Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛев Пестриков
1 9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Семинар: «Современный урок: его цели и структура» Вязинько Е.П. - заместитель директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год
2 Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.)
3 Современный урок Современный урок урок, соответствующий нынешним ттребованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
4 Три постулата современного урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Три постулата современного урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
5 Принципы построения современного урока: приоритет индивидуальности приоритет вариативности приоритет открытости Ученик-субъект образовательного процесса, носитель самоценного и личностно – значимого субъектного опыта Технология проведения урока, предполагающая разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях определяет позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении Использование на уроке разнообразных видов общения реализуется через организацию учебного диалога
6 Признаки современного урока: Главная цель урока – развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания. Личностно – ориентированный подход. Компетентностный подход. Организация урока динамична и вариативна. Использование современных педагогических технологий.
7 «Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута» (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., С. 302.).
8 ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА Познавательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся). Развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся, и какой это может дать развивающий результат). Воспитывающая (какие качества личности формируются)
9 1. Тре Познавательный аспект я к результатам Он складывается из выполнения следующих требований: -учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат! - осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность; -формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; -формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности; -формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
10 . Развивающий аспект Ттребования к результатам Развивающий аспект складывается из нескольких блоков: I блок - Развитие речи : обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Речевое развитие - показатель интеллектуального и общего развития ученика. II блок - Развитие мышления. III блок-Развитие сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи). IV блок - Развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.).
11 1. Тре Воспитывающий аспект бования к результатам Воспитывающий аспект предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
12 1. Ттребования к результатам Триединая цель Предметные соотносятся с темой и содержанием урока, его дидактической задачей Личностные формирование личностных УУД, через содержание учебного материала Метапредметные развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
13 1. Т Важные особенности современного урока: требования к результатам. определение учащимися целей и задач собственной учебно-познавательной деятельности; понимание и принятие цели урока учащимися; установление межпредметных связей, связей содержания образования с личным опытом и интересами детей, их возрастными особенностями; создание доброжелательной атмосферы, основанной на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей; формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, который обеспечивается осознанием значимости учебного материала; обучение учащихся таким способам учебной работы, владение которыми дает шанс учиться успешно, что создает основу для их психологического комфорта; развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности и умения принимать решения, приобретать знания и осваивать способы работы с информацией;
14 дифференцированное групповое обучение с проблемными заданиями, различные виды самостоятельной работы; усиление положительной внутренней мотивации, развитие процессов понимания посредством использования различных способов объяснения, стимулирования познавательной работы, используя различные оценочные действия: текущий и итоговый контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности; участие учащихся в оценке процесса и результатов учебно-познавательной деятельности; использование данных оценки эффективности урока для постановки перспективных целей, определение содержания и объема домашнего задания.
15 Ттребования к уроку : 1. Дидактические ттребования к современному уроку: четкое формулирование триединой дидактической цели; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся.
16 Ттребования к уроку: 2. Психологические ттребования к уроку: проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
17 Ттребования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения. Обеспечивать соблюдение единого орфографического режима школы.
18 Основные этапы современного урока: Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Мотивационный момент.Приветствие учителя, подготовка рабочих мест Постановка цели урока в начале или в процессе урока. Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД, приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Актуализация знаний, УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости. Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…). Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей) Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
19 Основные этапы современного урока: Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Рефлексия деятельности Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
20 Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
21 Ттребования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
22 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Джон Дьюи
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.