Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТамара Кривцова
1 1 Информационная безопасность Лекция 2 Законодательный уровень обеспечения ИБ
2 2 Меры законодательного уровня ИБ Меры законодательного уровня обеспечивают правовую поддержку мероприятий информационной безопасности. Выделяют две группы мер: – Меры, направленные на создание и поддержание в обществе негативного отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности; – Направляющие и координирующие меры, способствующие повышению уровня знаний в области информационной безопасности, помогающие в разработке и распространении средств обеспечения безопасности;
3 3 Правовые акты общего назначения Основной закон Российской Федерации – Конституция. Статьи Конституции закрепляют ряд прав граждан на защиту и получение информации: – Ст. 24 – устанавливает право граждан на ознакомление с документами и нормативными актами, затрагивающими права и свободы; – Ст. 41 – гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан, ст. 42 – право на получение информации о состоянии окружающей среды – Ст. 23 – гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений – Ст. 29 – право искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом
4 4 Правовые акты общего назначения Закон "О государственной тайне", В Гражданском кодексе определяются понятия как банковская, коммерческая и служебная тайна: – Ст. 139 определяет, что в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. – Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности.
5 5 Правовые акты общего назначения В Уголовном кодексе введен раздел, посвященный преступлениям в компьютерной сфере: – Ст. 272 – неправомерный доступ – Ст. 273 – создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ – Ст. 274 – нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей Статья 138 УК РФ предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; Статья 183 УК РФ направлена на обеспечение защиты коммерческой и банковской тайны.
6 6 Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Закон N 149-ФЗ (принят 27 июля 2006 года взамен закона 24-ФЗ от 20 февраля 1995) ) является одним из основополагающих законов в области информационной безопасности. В законе юридически определены важные понятия, такие как информация, документированная информация, информационная система, конфиденциальная информация, пользователь информации и т.д. В законе выделены следующие цели защиты информации: – Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения информации – Предотвращения угроз безопасности личности, общества, государства – Предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, обеспечение правового режима документированной информации – Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных – Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством – Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем
7 7 В законе определены задачи защиты информации (прежде всего конфиденциальности данных): – «Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу» В качестве мер по обеспечению защиты информации в законе устанавливаются: – лицензирование организаций, занимающихся проектированием, производством средств защиты информации; – сертификация продуктов и услуг в области защиты информации. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
8 8 Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» Закон 128-ФЗ от устанавливает требование к обязательному лицензированию некоторых видов деятельности, в том числе, относящихся к информационной безопасности: – Распространение шифровальных (криптографических) средств; – Техническое обслуживание шифровальных средств; – Предоставление услуг в области шифрования информации; – Разработка и производство шифровальных средств, защищенных с их помощью информационных систем и телекоммуникационных систем – Выдача сертификатов ключей ЭЦП, регистрация владельцев ЭЦП – Выявление электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации – Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации – Техническая защита конфиденциальной информации
9 9 Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» В соответствии со статьей 1, действие данного закона не распространяется на следующие виды деятельности: – Деятельность, связанная с защитой государственной тайны; – Деятельность в области связи; – Образовательная деятельность. Основными лицензирующими органами в области защиты информации являются ФСБ и ФСТЭК РФ. Криптография и связанные с ней мероприятия лицензируются ФСБ. ФСТЭК РФ лицензирует деятельность по защите конфиденциальной информации. Ввоз и вывоз средств криптографической защиты и нормативно- технической документации к ней осуществляется исключительно на основании лицензии, выданной на основании решения ФСБ.
10 10 Закон 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» Закон «Об электронной цифровой подписи» обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах. Действие данного закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок. ЭЦП равнозначна собственноручной подписи при соблюдении следующих условий: – Сертификат подписи, относящийся к ЭЦП, не утратил силы на момент подписания документа; – Подтверждена подлинность ЭЦП в электронном документе; – ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
11 11 Законодательный уровень применения цифровой подписи 10 января 2002 года был подписан закон «Об электронной цифровой подписи». Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона – 1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. – 2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско - правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.
12 12 Основные понятия закона об ЭЦП электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно - цифровой форме; электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе; владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);
13 13 Основные понятия закона об ЭЦП средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной; сертификат средств электронной цифровой подписи – документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами сертификации; закрытый ключ электронной цифровой подписи – уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи; открытый ключ электронной цифровой подписи; сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или в электронном виде, включающие открытый ключ ЭЦП; подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе – положительный результат проверки; пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи; информационная система общего пользования – ИС, доступная для использования всем физическим и юридическим лицам; корпоративная информационная система – ИС, пользователями которой может быть ограниченный круг лиц.
14 14 Сертификат ключа электронной цифровой подписи По закону сертификат ключа подписи включает в себя: – Уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра; – Фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца; – Открытый ключ ЭЦП; – Наименование средств ЭЦП, с которыми используется данный открытый ключ ЭЦП; – Наименование и местонахождение удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи; – Сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.
15 15 Условия использования электронной цифровой подписи В законе определены условия равнозначности ЭЦП в электронных документах собственноручной подписи на бумажном носителе, содержание сертификата ЭЦП, сроки и порядок хранения сертификатов. Закон определяет задачи и функции удостоверяющих центров, требования к их функционированию. В законе определены особенности использования ЭЦП в сфере государственного управления, в корпоративных информационных системах.
16 16 Оценочные стандарты в области информационной безопасности Оценочные стандарты направлены на классификацию информационных систем и средств защиты по требованиям безопасности. Первым оценочным стандартом, получившим широкое распространение, стал стандарт Министерство обороны США «Критерии оценки доверенных компьютерных систем» («Оранжевая книга») – 1983 г. В данном стандарте рассматриваются вопросы управления доступа к данным (т.е. обеспечение конфиденциальности и целостности информации). Степень доверия оценивается по двум критериям: – Политика безопасности – набор правил, определяющих как обрабатывается, защищается и распространяется информация – Уровень гарантированности – меры доверия, которая может быть оказана архитектуре и реализации ИС.
17 17 Положения «Оранжевой книги» В «Оранжевой книге» определены три категории требований безопасности: – Политика безопасности: Система должна поддерживать точно определенную политику безопасности. Возможность доступа субъектов к объектам должна определяться на основании их идентификации и набора правил управления доступа; С объектами должны быть ассоциированы метки безопасности, используемые в качестве исходной информации для процедур контроля. – Подотчетность: Все субъекты должны иметь уникальные идентификаторы. Контроль доступа должен осуществляться на основании результатов идентификации субъекта и объекта доступа, подтверждения подлинности их идентификации (аутентификация) и правил разграничения доступа. Для определения степени ответственности пользователей за действия в системе, все происходящие события должны отслеживаться и регистрироваться в защищенном протоколе. Система регистрации должна осуществлять анализ общего потока событий и выделять те события, которые оказывают влияние на безопасность.
18 18 Положения «Оранжевой книги» В «Оранжевой книге» определены три категории требований безопасности: – Гарантии: Средства защиты должны содержать независимые аппаратные и/или программные компоненты, обеспечивающие работоспособность функций защиты. Основной принцип контроля корректности состоит в том, что средства контроля должны быть полностью независимы от средств защиты. Все средства защиты должны быть защищены от несанкционированного вмешательства и отключения, причем эта защита должна быть постоянной и непрерывной в любом режиме функционирования системы защиты.
19 19 Механизмы безопасности по «Оранжевой книге» Политика безопасности должна обязательно включать в себя следующие элементы: произвольное управление доступом; безопасность повторного использования объектов; метки безопасности; принудительное управление доступом. Средства подотчетности делятся на три категории: идентификация и аутентификация; предоставление доверенного пути; анализ регистрационной информации. Операционная гарантированность включает в себя проверку следующих элементов: архитектура системы; целостность системы; проверка тайных каналов передачи информации; доверенное администрирование; доверенное восстановление после сбоев.
20 20 Классы защищенности компьютерных систем по «Оранжевой книге» «Оранжевая книга» предусматривает 4 группы критериев, соответствующие различной степени защищенности: от минимальной (группа D) до формально доказанной (группа A). Каждая группа содержит по одному или несколько классов. Уровень защищенности возрастает от группы D к группе A, а внутри группы с увеличением класса: – Группа D. Минимальная защита. – Группа C. Дискреционная защита. – Группа B. Мандатное управление доступом. – Группа A. Верифицированная защита.
21 21 Структура требований «Оранжевой книги» В Оранжевой книге вводятся три категории требований безопасности: – Политика безопасности – Аудит – Корректность В рамках этих категорий введены шесть требований: четыре из них направлены на обеспечение безопасности непосредственно, две – на оценку качества средств защиты.
22 22 Структура требований «Оранжевой книги» Политика безопасности – Требование 1. Политика безопасности. Система должна поддерживать точно определенную политику безопасности. Возможность доступа субъектов к объектам определяется на основе их идентификаторов и набора правил управления доступом. – Требование 2. Метки. С объектами должны быть ассоциированы метки безопасности, используемые в качестве исходной информации для процедур контроля доступа. Система должна обеспечивать возможность присвоения каждому объекту метку, определяющую степень конфиденциальности и режимы доступа к объекту.
23 23 Структура требований «Оранжевой книги» Подотчетность – Требование 3. Идентификация и аутентификация. Все объекты должны иметь универсальные идентификаторы. Контроль доступа осуществляется на основе идентификации субъектов и объектов и правил разграничения. Средства идентификации и аутентификации должны быть защищены от НСД. – Требование 4. Регистрация и учет. Для определения ответственности пользователей, все происходящие в системе события, имеющие значение для безопасности, должны отслеживаться и регистрироваться в защищенном протоколе.
24 24 Структура требований «Оранжевой книги» Гарантии (корректность) – Требование 5. Контроль корректности функционирования средств защиты. Средства защиты должны содержать независимые аппаратные или программные компоненты, обеспечивающие работоспособность функций защиты. Основной принцип контроля корректности состоит в том, что средства контроля независимы от средств защиты. – Требование 6. Непрерывность защиты. Все средства должны быть защищены от несанкционированного вмешательства или отключения. Данное свойство должно соблюдаться в любом режиме функционирования системы защиты и компьютерной системы в целом.
25 25 Стандарт ISO/IEC «Критерии оценки безопасности информационных технологий» Стандарт ISO/IEC является международным оценочным стандартом в области информационной безопасности. Выпущен в 1999 г. Часто для его обозначения используется именование «Общие критерии». «Общие критерии» являются стандартом, определяющим инструменты для оценки безопасности информационных систем и порядок их использования. В отличие от «Оранжевой книги» и других подобных стандартов, Общие критерии не содержат предопределенных классов безопасности. Данные классы могут быть построены для конкретной организации или информационной системы.
26 26 Виды требований информационной безопасности В данном стандарте введены два основных вида требований безопасности: – Функциональные требования, соответствующие активному аспекту защиты и предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам. – Требования доверия, соответствующие пассивному аспекту защиты, предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации ИС. Требования безопасности предъявляются для определенного программно-аппаратного продукта, а их выполнение проверяется с целью оценки уровня информационной безопасности.
27 27 Угрозы информационной безопасности Общие критерии рассматривают объект оценки в контексте некоторой среды безопасности, характеризующейся определенными условиями и угрозами. Для характеристики угрозы информационной безопасности используются следующие параметры: – Источник угрозы; – Метод воздействия на объект оценки; – Уязвимости, которые могут быть использованы; – Ресурсы, которые могут пострадать от реализации.
28 28 Профиль защиты Одним из основных нормативных документов, определяемых в Общих критериях является профиль защиты. Профиль защиты – документ, включающий в себя типовой набор требований, которым должны удовлетворять системы определенного класса. Задание по безопасности (проект защиты) – содержит совокупность требований к конкретной разработке, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей.
29 29 Функциональные требования Функциональные требования сгруппированы в Общих критериях на основе выполнения определенной роли. Всего в Общих критериях определено 11 функциональных классов, 66 семейств и 135 компонентов. Классы функциональных требований: – Идентификация и аутентификация – Защита данных пользователя – Защита функций безопасности (относится к целостности и контролю сервисов и механизмов безопасности) – Управление безопасностью (требования к управлению атрибутами и параметрами безопасности) – Аудит безопасности – Доступ к объекту оценки – Приватность (защита пользователя от раскрытия и использования его идентификационных данных) – Использование ресурсов (требование доступности информации) – Криптографическая поддержка – Связь (аутентификация сторон при обмене данными) – Доверенный маршрут/канал (для связи с сервисами безопасности)
30 30 Требования доверия безопасности Установление доверия безопасности основывается на исследовании объекта оценки. Всего определено 10 классов, 44 семейства и 93 компонента требований доверия. Классы требований доверия безопасности: Требования к разработке системы (поэтапная детализация функций безопасности) Поддержка жизненного цикла (требование к модели жизненного цикла) Тестирование Оценка уязвимостей (включая оценку стойкости функций безопасности) Поставка и эксплуатация Управление конфигурацией Руководства (требования к эксплуатационной документации) Поддержка доверия Оценка профиля защиты Оценка задания на безопасность
31 31 Руководящие документы ФСТЭК РФ Классификация автоматизированных систем (АС) по уровню защищенности от несанкционированного доступа (НСД)
32 32 Руководящие документы ФСТЭК РФ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.