Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Гринченко
1 Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях М ЕТОДИСТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С АР ИПК И ПРО Д ОМНИКОВА С ВЕТЛАНА В АЛЕНТИНОВНА
2 " Качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты. В первую очередь она должна быть современной". Владимир Путин
3 В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются следующие позитивные тенденции: – реализуются инновационные проекты культурно- исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий; – получает дальнейшее развитие система защиты прав детей; – совершенствуются социально-педагогическая и психологическая служба ОУ, развивается многофункциональный механизм их деятельности; – наблюдается повышение социального статуса педагога- воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования; – осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
4 Наряду с этим в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания: – потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи; – становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения; – необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем; – потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания;
5 Воспитание в современной школе - создание условий для развития личности ребенка, его духовно- нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач
6 Читаем ФГОС: воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
7 Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
8 Основания для разработки программы - Конституция Российской Федерации; - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция о правах ребенка; - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года; - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.; - Федеральный Закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599;
9 - Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от 1 июня 2012 года 761; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г р; - Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36).
10 Целевые группы Программы Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.
11 Цель Программы: укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования
12 Задачи Программы: 1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в ОУ. 2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы. 3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов РФ, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в ОУ с учетом региональной специфики. 4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. 5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
13 6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи. 7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы. 8. Обеспечение информационной поддержки Программы. 10. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы. 11. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации
14 Основные принципы реализации Программы Программа: - осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; - включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
15 - учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно- субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого- педагогической помощи учащимся в процессе социализации; - соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
16 учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций; - основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками; - учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации ;
17 - соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности; - учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом. - опирается на природосообразность и природа способность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
18 - опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий; - основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций; - сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно- исторических ценностей и традиций своего народа;
19 -осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов; - соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса; - опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни; - учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих общечеловеческим ценностным установкам;
20 - основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе; - предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;
21 Сроки и этапы реализации Программы 1 этап: годы. Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы. Проведение научно-исследовательских работ. Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.
22 Сроки и этапы реализации Программы 2 этап: годы. Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы. Разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров.
23 Сроки и этапы реализации Программы 3 этап: годы. Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.
24 Основные направления реализации Программы Нормативно-правовое - разработка нормативной базы на региональном уровне, определяющей механизмы реализации Программы с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования. Организационно- управленческое - организация межведомственного сетевого взаимодействия ОУ и УДО, обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных заданий на реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ; создание региональных (в федеральных округах или в субъектах РФ) координационных (опорных) центров по организации, проведению и мониторингу воспитательной деятельности.
25 Основные направления реализации Программы Кадровое - разработка программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для ОУ на основе потребностей рынка труда (разработка методических рекомендаций, разработка федеральных государственных требований к повышению квалификаций и т.д.); обобщение лучшего педагогического опыта на региональном уровне, развитие банка лучших инновационных практик; внедрение позитивного опыта реализации Программы в социокультурном пространстве. Информационное - организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением федеральных и региональных ресурсов (СМИ, Интернет-сайты или страницы сайтов образовательных учреждений, Интернет - конференции, вебинары, форумы и иные).
26 Основные направления реализации Программы Мониторинговое - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы в субъектах Российской Федерации. Финансовое – организация финансовой поддержки реализации Программы. Материально-техническое - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
27 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: Гражданско-патриотическое. Нравственное и духовное воспитание. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Интеллектуальное воспитание. Здоровьесберегающее воспитание. Социокультурное и медиакультурное воспитание. Культуротворческое и эстетическое воспитание. Правовое воспитание и культура безопасности. Воспитание семейных ценностей. Формирование коммуникативной культуры. Экологические воспитание.
28 Ожидаемые результаты реализации Программы – создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании; – выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления; – закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность и т.п.;
29 Показатели и индикаторы реализации Программы - создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях; - внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи; - внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся; - рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях; - повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
30 УДАЧИ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.