Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭдуард Федотов
1 Профессиональная компетентность учителя Содержание Структура Оценка Психолого-педагогическая школа КОУ «Школа 18», 2014
2 Задачи ППШ: На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно - деятельностных компонентах; Способствовать осознанию педагогами школы необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с учащимися; Ознакомить с педагогов со способами диагностики отдельных компонентов собственной ППК и комплексной диагностикой способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию; Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.
3 Психолого-педагогическая компетентность педагога (далее ППК) В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность (ППК) определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
4 В качестве основных компонентов ППК рассматриваются три блока: В качестве основных компонентов ППК рассматриваются три блока: 1. Психолого-педагогическая грамотность; 2. Психолого-педагогические умения; 3. Профессионально значимые личностные качества.
5 Умения, благодаря которым учитель создает и поддерживает контакт с воспитанниками: 1. Это умение использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения, т.е. способов, с помощью которых учитель реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и учащихся. 2. Основной критерий сформированности профессионально- деятельностного компонента ППК - умение учителя самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ученика.
6 Единство профессионального и личностного компонентов Профессиональное самосовершенствование Развитие личности Профессионально значимые личностные качества
7 Межличностные отношения Воплощенное знание Академическое знание Личностное знание
8 Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: Педагогический такт; Наблюдательность; Способность и желание работы с детьми; Заинтересованность в результате своей работы; Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно- воспитательного процесса; Организаторские способности; Простота, ясность и убедительность речи; Управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях.
9 Педагогический такт предполагает: Уважение к школьнику и требовательность к нему; Развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; Внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека; Разумность, и последовательность требований к ученику; Доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
10 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно). 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно). Начинающие педагоги (1-2 года) Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. Молодые специалисты (2-5 лет) Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. Опытные учителя (5-10 лет) Стадия учительской компетентности. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.
11 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно). Профессионалы (10-20 лет) Период профессионального мастерства. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. Эксперты (Свыше 20 лет) Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
12 Компетентный учитель - это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности
13 Уровни профессиональной компетентности учителя 1. Владение основами профессии, 2. Применение известных в науке и практике приемов; 3. Повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя); 4. Положительная результативность и эффективность образовательного процесса; 5. Преимущественная ориентация на знания у обучающихся.
14 Уровень профессиональной компетентности «учителя-мастера» Владение лучшими образцами приемов, известных в науке и практике; Повседневное решение нестандартных педагогических задач (открытия для себя); Устойчивая высокая эффективность ОП; Оптимальность (работа без перегрузок); Стремление учитывать развитие учащихся; Передача опыта другим учителям.
15 Уровень профессиональной компетентности «учителя-новатора» Поиск и использование оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения и воспитания; Творчество в ОП (открытие для себя); Эффективность в поисках нового; Четкая ориентация на развитие учащихся как главный результат труда; Индивидуальность образовательного процесса.
16 Уровень профессиональной компетентности «учителя-исследователя» Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов у других учителей; Оценивание эффективности, оптимальности ОП.
17 Уровень профессиональной компетентности «учителя-профессионала» Учитель - профессионал – это «мастер», «новатор», «исследователь». Стремление к саморазвитию; Все поиски «от ученика» и для ученика; Новатор, пробующий все новое; Мастер, владеющий багажом современной науки; Учитель, находящий и внедряющий новое, исследующий результативность, создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке.
18 Содержание педагогической компетентности (по В.Т. Чичикину) Компоненты: Информационный (теоретический); Операционный (практический); Мотивационный (личностный);
19 Информационный компонент Профессионально-педагогическая эрудиция Широкий кругозор, общая культура; Психолого-педагогические знания; Безупречное знание предмета; Знание методики преподавания.
20 Операционный компонент Владение : профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом; разными технологиями и методами обучения; методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности; владение аудиторией, профессиональная наблюдательность.
21 Мотивационный компонент Любовь к детям; Требовательность к себе и детям; Доброжелательность и общительность; Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету; Постоянное совершенствование педагогического мастерства.
22 Пути развития профессиональной компетентности педагога: Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней); Инновационная деятельность педагога; Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.; Обобщение и распространение собственного педагогического опыта; Аттестация педагогов, повышение квалификации Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
23 Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания) Профессиональная компетентность учителя определяется умением : Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки; Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями; Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ; Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования. ( Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004, Из-во РГПУ им. А.И. Герцена)
24 Психолого-педагогическая школа КОУ «Школа 18», уч.г. (1) Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! До новых встреч в новом 2014 году !!! До новых встреч в новом 2014 году !!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.