Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Лопухин
1 Пути реализации системно- деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы МКОУ «Бушуйская основная общеобразовательная школа» 2015 г. Фирсова Т.А. учитель русского языка и литературы
2 Проблема:
3 Актуальность Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
4 Идея Для жизни, а не для школы учимся мы. Сенека Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности, то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями.
5 Цель проекта: Определение путей и способов реализации системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
6 Задачи проекта: 1. проработать Примерную Образовательную Программу основного общего образования; 2. изучить теоретические основы проектирования современных уроков русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода; 3. разработать серию уроков по русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подхода; 4. обобщить результаты работы.
7 Пути реализации проекта: Подготовительный этап: информационно-аналитический 2013–2014 уч.г. изучение педагогической и методической литературы по проблеме ( обучение на курсах повышения квалификации по теме «Организация индивидуально-ориентированных учебных занятий в условиях ФГОС», участие в работе семинаров в школе и т.д.) ; отбор инновационных форм и методов обучения, ориентированных на развитие УУД в условиях личностно-ориентированной направленности образования (участие в работе районных семинаров, посещение открытых занятий «Формирование УУД» и т.д. ; осмысление основных принципов организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы в логике системно - деятельностного подхода ( участие в работе педсоветов, МО, РМО) ; освоение новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы ( участие в работе педсоветов, МО, РМО)
8 Пути реализации проекта: Организационно-практический 2014–2015 уч.г. апробация форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы в логике системно - деятельностного подхода; разработка и внедрение рабочих программ, соответствующих образовательному стандарту
9 Пути реализации проекта: Заключительный этап 2015 г. июнь проведен анализ результатов работы, соотнесение их с поставленными целями и задачами, оформление и описание хода и результатов работы.
10 Предполагаемые результаты проекта разработаны рабочие программы по предметам «Русский язык» и «Литература» разработаны и апробированы фрагменты уроков с использованием системно – деятельностного подхода
11 Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Принципы деятельностного подхода
12 Мотивирование к учебной деятельности; Актуализация знаний; Проблемное объяснение нового знания; Первичное закрепление во внешней речи; Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь); Включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия. Структура урока с применением деятельностного подхода
13 В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». Цель урока: определить сокровенную мысль, напутствие автора – народа в сказке Мотивация
14 При изучении басен в 5 классе тема «Уроки жизни в басне». В начале урока звучат слова учителя: «Жизнь сложна. Каждый человек в жизни совершает ошибки. Литература помогает их избежать. Одним из таких произведений является «басня». Ученики читают басни и готовят ответ на поставленный вопрос. Родной человек… Такие слова напесаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне». Мотивация
15 Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ? 2) НАПИСАТЬ – I спряжения 3) НАПИШЕТЕ – будущее время 4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: напе´ш - ЕТЕ напеш – и´- ТЕ
16 Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
17 Инсерт ( чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.
18 Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
19 Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне
20 Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, напесанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
21 Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
22 Вопросы для рефлексии после этапа урока (самостоятельной работы) Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Что Вам в этом помогло? Какие трудности возникли? Рефлексия деятельности (итог урока) Что для меня самым полезным было на уроке? Что для меня на уроке было самым интересным? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? Где можно применить полученные знания?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.