Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОлег Беклешов
1 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Межкультурные различия и их влияние на экономическое сотрудничество
2 Семинар «Межкультурные различия и их влияние на экономическое сотрудничество» Референт: Директор программы «Межкультурная коммуникация» Лучихина Лариса Федоровна
3 «Межкультурные различия и их влияние на экономическое сотрудничество» Цели семинара: Создание конкурентных преимуществ фирмы в ходе анализа основных межкультурных различий потенциальных и существующих партнеров Учет влияния национального менталитета на экономическое сотрудничество
4 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Предмет сравнительного или кросс-культурного менеджмента Управление отношениями, возникающими на стыке национальных культур (межкультурные коммуникации) Изучение причин межкультурных конфликтов и их нейтрализация Выяснение и использование в управлении поведенческих закономерностей, присущих национальной деловой культуре
5 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина 250 определений понятия «культура» на Международном философском конгрессе 1980 г. Культура – устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров и поведенческих стереотипов, принятых в данной стране или группе стран и усвоенных личностью. «Культура – коллективное программирование ума, которое отличает представителей одной категории людей от другой» Гирт Хофстеде
6 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Три объединяющих положения в определении культуры по Э. Холлу Культура – не нечто врожденное, а приобретенное; Различные проявления культуры взаимосвязаны, если затронуть одну её часть, то это окажет воздействие на все остальные; Всем членам общества свойственны единые культурные ценности, культура определяет границы различных социальных групп.
7 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Три уровня ментального программирования человека Специфична для индивидуума личность переживается и изучается Специфична для группы культура изучается Универсальна человеческая натура наследуется
8 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Луковичная диаграмма культуры ценности ритуалы герои символы
9 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Модель айсберга Отношения человек- среда Межличностные отношения Фундаментальные ценности и убеждения «Очевидная культура» Очевидные характеристики Социальные и экономические условия Язык, искусство, внешний вид «Скрытая культура» Глубинные аспекты культуры Политические мнения Власть правительства или компании Роль женщины/семьи Восприятие иерархии Суббординация в группах Религия Идеология Традиции Отношение ко времени, пространству
10 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Параметры культуры Исследование голландского социолога Гирта Хофстеде 1968 и 1972 гг. проведено в 72 национальных дочерних фирмах международного концерна IBM в 53 странах мира охватило 38 профессий, 20 языков обработано анкет, содержавших около 100 вопросов для сотрудников
11 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Hofstede G/Lokales Genken, globales Handeln/ Kulturen, Zusammenarbeit und Management. C.H.Bech, München, 2001 «...примеры межнационального сравнения не обязательно должны быть репрезентативными при условии, что они функционально равнозначны. Служащие IBM представляют хотя и ограниченный, но очень подходящий пример... Единственное, что может объяснить систематические и стойкие различия между национальными группами в рамках столь однородного мультинационального коллектива, так это сама национальность та национальная среда, в которой люди выросли до того, как собрались у этого работодателя. Поэтому сравнение филиалов IBM демонстрирует национальные культурные различия необычайно ясно.»
12 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Параметры культуры Гирта Хофстеде Дистанция власти Индивидуализм/коллективизм Мужественность/женственность (маскулинность/фемининность) Избежание неопределенности
13 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Дистанция власти Приемлемость неравномерного разделения власти в организации и обществе, которое выражается в структуре и функциях социальных институтов (эгалитарные и авторитарные культуры) Степень неравенства руководителей и подчиненных, которая воспринимается членами общества как нормальная и естественная
14 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Дистанция власти Культуры с высокой дистанцией власти Сотрудники предпочитают открыто не выражать свое несогласие с мнением начальства Наиболее распространен автократический характер власти Подчиненные ожидают указаний и инструкций «Идеальный» руководитель или предельно автократичен, или выступает в роли «отца семейства» Разрыв в оплате труда часто превышает 20-и кратный уровень Наличие у руководителя привилегий распространено и воспринимается как нормальное Выраженное чинопочитание
15 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Дистанция власти (семья, школа) Низкая дистанция власти У детей вырабатывается собственный характер Отношение к родителям на основе равенства В обучении центральная фигура учащийся Обучение объективный процесс познания Высокая дистанция власти Дети должны слушать родителей и наставников (послушание ) Почтительное, подчиненное отношение к родителям В обучении центральная фигура – учитель Обучение - восприятие мудрости учителя (гуру)
16 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Дистанция власти (работа) Низкая дистанция власти Иерархия – временное ролевое неравенство, необходимое для удобства управления С подчиненными принято консультироваться Идеальный руководитель – грамотный и способный (resourceful) демократ Высокая дистанция власти Иерархия – естественное, постоянно существующее неравенство Подчиненные ждут указаний и инструкций Идеальный руководитель – великодушный и доброжелательный автократ
17 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Дистанция власти Культуры с низкой дистанцией власти Австрия Израиль Дания Ирландия Швеция Норвегия Финляндия Швейцария Великобритания Германия Культуры с высокой дистанцией власти Малайзия Гватемала Панама Филиппины Мексика Венесуэла Арабские Эмираты Эквадор Индонезия Индия
18 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Индивидуализм/коллективизм Внутренние связи в обществе Степень эмоциональной и рациональной привязанности человека к окружающим Восприятие человеком себя как индивидуальность или как часть группы
19 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Индивидуализм/коллективизм (семья, школа) Индивидуализм Воспитание в духе «Я» Уважение к личному мнению Обязательства по отношению к себе: собственные интересы, самоактуализация, чувство вины Постоянное обучение и повышение квалификации При обучении учат как учиться Коллективизм Воспитание в духе «мы» Мнение семьи важнее личного Обязательства по отношению к семье: гармония интересов, уважение к общей позиции, чувство стыда за проступки «Учиться нужно в молодости» При обучении учат «как» делать что-то
20 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Индивидуализм/коллективизм (работа) Индивидуализм Этический стандарт и закон – универсальны для всех «Другие» - это потенциальные ресурсы «Цель» выше личных отношений Отношения руководитель- подчиненный строятся на рациональной основе Коллективизм Двойной стандарт - «мы» и «они», «Истина конкретна» «Другие» не наша забота Отношения выше цели Отношения руководитель- подчиненный строятся на принципах морали
21 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Индивидуализм/коллективизм Культуры с высокой степенью индивидуализма США Австралия Великобритания Канада Нидерланды Италия Бельгия Германия Финляндия Австрия Культуры с низкой степенью индивидуализма Гватемала Эквадор Панама Венесуэла Колумбия Индонезия Пакистан Южная Корея Китай Гонконг
22 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Мужественность/женственность (маскулинность/фемининность) Мужественность – приверженность таким ценностям, как рекорды, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех определяет социальную значимость индивидуума. Женственность – приверженность таким ценностям, как потребность в ровных, теплых взаимоотношениях, скромность, забота о слабых, склонность к компромиссам, уют, качество жизни. Социальная значимость связана с нематериальными жизненными ценностями.
23 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Мужественность/женственность (семья, школа) Мужественность Акцент на достижения Соревновательность Разрешение конфликтов силовым методом При обучении ориентация на лучшего Цель – академические успехи Неуспеваемость, отчисление – жизненная катастрофа Женственность Акцент на отношения Солидарность Разрешение конфликтов через компромисс и переговоры При обучении ориентация на среднего Цель – социальная адаптация Результаты учебы не очень важны
24 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Мужественность/женственность (работа) Мужественность Напористость, самоуверенность приветствуются Ценится умение подать себя (oversell yourself) Акцент на карьеру Решительность в поступках приветствуется Женственность Над напористостью и агрессивностью подсмеиваются Ценится скромность в самооценке (undersell yourself) Акцент на качество жизни Взвешенность в поступках приветствуется
25 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Мужественность/женственность Культуры с мужским началом Япония Австрия Венесуэла Италия Швейцария Мексика Ирландия Великобритания Германия США Культуры с женским началом Швеция Норвегия Нидерланды Дания Югославия Финляндия Чили Португалия Таиланд Гватемала
26 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Избегание неопределенности Степень ощущения опасности, воспринимаемая членами данной национальной культуры при столкновениями с незнакомыми ситуациями, т.е. насколько комфортно он себя чувствует в ситуации неопределенности, двусмысленности.. От этого во многом зависит склонность следовать закону: работающий закон уменьшает неопределенность. Когда всем выгоднее жить в предсказуемой среде, то в обществе появляются стандарты поведения, способствующие возникновению взаимного доверия.
27 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Избегание неопределенности (семья, школа, работа) Низкий уровень избегания неопределенности Непривычное – любопытно Расслабленность, добродушие Низкий уровень стресса Демонстрация эмоций и агрессии недопустимы Высокий уровень избегания неопределенности Незнакомое, непривычное – опасно Высокий уровень стресса, беспокойства и тревожности Демонстрация эмоций, агрессии нормальны
28 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Избегание неопределенности (школа) Низкий уровень избегания неопределенности Обучаемым комфортно при неструктурированных программах свободных заданиях работе без расписания если учитель говорит «не знаю» Высокий уровень избегания неопределенности Обучаемым комфортно при структурированных программах четких целях и задачах работе по расписанию если учитель «знает все»
29 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Избегание неопределенности (работа) Низкий уровень избегания неопределенности Нелюбовь к правилам, как к писанным так и к неписанным Нелюбовь к стандартам и формальностям Большая склонность к риску в незнакомых условиях Убежденность в возможности решения проблем и без множества формальных правил Позитивное восприятие молодежи и людей с нестандартным поведением и образом мыслей
30 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Избегание неопределенности (работа) Высокий уровень избегания неопределенности Эмоциональная потребность в правилах – писанных и неписанных Стремление к большому количеству формальных стандартов Склонность полагаться на мнение экспертов, а не на свой здравый смысл Проявление национализма и раздражения по отношению к национальным меньшинствам Недоверие к молодежи, привязка карьеры к возрасту
31 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Избегание неопределенности Низкий уровень избегания неопределенности Дания Швеция Гонконг Ирландия Великобритания Индия США Канада Высокий уровень избегания неопределенности Греция Португалия Бельгия Япония Франция Испания Турция Израиль
32 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Конфуцианский динамизм – долгосрочная /краткосрочная ориентированность Долгосрочные культуры ориентированы на будущее, поощряют настойчивость и экономность Краткосрочные культуры ориентированы на прошлое, поощряют традиционализм и сохранение стабильности
33 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Значение параметров Хофстеде Страна Дистанция власти Отношение к неопреде- ленности Индивиду ализм Мужест- венность Мексика Венесуэла Колумбия США Канада Великобритания Ирландия
34 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Дистанция власти и отношение к неопределенности в некоторых деловых культурах 0 Низкая степени избежания неопределенности Низкая дистанция власти Дания Ирландия Великобритания Н.Зеландия США Норвегия Канада 56 Австралия Низкая степени избежания Ямайка неопределенности Высокая дистанция власти Южная Африка Индия Швейцария Финляндия Германия Австрия Израиль Высокая степень избежания неопределенности 112 Низкая дистанция власти 10 Италия Пакистан Испания Корея Турция Япония Бельгия Португалия Высокая степень избежания Греция неопределенности Высокая дистанция власти
35 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Соотношение индивидуализма/коллективизма и дистанция власти Низкая дистанция власти Низкий уровень индивидуализма Низкая дистанция власти Высокий уровень индивидуализма Колумбия Венесуэла Чили Перу Португалия Мексика Ирландия Новая Зеландия Канада Великобритания США Австралия Высокий уровень индивидуализма Низкая дистанция власти Южная Африка Низкий уровень индивидуализма Высокая дистанция власти
36 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Высококонтекстуальные культуры и низкоконтекстуальные культуры Низкоконтекстуальные культуры: человек оценивается на основе собственных поступков и достижений; праздность рассматривается как нечто постыдное; происхождение, возраст, связи, пол не являются решающими для карьеры; вещи принято называть своими именами Высококонтекстуальные культуры: происхождение, связи, возраст, означает больше, чем личные качества; вещи не называют своими именами, принято избегать прямых ответов, значение сказанного зависит от контекста
37 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Монохронные и полихронные культуры Монохронные Полихронные Межличностные отношения Подчинены установленному порядку Установленный порядок подчиняется межличностным отношениям Координация деятельности Сроки переговоров и встреч назначаются заранее и строго соблюдаются Спонтанное назначение времени, календарные планы роли не играют Постановка задач Последовательное выполнение одной задачи за другой Одновременное выполнение нескольких задач
38 Межкультурный менеджмент 2007 Л.Ф.Лучихина Монохронные и полихронные культуры Монохронные Полихронные Разделение рабочего и личного времени Строгое разделение между личной и деловой сферой Смешение личной и деловой сфер Временная структура Время – нерастяжимо и неизменно Время - растяжимо и изменчиво Восприятие организации Деятельность изолирована от организации Деятельность интегрирована в организацию
39 Семинар Межкультурные различия и их влияние на экономическое сотрудничество
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.