Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭдуард Косинский
1 МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский
2 Человек существует, развивается и формируется как личность, благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее все равно присутствуют потребности, которые надо удовлетворять.
3 Мотив – это психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности; или все то, ради чего происходит активность. В основе мотивов поведения лежат потребности. Под мотивом понимается определенная потребность, т.е. мотив указывает на способ ее удовлетворения. Мотивация побуждение, вызывающее активность организма и определяющие его направленность. Мотивация совокупность побуждений к деятельности.
4 Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.
5 Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями: это внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1. Осознание ребенком объективной значимости учения; 2. Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении; это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция ребенка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции это познавательно- эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
6 Значение мотиваций в учебе Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
7 Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
8 Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели получения хорошего образования. Значение мотиваций в учебе
9 Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы. познавательные мотивы социальные мотивы направленность на изучение материала по предмету; процесс познания; приёмы приобретения знаний; организация учебного труда; самообразование. направленность на общение с людьми; отношения с другими людьми; стремление занять определённое место среди сверстников; заслужить авторитет; осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия.
10 Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой) Начальная школа Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности. Потребность заслужить похвалу взрослых. Потребность стать лучшим, стать отличником
11 Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных. Мотив достижения успеха в учебе не развивает- ся. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) Подростковая школа
12 содержание учебного компонента; методы и средства обучения; организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося. Урок Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты:
13 Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как сильных, так и слабых учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока :
14 Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микро целями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения
15 Одним из стимулов мотивации является оценка Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует : Когда ученик уверен в её объективности; Когда ученик воспринимает её как полезную для себя; Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать. Оценка
16 Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции : связанные со школой в целом, пребыванием в ней; обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися; связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей; положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство); от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний. Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта. Эмоции
17 Эмоции с отрицательной модальностью неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей; обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости; перегрузки, эмоциональная напряженность. Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.
18 При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов: процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий; показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.
19 Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций. Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных вне предметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;
20 Мотивационная сфера учения Внутреннее отношение ученика к учению Побудитель- ная причина к действию Направлен- ность ученика на выполнение действий Реакция ребенка на воздействие внутренних и внешних раздражителей Познавательно- эмоциональное отношение школьника к учению Мотивационная схема учения школьников Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы
21 -У-У-У-Учет возрастных особенностей школьников; -Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; -Создание ситуации успеха; -Вера учителя в возможности ученика; -Формирование адекватной самооценки учащихся; -Выбор действия в соответствии с возможностями Ученика. Смысл учения Мотив учения «Формирование мотивации учения» Установки и действия педагога Компоненты мотивационной сферы учения
22 -Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; -Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; -Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; -Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; -Создание ситуации успеха; Постановка целей «Формирование мотивации учения» Установки и действия педагога Компоненты мотивационной сферы учения
23 Эмоции -С-С-С-Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; -И-И-И-Использование коллективных и групповых форм -о-о-о-организации учебной деятельности; -Э-Э-Э-Эмоциональная речь учителя; -П-П-П-Применение поощрения и порицания; -И-И-И-Использование проблемных ситуаций, споров, дискус- сий; -И-И-И-Использование игровых технологий. «Формирование мотивации учения» Установки и действия педагога Компоненты мотивационной сферы учения
24 -И-И-И-Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; -Н-Н-Н-Нестандартная форма проведения урока; -И-И-И-Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; -Э-Э-Э-Эмоциональная речь учителя; -П-П-П-Применение поощрения и порицания. Интерес Компоненты мотивационной сферы учения «Формирование мотивации учения» Установки и действия педагога
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.