Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСергей Щербаков
2 Первая мифологическая система относится ко времени распространения кукурузы как культурного растения. Верховным и всеобъемлющим божеством является "Богиня с косами". В этом мифологическом персонаже сливаются воедино более ранние представления о духах растительности и животного мира. "Богиня с косами" олицетворяет одновременно небо и землю, дает жизнь и поглощает живущее; она владычица всякой влаги, от нее зависит процветание и размножение всего растительного и животного мира. Кукуруза - ее дар человечеству. В позднейших мифологических системах это божество распадается на ряд отдельных, более узких по своим функциям богинь. Этой многофункциональности в мифологическом образе соответствует и многоликость его иконографии. Женская глиняная статуэтка из Тлатилько
3 "Богиня с косами" имеет сына - "Толстого бога". Он служит посредником между своей матерью и людьми. Одновременно он и олицетворение пищи. Упитанность младенца передает идею изобилия. В пантеоне того времени встречается еще один персонаж - пожилой бородатый мужчина. В нем можно предполагать прообраз будущего старого бога, божества огня, подземных сил и землетрясений.
4 Следующий этап в развитии мифологии обитателей Месоамерики связан с ольмеками. В этот период прослеживается большая устойчивость мифологических образов, их закрепление в определенных функциональных рамках. Этот процесс находит отражение и в иконографии. Можно уже говорить об определенных канонических приметах в облике того или иного божества. Необычайно широкое распространение получает культ ягуара.
5 Одним из основных мифов ольмеков было сказание об обретении их главного питательного злака - кукурузы. Бог-благодетель человечества (Кецалькоатль) достал зерна кукурузы из горы, где они были спрятаны.
6 Было время, когда существовало лишь Высшее Начало - "Мать и Отец богов" (Ометеотл). Он породил четырех детей. Это были божественные силы - братья: два Тескатлипока, красный и черный ("Дымящееся Зеркало" - вечно юный бог карающего правосудия, ночи и судьбы); Кетцалькоатль, белый ("Оперенный Змей" - бог ветра, воздуха, покровитель знания и жрецов); Уитцилопочтли, голубой ("Колибри-слева" - бог войны; назван так потому, что считалось, будто души храбрых воинов превращались в колибри), Однако эти четыре бога всегда лишены покоя, потому что находятся в состоянии вечной борьбы друг с другом за господство в Космосе. Ометеотл
7 В Теотиуакане, по мнению древних жителей Мексиканской долины, был запущен в действие основной закон нашего мира - закон жертвы. Боги собрались здесь и начали спорить, кому быть пятым Солнцем. В результате этого произошло самосожжение двух богов. Первый, Текуксистекатль, был трусливым и надменным, он прыгнул в пепел, в результате чего стал Луной. Другой бог, Нанаукацин, сгорел сразу и стал Солнцем. В Теотиуакане существовали пирамиды Солнца и Луны. Пирамида Солнца Пирамида Луны
8 В последующий период (первые века до н. э.- IX в. н. э.) происходят значительные изменения. Появляются и развиваются раннеклассовые города-государства, в разработке возникающих пантеонов основное участие принимают уже специалисты - жрецы. Устанавливается связь божеств с появившимся культом правителей. Широкое распространение получает представление о том, что кровь правителя является особо важной субстанцией в культе богов, необходимой для благополучия государства. Возникают специальные божества смерти. Посвящение в сан жреца. Фрагмент настенной живописи в Бонампаке
9 В пантеон майя входило огромное количество богов. Причиной этого является то, что каждый бог имел множество ипостасей. Главным из богов майя, был бог Ицамна – «Дом Ящерицы». Его почитали как изобретателя письменности и покровителя ученых и учености. Его супругой была Иш Чель «Госпожа радуги», старая богиня, под покровительством которой находились ткачество, медицина и деторождение, она богиней старой луны. Все остальные боги были потомками этой пары. В углах плоской земли жили добрые боги дождя, каждый из которых именовался Чак и имел свой цвет. Майя очень почитали Чаков, проявления силы которых они видели в громе и молнии. Менее значительными божествами были покровители различных слоев общества и видов деятельности. Гораздо сложнее разобраться с теми из богов, которые были, связаны с представлениями о различных родах и линиях происхождения людей.
10 В конце I тыс. н.э создается новый религиозно-мифологический комплекс. Основной идеей его было представление о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особо важное значение придавалось кормлению бога солнца - без этого он не мог бы совершать свой каждодневный путь по небу. А смерть солнца должна была повлечь за собой гибель существующей Вселенной. В связи с этим возрастает роль воинов - добытчиков пленных, источников пищи для божеств. Вождь майя и пленные. Фрагмент настенной живописи в Бонампаке
11 В это же время на территорию Месоамерики проникают с севера кочевые племена наука. В результате большинство старых городов-государств прекращает свое существование. Создаются новые племенные и государственные образования. Среди них наиболее крупным по размеру и самым могущественным было царство тольтеков. Мифологическая система, которая получила распространение в новых государствах, сложилась из разрозненных и переосмысленных остатков второй, комплекса верований народов Мексиканского залива и мифологии племен наука. Наиболее известным образцом этой третьей системы может служить мифология ацтеков. Статуи воинов-тольтеков (Тула)
12 Пантеон ацтеков состоял из множества божеств. Во главе пантеона стояло верховное божество Тлоке Науаке. Ступенью ниже – божественна чета Тонатекутли и Тонакасиуатль («владыки существования»), а также Ометекутль («владыка двойственности»). Еще одна группа объединяла богов звезд и планет (Тонатиу, Мецтли, Тлауискальпантекутли и др.). Последняя группа включала богов стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль и др.). Тлалок - бог дождей и грозы Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (Курящееся Зеркало), бог огня Шиутекутли и Кецалькоатль (Пернатый Змей). Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли, ассоциировались с Солнцем. Уицилопочтли
13 Кецалькоатль По легенде ацтеков и тольтеков, Кецалькоатль был высоким, белокожим, носил бороду и посвящен был в высшее духовное знание. Его правление расценивали как золотой век. Однако из-за зависти брата и соправителя Тецкатлипоки, Кецалькоатлю пришлось покинуть страну. Прежде чем отплыть на восток, он обещал вернуться, чтобы восстановить законный порядок и просвещение.
14 Вселенная и у майя, и у ацтеков считалась скорее религиозным, чем географическим целым. У майя она состояла из 13 небес и девяти подземных миров. В центре вселенной стоит мировое древо, пронизывающее все слои небес, а по его углам – четыре других. Вселенная у ацтеков также делилась на области в горизонтальном и вертикальном направлениях. Согласно мифам, вселенная была создана Тецкатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа. Первый этап или эра, или Солнце («Четыре ягуара») закончился истреблением живших в то время гигантов ягуарами. Вторая эра («Четыре ветра») закончилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третья эра («Четыре дождя») имела в конце всемирный пожар. Четвертая эпоха («Четыре воды») завершилась потопом и превращением людей в рыб. Современная пятая эра («Четыре землетрясения») должна закончиться землетрясениями. В каждую из эр правил определенный бог Тецкатлипока
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.