания). Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Создание проблемной ситуации осуществляется при помощи следующих средств: - проблемный вопрос – вопрос, на который у школьника нет заранее готового ответа. - проблемная задача – форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. - проблемное задание дает указания для осуществления поисково- познавательной деятельности школьников.
14 Прием «проблемное художественное творчество» по Махмутову М.И. (фрагменты материалов урока) Существует три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности: 1) научное творчество - основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. 2) практическое творчество - базируется на постановке и решении практических учебных проблем. 3) художественное творчество - «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, картины и тд…»
15 Рефлексия (разговор с самим собой): «…это всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя…» -Урок с «открытым финалом» на основе метапредметного подхода – «Сегодня, придя домой, я …» - «Ассоциативная цепочка» - одно слово (ассоциация) по теме урока. - «Проблемно – художественная рефлексия» (для старшеклассников) – подборка картин великих художников, с помощью которых можно охарактеризовать тему урока.
16 Показатели предметных результатов школьников: 2010 – 2011 учебный год учебный год 2011 – 2012 учебный год 2013 – 2014 учебный год 2014 – 2015 учебный год ЕГЭ История ср.балл Школа - 58,9 Область - 54,6 Россия - 51,2 Школа - 65 Область - 58,2 Россия - 51,1 Не было выпускного класса. ЕГЭ еще не сдавали. Общество ср.балл Школа - 59,6 Область - 57,1 Россия - 57,2 Школа - 59,4 Область - 54,4 Россия - 55,2 Олимпиадное движение Муниципальный уровень 1 место – общ-8 класс Муниципальный уровень 1 место – общ-8 класс Муниципальны й уровень 1 место – общ – 9 класс 1 место – общ- 10 класс 1 место –право- 10 класс 1 место -ист.- 10 класс Муниципальный уровень 1 место – ист. – 10 класс. 1 место – ист. -11 класс. 1 место – общ класс Муниципальный уровень 1 место – общ. - 7 класс 1 место – ист. – 11 класс 1 место – право – 10 класс. Обл. уровень Общ(2 чел)-3 место-призер Ист.(1 чел)- 11 класс. Обл. уровень История (2 чел) 10 класс(3 место в рейтинге) Общ (1 чел) – 11 класс. Обл. уровень Право (1 чел)– 10 класс(3 место в рейтинге) Ист. (1 чел) – 11 класс.
17 Результативность внеурочной деятельности школьников: Конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» , 2012, 2013 гг. Региональная научно – практическая конференция «На пути к открытиям» – 2011, 2012, 2013 гг. Тюменская международная модель ООН – 2012, 2013, 2014 гг. Школа юного исследователя Тюм Гу «Первые шаги в науке» – 2011, 2012, 2013, 2014 гг.
18 Диагностика 1 (деятельностно-коммуникативная) Коммуникативные умения 7 класс (3 год обучения)10 класс (1 год обучения) Скорее тяжело Скорее легко Скорее тяжело Скорее легко 1. Сделать устное сообщение по теме 19%81%46%44% 2. Составить план текста, пересказать текст 37%63%46%44% 3. Ответить на проблемный вопрос 31%69%75%25% 4. Формулировать и задавать правильно вопросы 12%88%75%25% 5. Вести проблемный диалог или полилог 31%69%62%38% 6. Анализировать и оценивать ответ 50% 81%19% 7. Использовать в речи новые слова 37%63%75%25%
19 Диагностика 2 (ценностно – ориентационная) Коммуникативные ценности 7 класс (3 год обучения)10 класс (1 год обучения) «Да»«Нет»«Да»«Нет» 1. Я осознаю, что любое мое высказывание должно быть понятным 56%44%25%75% 2. Я владею культурой общения 63%37%31%69% 3. Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников 63%37%31%69% 4. Я могу признать свою ошибку 50% 19%79% 5. Я могу доказывать свою точку зрения 56%44%38%62% 6. Я могу делать выводы. 63%37%25%75%
20 Ожидаемая модель выпускника: Личностные результаты: Предметные результаты: Метапредметные результаты: - Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. - Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - Сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; -Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; -Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
21 Список литературы: 1. Анциферова Л, И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М., Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., Оконь В. Основы проблемного обучения. М., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова ния/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г М.: Изд-во стандартов, 2010.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.