Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГригорий Губарев
1 1 ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Кафедра экономики отраслей и рынков Финансовый менеджмент Курс лекций для дистанционного обучения Автор: канд. экон. наук Е.А. Бирюкова Челябинск, 2011
2 Основные направления финансовой деятельности предприятия Управление денежными потоками Управление финансами Организация взаимодействия отдельных структур Приращение собственных доходов Анализ производственных и экономических процессов Ценовая политика Оперативная работа Систематический и оперативный контроль Инвестиционная деятельность 2
3 Ф М И Е Н А Е Н Д С Ж О М В Е Ы Н Й Т Ф М И Е Н А Е Н Д С Ж О М В Е Ы Н Й Т Финансовый менеджмент – это система знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ресурсами предприятий для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Задачи финансового менеджмента Как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами) Цель финансового менеджмента Увеличение стоимости собственного капитала (размера акционерного капитала) Предмет финансового менеджмента Анализ, организация и осуществление целенаправленного процесса финансово- го регулирования деятельности предприятия, оптимизирующего финансовые показатели, их структуру и пропорции. Виды финансового менеджмента Государственный менеджмент Менеджмент предприятий Сущность финансового менеджмента Как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами) 3
4 Принципы ФМ: 1. Интегрированность с общей системой управления предприятием 2. Комплексный характер формирования управленческих решений 3. Высокий динамизм управления 4. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений 5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия
5 Теории организации бизнеса Максимизация дохода (Profit Maximisation Theory) Наращивание объемов производства и сбыта Теория максимизации богатства акционеров (Wealth Maximisation Theory)
6 Функции ФМ
7 Функции финансового менеджмента как управляющей системы Воспроизводственная Организационная Стимулирующая Контрольная Финансовое планирование Прогнозирование Ф У Н К Ц И И 7
8 Финансовое управление может быть эффективным лишь при наличии у субъекта управления достоверной финансовой информации. Финансовая информация – это система показателей о движении денежных средств. ВНУТРЕННИЕ Данные статистических исследований Маркетинговые исследования рынка Информация различного вида и рода о контрагентах и конкурентах ВНЕШНИЕ Финансовая отчетность Управленческий учет Состояние банковских счетов Данные об объемах производства Размеры закупок материалов Данные об объемах отгрузки Данные об объемах продаж Динамика производственных запасов Состояние дебиторской задолженности Состояние дебиторской задолженности и др. 8 Информационное обеспечение финансового управления
9 Баланс как источник информации Баланс предприятия – это отражение его финансового состояния на конкретный момент времени, являющийся в управлении важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового равновесия, наблюдения за потенциальными факторами его нарушения. Виды финансового анализа баланса Горизонтальный Вертикальный Характеризует изменение показателей за отчетный период Характеризует удельный вес показателей в общей валюте баланса Актив Пассив Внеоборотные активы 119Собственный капитал 116 Запасы:47Задолженность со сроком платежа 120 производственные 11 более одного года (долгосрочная, незавершенное производство 13 среднесрочная) готовая продукция 23 Денежные средства 67Задолженность со сроком платежа 88 менее одного года (краткосрочная) Дебиторская задолженность 91 БАЛАНС324БАЛАНС205 9
10 Анализ ликвидности Методика анализа ликвидности 1. Балансовая модель Условие абсолютной ликвидности: А1 П1; А2 П2; А3 П3; А4 П4. Условие текущей ликвидности: ТЛ = (А1+А2) – (П1+П2). Условие перспективной ликвидности: ПЛ = А3 – П3. 10
11 Анализ ликвидности Методика анализа ликвидности 2. Коэффициентный анализ K= Абсолютная ликвидность краткосрочные фин.вложения + денежные средства кредиторская задолженность + краткосрочные кредиты и займы Текущая ликвидность оборотные активы кредиторская задолженность + краткосрочные кредиты и займы Критическая ликвидность оборотные активы - запасы кредиторская задолженность + краткосрочные кредиты и займы 11
12 Платежеспособность и финансовая устойчивость Степень финансовой устойчивости 1)Абсолютная Нормальная Неустойчивое финансовое положение Критическое финансовое положение Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности Коэффициент автономии Собственный капитал Валюта баланса K=
13 Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности Коэффициент финансирования Собственный капитал Кратк.кредиты и займы+Долгоср.кредиты и займы K= Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Собственный оборотный капитал Оборотные активы K= Коэффициент маневренности Собственный оборотный капитал Собственный капитал K= Коэффициент постоянного актива Внеоборотные активы Собственный капитал K=
14 Коэффициенты прибыльности и рентабельности Рентабельность продаж K= Рентабельность активов K= Рентабельность СК Чистая прибыль Собственный капитал K= Рентабельностьинвестиций Чистая прибыль Ср.величина инвестиций
15 15 Анализ кредитоспособности организации 1. Коэффициент плеча финансового рычага заемный капитал собственный капитал K= 2. Доля долгосрочных кредитов в общей задолженности долгосрочные обязательства общая задолженность K= 3. Доля краткосрочных обязательств перед КБ долгосрочные обязательства общая задолженность K= 4. Доля кредиторской задолженности кредиторская задолженность общая задолженность K=
16 16 Анализ деловой активности организации КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИКОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Коэффициенты оборачиваемости активов 1. Общая фондоотдача выручка ср.стоимость имущества 2. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов выручка ср. стоимость внеоборотных активов 3. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов выручка ср.стоимость оборотных активов K=
17 17 Анализ деловой активности организации 4. Длительность оборота оборотных активов в днях cр. стоимость оборотных активов выручка/365 K= 5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала выручка ср. величина собственного капитала 6. Длительность оборота собственного капитала в днях ср. величина собственного капитала выручка/365
18 Политика формирования финансовой структуры капитала Классификация видов капитала предприятия По принадлежности предприятию Собственный капитал Заемный капитал По целям использования Производительный капитал Ссудный капитал Спекулятивный капитал По объектам инвестирования Основной капитал Оборотный капитал По форме нахождения в процессе кругооборота Капитал в денежной форме По периоду функционирования Частный капитал Государственный капитал Капитал в производственной форме Капитал в нематериальной форме По организационно-правовым формам деятельности Акционерный капитал Паевой капитал Индивидуальный капитал Смешанный капитал
19 Политика формирования финансовой структуры капитала
20 Структура капитала Собственный капитал Заемный капитал Уставный капитал Долгосрочные кредиты и займы Добавочный капитал Резервный капитал Специальные (целевые) фонды Нераспределенная прибыль Краткосрочные кредиты и займы Политика формирования финансовой структуры капитала
21 Формы привлечения заемных средств Краткосрочные банковские ссуды Долгосрочные банковские ссуды Облигационные займы Факторы, сдерживающие кредитование производства: 1. Высокий кредитный риск невозврата ссуд. 2. Отсутствие реальной ответственности заемщиков за убыточные результаты деятельности и возврата ссуд. 3. Недостатки и противоречия законов и норм, регулирующих кредитные отношения. 4. Просчеты в кредитно-денежной, налоговой и инвестиционной политике государства. 5. Отсутствие экономического стимулирования банков, кредитующих сферу материального производства. 6. Отсутствие надежной системы страхования банковских депозитов. 7. Недостаточная ликвидность предоставляемых предприятиями залогов под кредитование. 21
22 Виды облигаций и их свойства Облигация – ценная бумага с фиксированным процентом, выпускаемая частными компаниями или государством. Облигация подлежит погашению (выкупу) в течение обусловленного при выпуске займа срока. С переменной процентной ставкой – ставка купона меняется в зависимости от изменения ставок на денежных рынках или рынка капитала. При меняются в условиях неопределенности будущих процентных ставок из-за инфляции. Продаются по цене, близкой к номинальной. Продаваемые ниже номинала и бескупонные – выпускаются с очень низкой ставкой купона, по ценам ниже номинала, но погашаются по номинальной стоимости. Процентные доходы – выпускаются когда предприятие реорганизуется из-за финансовых затруднений. Обеспеченные другими ценными бумагами – обеспечиваются акциями и облигациями, находящимися в собственности эмитента. С залогом имущества – залог в виде недвижимого имущества или здания. Субординированные – востребованы после облигаций, обладающих преимуществом в погашении. Необеспеченные – используются только финансово надежными компаниями. Конвертируемые облигации обычно являются необеспеченными. 22
23 Эффект финансового рычага и заемная политика фирмы Финансовый рычаг - это объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал Эффект финансового рычага = где n – ставка налога на прибыль; ЭР – экономическая рентабельность активов = СП – средняя процентная ставка по кредиту ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал
24 Три составляющие ЭФР 1. Налоговый корректор финансового рычага (1 - n), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. 2. Дифференциал финансового рычага (ЭР-СП), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит. 3. Коэффициент финансового рычага (ЗК/СК) который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
25 Оценка производственного рычага Коэффициент операционного рычага = Сила воздействия операционного рычага = Маржинальный доход = Выручка – Перем. Затраты = Прибыль + Пост. затраты Точка безубыточности Точка безубыточности = Удельн. марж. доход =
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.